Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Наши почемучки- будущие экологи!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект по опытно-экспериментальной деятельности:
«Наши почемучки – будущие экологи!»
Автор: Егорова Ирина Геннадиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Зоренька» Урмарского района Чувашской Республики
п.Урмары – 2017
Тип проекта: Экологический, групповой, долгосрочный.
Интеграция образовательных областей: Познание, Безопасность, Труд, Здоровье, Коммуникация, Социализация.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся:
§ -наблюдать;
§ -размышлять, сравнивать;
§ -отвечать на вопросы;
§ -делать выводы;
§ -устанавливать причинно-следственные связи.
Основным составляющим опытно-экспериментальной деятельности является: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе- умозаключения.
Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольника.
Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов в своей работе по ознакомлению детей с окружающим миром и интереса к защите окружающей среды, пропаганде экологического образования.
Актуальность проекта:
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через опытно-экспериментальную деятельность.
Цель проекта: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
§ Формирование понятий о живой и неживой природе.
§ Развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
§ Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей старшего возраста.
§ Совершенствование предметно-пространственной среды
ГИПОТЕЗА
Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети | Педагоги | Родители |
· Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. · У детей будут сформированы элементарные экологические знания · Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. · У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
| · Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства · Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. · Пополнится развивающая среда в группе.
| · - повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведение опытно-экспериментальной деятельности детей; · - повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс. |
Список необходимого подручного материала:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Фиксация результатов
§ -Календари погоды;
§ -дневник-карта наблюдений;
§ -составление устного рассказа;
§ -сравнение с уже известными объектами;
§ -классификация;
§ -включение в сюжетно-ролевые игры;
§ -картинки, зарисовки, схематические зарисовки (пиктограммы);
§ -планы-схемы;
§ -фотографирование;
§ -запись воспитателя.
Тематический план на весенне-летний период:
§ Объект №1 Клумба «Круглый год». Цветник- украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Там высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени.
§ Объект №11 «Березовая роща». На фоне зелени красиво выделяются белые столы деревьев. Русская береза- символ России. Популярна она еще и потому, что имеет целебную силу.
§ Объект № 7 «Альпийская горка-это «дружба» камне и оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности.
§ Объект № 9 «Поляна сказок» создана для творческих игр.
§ Малые архитектурные формы: «Дом Бабы Яги», «Сказочное дерево», «Пенек», «Колодец».
§ Объект № 10 «Муравьиные дорожки».Всем известно, что муравей- санитар леса. А муравейник, где живут эти маленькие насекомые и великие труженики, -интереснейший объект наблюдения. Муравейники надо охранять.
§ Объект №4 «Водоем, малые архитектурные формы декоративные», «Павлин», «Лебеди».Здесь дети знакомятся с водными обитателями (жук плавунец, личинки стрекозы, улитка, рыбы), с водными растениями
§ (рогоз, осока, стрелолист)
§ Объект №13 «Одуванчиковая поляна» служит объектом наблюдения и исследования во всех возрастных группах, но с разным, но с разным , все более сложным содержанием.
§ Объект №12 :Рябинушка- неприхотливое, привлекающее птиц, красивое во все времена года дерево.
Результаты работы:
§ Дети проявляют интерес к теме или иным явлениям природы, объектам;
§ у них развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
§ они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
§ умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
§ многие бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
§ ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду
покажи - и я запомню
дай попробовать- и я пойму».
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое собственное место в нем.
Использованная литература:
§ Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа»;
§ Л.А.Пенькова «Под парусом Лето плывет по Земле»;
§ Н.А.Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;
§ Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;
§ Л.Свирская «Утро радостных встреч»;
§ Журналы «Дошкольное воспитание», «Непоседа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nashi_pochemuchki_-_budushchie_ekologi.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по опытно-экспериментальной деятельности:
«Наши почемучки – будущие экологи!»
(подготовительная группа)
Автор: Егорова Ирина Геннадиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Зоренька» комбинированного вида Урмарского района Чувашской Республики
п.Урмары – 2017
Тип проекта: Экологический, групповой, долгосрочный.
Интеграция образовательных областей: Познание, Безопасность, Труд, Здоровье, Коммуникация, Социализация.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся:
- -наблюдать;
- -размышлять, сравнивать;
- -отвечать на вопросы;
- -делать выводы;
- -устанавливать причинно-следственные связи.
Основным составляющим опытно-экспериментальной деятельности является: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе- умозаключения.
Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольника.
Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов в своей работе по ознакомлению детей с окружающим миром и интереса к защите окружающей среды, пропаганде экологического образования.
Актуальность проекта:
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через опытно-экспериментальную деятельность.
Цель проекта: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи проекта:
- Формирование понятий о живой и неживой природе.
- Развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
- Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей старшего возраста.
- Совершенствование предметно-пространственной среды
ГИПОТЕЗА
Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети | Педагоги | Родители |
|
|
|
Список необходимого подручного материала:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Фиксация результатов
- -Календари погоды;
- -дневник-карта наблюдений;
- -составление устного рассказа;
- -сравнение с уже известными объектами;
- -классификация;
- -включение в сюжетно-ролевые игры;
- -картинки, зарисовки, схематические зарисовки (пиктограммы);
- -планы-схемы;
- -фотографирование;
- -запись воспитателя.
Тематический план на весенне-летний период:
- Объект №1 Клумба «Круглый год». Цветник- украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Там высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени.
- Объект №11 «Березовая роща». На фоне зелени красиво выделяются белые столы деревьев. Русская береза- символ России. Популярна она еще и потому, что имеет целебную силу.
- Объект № 7 «Альпийская горка-это «дружба» камне и оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности.
- Объект № 9 «Поляна сказок» создана для творческих игр.
- Малые архитектурные формы: «Дом Бабы Яги», «Сказочное дерево», «Пенек», «Колодец».
- Объект № 10 «Муравьиные дорожки».Всем известно, что муравей- санитар леса. А муравейник, где живут эти маленькие насекомые и великие труженики, -интереснейший объект наблюдения. Муравейники надо охранять.
- Объект №4 «Водоем, малые архитектурные формы декоративные», «Павлин», «Лебеди».Здесь дети знакомятся с водными обитателями (жук плавунец, личинки стрекозы, улитка, рыбы), с водными растениями
- (рогоз, осока, стрелолист)
- Объект №13 «Одуванчиковая поляна» служит объектом наблюдения и исследования во всех возрастных группах, но с разным, но с разным , все более сложным содержанием.
- Объект №12 :Рябинушка- неприхотливое, привлекающее птиц, красивое во все времена года дерево.
Результаты работы:
- Дети проявляют интерес к теме или иным явлениям природы, объектам;
- у них развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
- они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- многие бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
- ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду
покажи - и я запомню
дай попробовать- и я пойму».
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое собственное место в нем.
Использованная литература:
- Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа»;
- Л.А.Пенькова «Под парусом Лето плывет по Земле»;
- Н.А.Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;
- Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;
- Л.Свирская «Утро радостных встреч»;
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Непоседа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...
Проект по опытно – экспериментальной деятельности "Маленькие почемучки"
Мусор - это проблема , с которой ежедневно сталкивается каждый из нас. Все дети любят гулять с родителями в парках, ездить на речку, экскурсии. И взрослых, и детей волнует один вопрос - что будет с на...
Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Лаборатория Почемучек»
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...
Итоговое занятие по опытно-экспериментальной деятельности кружка «Почемучки» в средней группе.
Итоговое занятие по опытно-экспериментальной деятельности кружка «Почемучки» в средней группе....
Мини – проект по опытно экспериментальной деятельности на тему: «Влияние фактора экологии на окружающею среду и человека».
Цель проекта.1. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, живой природе. 2. Развивать любознательность как основу познавательной активн...