Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе
статья (подготовительная группа) по теме
Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе
Закончив институт, и придя работать в школу я стала замечать некую пассивность мальчиков, не только в учебе, но и в общественной и повседневной жизни. Все самые важные и ответственные дела, как правило, доверяют девочкам, а мальчики либо сами отказываются от выполнения, либо их просто обходят стороной. Я задумалась, почему же так происходит? Ведь мальчики по определению должны быть смелыми, решительными, ответственными. Придя на работу в дошкольное учреждения я была поставлена работать на группу детей старшего дошкольного возраста. Я заметила ту же закономерность, что и в школе. Мальчики в большинстве своем лишены эмоциональной устойчивости, капризны, боязливы и очень ранимы, девочки же наоборот лишены скромности, порой агрессивны. Пожалуй, с этого начался мой профессиональный интерес к вопросам гендерного воспитания.
Общеизвестно, что в возрасте 2 - 3 лет ребенок начинать понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом. В период с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины, и эта принадлежность к полу не изменяется в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Обращение к гендерному аспекту в образовании связано c тем, что жизнь в дошкольном образовательном учреждении протекает в «бесполом» режиме: быт, познание, труд, досуг строятся без учета гендерных различий. В предметно–развивающей среде, как правило, недостаточно игрушек для мальчиков, в основном преобладают материалы и пособия для девочек. Воспитатель, порой не осознанно, обращается за помощью к девочкам, считая девочек более исполнительными. Все это, в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них происходит смещение социальных ролей и начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли.
Кроме того, условия, складывающиеся в обществе (высокий процент не полных семей, размывание социальных ролей) так же не формируют гендерную идентичность. Т.о. ребенок ни дома, ни в обществе не получает примеров гендерного поведения. Поэтому пришла пора признать необходимость осуществления гендерного подхода к воспитанию и обучению девочек и мальчиков.
Беседуя с детьми в своей группе, наблюдая за их деятельностью, играми я поняла, что, к сожалению, не все имеют представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым, и сверстникам своего и противоположного пола.
Начиная работу в данном направлении, я определила основные отличия девочек от мальчиков (вы можете увидеть их на слайде), с тем учетом, чтобы они были понятны и знакомы детям старшего дошкольного возраста:
- девочка (нежность, уступчивость, заботливость);
- мальчик (сила, ответственность, смелость).
Именно эти качества я бы хотела воспитать в своих детях. Вот здесь передо мной встал главный вопрос, какие условия необходимо создать и какие средства выбрать, чтобы воспитать эти качества в мальчиках и девочках.
Главной целью для меня стала разработка и апробация методического комплекса, позволяющего сформировать гендерную идентичность у старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и апробировать эффективные формы и методы работы с детьми способствующие формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Повысить компетентность родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольников, через использование активных форм взаимодействия.
3. Создать предметно – развивающее пространство в группе, с учётом гендерных особенностей воспитанников.
4. Определить перечень стандартных показателей для установления эффективности проводимой работы.
Изучая и систематизируя исследования и практический опыт работы известных педагогов и психологов (И.С. Кон, В.В. Рубцов, Т.В. Бендас, А.В. Мудрик, Т.А. Репина, В.Е. Каган и др.) я поняла, что работу с детьми по формированию у них гендерной идентичности, необходимо осуществлять комплексно, используя не только специально подготовленные, но и жизненные ситуации в режимных моментах, совместной, самостоятельной деятельности, при организации непосредственно образовательной деятельности. К работе также необходимо привлекать родителей, формируя у них гендерную компетентность в вопросах воспитания и развития детей.
Поэтому, исходя из вышесказанного, считаю, что работу по формированию гендерной идентичности у детей необходимо вести в 2-х направлениях:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
В работе с детьми я планирую использовать и уже частично использую следующие формы работы:
1. Организуя непосредственно образовательную деятельность, использую принцип интеграции, тем самым решаю задачи сразу нескольких образовательных областей. В обязательном порядке в структуру каждой непосредственно образовательной деятельности включаю следующие элементы:
- гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.);
- использую гендерные игровые упражнение или проблемные ситуации, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения. Так, при организации непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» можно знакомить детей с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий.
2. Этические и тематические беседы («Традиции в нашей семье», «Кто мои предки», в перспективе «На кого я хочу быть похожим», « Профессии моих родителей»).
3. Для развития и поддержки творческой индивидуальности и навыков коллективной работы, вместе с детьми и при сотрудничестве с родителями, я планирую создавать тематические альбомы «Мы – одна семья», «Как мы отдыхаем», «Мои друзья» и т.д.). На сегодняшний день, мы работаем над созданием альбома «Мой портрет».
4. Организую сюжетно-ролевые игры (например «Семья», «День рождение»), где происходит гендерное разделение ролей между детьми. Девочки выполняют роль хозяюшек, мам, мальчики выполняют роль пап, работают строителями, полицейскими.
5. В театрализованной деятельности, играх драматизациях, для решения морально - этических проблемных ситуаций вместе с детьми проигрываем мини – этюды, в совместной деятельности обсуждаем, решаем проблемные ситуации, формируя морально – нравственные представления о мужской и женской социальной роли («Помочь Тане», «Мальчики наши защитники», «Дружат мальчики и девочки»).
6. Важной, на мой взгляд, формой работы с детьми по формированию гендерной идентичности является чтение художественной литературы. Так как чтение является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста привлекательности гендерных ролей.
Художественные произведения всегда насыщены социальными действиями и нравственной основой. Предпочтения отдаю сказке, она знакомит детей с нормами и правилами поведения в обществе, мужскими и женскими умениями и навыками, формирует представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. Сказка обучает и создает эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
В русских народных сказках по-особенному называют девушек - Василиса Премудрая, девица краса, лебедь белая, лебедушка, пава, красна девица. В образе женской красоты выражаются представления о празднике и счастье, о самом дорогом и светлом в жизни - о материнстве. По-особому говорят и о мужчинах - красный молодец, богатырь, сокол-ясный. Олицетворяя тем самым мужчин с силой, выносливостью, защитой.
Таким образом, используя в своей работе богатейший опыт народа, накопленный веками, мы воспитываем уважение к старшим, формируем начала мужественности и женственности у дошкольников.
7. Считаю, что формируя гендерную идентичность в игровой деятельности необходимо больше внимание уделять фольклорным формам, к которым относятся русские народные игры. Так как многие фольклорные игры построены на противопоставлении женского и мужского начала. Такие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье. Народная традиция создает образ женщины ласковый, светлый, нежный, а образ мужчины - физически сильный, выносливый, ловкий.
8. Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний формирую картотеку дидактических игр, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой деятельности, например: «Дом профессий», «Военная техника», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков» и т.д. Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.
9. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию планируем проводить вечера досуга, детские праздники, посиделки, с привлечением мам и пап. В данном направлении нами запланированы следующие мероприятия «Рыцарский турнир», «Смотр строя и песни», «Маленькие принцессы».
10. Считаю, что формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где дети имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Поэтому одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункционального предметно-развивающего пространства, окружающего мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). В нашей группе созданы и периодически обновляются следующие игровые зоны: для девочек - «Салон красоты», «Ателье мод», «Игровая будущей мамы»; для мальчиков - «Юные автомобилисты», «Мастерская», «Будущие защитники Отечества» и др. В перспективе создание еще двух игровых зон - «Юная рукодельница» и «Конструкторское бюро». Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой гендерной направленностью. В групповой комнате также имеются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др.
В работе с родителями планирую использовать следующие формы работы:
анкетирование, опрос, «почтовый ящик», где родители могут задать интересующий
вопрос воспитателю или внести свои предложения, открытые занятия для родителей,
практикумы, информационные стенды, дни открытых дверей, организация мини библиотек, родительские собрания, праздники, совместные досуговые вечера, участие родителей вместе с детьми в конкурсах, выставках.
На сегодняшний день мной частично подобран консультационный материал для
родителей, который выставляется в родительском уголке и периодически обновляется.
Главной задачей, которую я на сегодняшний день ставлю перед собой при сотрудничестве с родителями, донести важность формирования гендерной идентичности мальчиков и девочек.
Работу по проблеме гендерной идентичности можно характеризовать не только системой используемых педагогических средств и приемов, но и ее результатами. В их определении важно выбрать наиболее информативные критерии, а сделать это оказалось не так просто. Как оценить уровень гендерной идентичности ребенка дошкольного возраста? С учетом того, что в дошкольном возрасте формирование гендерной идентичности направлено больше на формирование представлений о себе, своей семье, мужских и женских стереотипах поведения я выделила следующие критерии:
- имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- имеет представления о мужских и женских профессиях и делах;
- умеет вести себя в соответствии с гендерной принадлежностью;
- имеет навыки организации дифференцированного труда по гендерному принципу;
- умеет самостоятельно распределять роли в сюжетно-ролевой игре на основе гендерного подхода;
- умеет понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Планирую и дальше работать над этой темой, поскольку проблема гендерного воспитания достаточно широка и многогранна. На следующий год мы будем набирать малышей трехлетнего возраста и в течение четырёх лет, я планирую разработать уже систему форм и методов работы с детьми с учетом гендерных особенностей мальчиков и девочек.
Уже сейчас я вижу первые результаты своей работы. Мальчики стараются помочь девочкам, а девочки позволяют им это сделать. Девочки в группе стали реже носить шорты и бриджи. Это радует меня и свидетельствует о том, что используемые мною формы работы оказывают влияние не только на интеллектуальное развитие моих воспитанников, но и на их личностное становление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...
Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА" И "ЗДОРОВЬЕ"»
Презентация и доклад для музыкальных руководителей по теме " «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗ...
К вопросу формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения иностранному языку
Дошкольник, сталкиваясь с новой областью познания, испытывает переживания, связанные с личной состоятельностью или несостоятельностью и зачастую в современных условиях это связанно с изучением и...
«Формирование словесного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими народными сказками о животных».
Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ – д/с №27 «Чебурашка» г.Клинцы, Брянской области....
"Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурств"
Раскрывается важность проблемы воспитания чувства ответственности в процессе разных видов дежурств....
Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...
Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания предметно-игровой среды
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...