Проект по опытно-экспериментальной деятельности "Наши почемучки- будущие экологи!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Егорова Ирина Геннадиевна

Проект по опытно-экспериментальной деятельности:

«Наши почемучки – будущие экологи!»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Егорова Ирина Геннадиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Зоренька»  Урмарского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

п.Урмары – 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип проекта: Экологический, групповой, долгосрочный.

Интеграция образовательных областей: Познание, Безопасность, Труд, Здоровье, Коммуникация, Социализация.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся:

§         -наблюдать;

§         -размышлять, сравнивать;

§         -отвечать на вопросы;

§         -делать выводы;

§         -устанавливать причинно-следственные связи.

Основным составляющим опытно-экспериментальной деятельности является: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе- умозаключения.

Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольника.

Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов в своей работе по  ознакомлению детей с окружающим миром и интереса к защите окружающей среды, пропаганде экологического образования.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам  живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через опытно-экспериментальную деятельность.

Цель проекта: Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи проекта:

§         Формирование понятий о живой и неживой природе.

§         Развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

§         Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей старшего возраста.

§         Совершенствование предметно-пространственной среды

 

 

 

 

ГИПОТЕЗА

Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Дети

Педагоги

Родители

·        Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

·        У детей будут сформированы элементарные экологические знания

·        Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

·        У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

 

·       Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

·         Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

·         Пополнится развивающая среда в группе.

 

·       - повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведение опытно-экспериментальной деятельности детей;

·      - повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

 

Список необходимого подручного материала:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

 

 

 

Фиксация результатов

§         -Календари погоды;

§         -дневник-карта наблюдений;

§         -составление устного рассказа;

§         -сравнение с уже известными объектами;

§         -классификация;

§         -включение в сюжетно-ролевые игры;

§         -картинки, зарисовки, схематические зарисовки (пиктограммы);

§         -планы-схемы;

§         -фотографирование;

§         -запись воспитателя.

 

Тематический план на весенне-летний период:

§         Объект №1  Клумба «Круглый год». Цветник- украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Там высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени.

§         Объект №11 «Березовая роща». На фоне зелени красиво выделяются белые столы деревьев. Русская береза- символ России. Популярна она еще и потому, что имеет целебную силу.

§         Объект № 7 «Альпийская горка-это «дружба» камне и  оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности.

§         Объект № 9 «Поляна сказок» создана для творческих игр.

§         Малые архитектурные формы:  «Дом Бабы Яги», «Сказочное дерево», «Пенек», «Колодец».

§         Объект № 10 «Муравьиные дорожки».Всем известно, что муравей- санитар леса. А муравейник, где живут эти маленькие насекомые и великие труженики, -интереснейший объект наблюдения. Муравейники надо охранять.

§         Объект №4 «Водоем, малые архитектурные формы декоративные», «Павлин», «Лебеди».Здесь дети знакомятся с водными обитателями  (жук плавунец, личинки стрекозы, улитка, рыбы), с водными растениями

§         (рогоз, осока, стрелолист)

§         Объект №13 «Одуванчиковая поляна» служит объектом  наблюдения и исследования во всех возрастных группах, но с разным, но с разным , все более сложным содержанием.

§         Объект №12 :Рябинушка- неприхотливое, привлекающее птиц, красивое во все времена года дерево.

 

Результаты работы:

§         Дети проявляют интерес к теме или иным явлениям природы, объектам;

§         у них развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;

§         они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

§         умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

§         многие бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

§         ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

 

Китайская пословица:

«Расскажи – и я забуду

покажи - и я запомню

дай попробовать- и я пойму».

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое собственное место в нем.

 

Использованная литература:

§         Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа»;

§         Л.А.Пенькова «Под парусом Лето плывет по Земле»;

§         Н.А.Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;

§         Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;

§         Л.Свирская «Утро радостных встреч»;

§         Журналы  «Дошкольное воспитание», «Непоседа».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_nashi_pochemuchki_-_budushchie_ekologi.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности:

«Наши почемучки – будущие экологи!»

 (подготовительная группа)

Автор: Егорова Ирина Геннадиевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Зоренька» комбинированного вида Урмарского района Чувашской Республики

п.Урмары – 2017

Тип проекта: Экологический, групповой, долгосрочный.

Интеграция образовательных областей: Познание, Безопасность, Труд, Здоровье, Коммуникация, Социализация.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольники учатся:

  • -наблюдать;
  • -размышлять, сравнивать;
  • -отвечать на вопросы;
  • -делать выводы;
  • -устанавливать причинно-следственные связи.

Основным составляющим опытно-экспериментальной деятельности является: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе- умозаключения.

Принцип поэтапности в организации опытно-экспериментальной деятельности основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольника.

Мое педагогическое кредо-слова восточного мудреца: «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И я стараюсь придерживаться этих слов в своей работе по  ознакомлению детей с окружающим миром и интереса к защите окружающей среды, пропаганде экологического образования.

Актуальность проекта:

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отношения к явлениям, объектам  живой и неживой природы. Широкие возможности для этого представляются через опытно-экспериментальную деятельность.

Цель проекта: Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи проекта: 

  • Формирование понятий о живой и неживой природе.
  • Развитие у детей интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
  • Разработка дидактического и методического обеспечения для экспериментальной деятельности детей старшего возраста.
  • Совершенствование предметно-пространственной среды

ГИПОТЕЗА

Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная активность, мыслительная деятельность, интерес к природе, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети

Педагоги

Родители

  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.

  • - повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведение опытно-экспериментальной деятельности детей;
  • - повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Список необходимого подручного материала:

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Фиксация результатов

  • -Календари погоды;
  • -дневник-карта наблюдений;
  • -составление устного рассказа;
  • -сравнение с уже известными объектами;
  • -классификация;
  • -включение в сюжетно-ролевые игры;
  • -картинки, зарисовки, схематические зарисовки (пиктограммы);
  • -планы-схемы;
  • -фотографирование;
  • -запись воспитателя.

Тематический план на весенне-летний период:

  • Объект №1  Клумба «Круглый год». Цветник- украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Там высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени.
  • Объект №11 «Березовая роща». На фоне зелени красиво выделяются белые столы деревьев. Русская береза- символ России. Популярна она еще и потому, что имеет целебную силу.
  • Объект № 7 «Альпийская горка-это «дружба» камне и  оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности.
  • Объект № 9 «Поляна сказок» создана для творческих игр.
  • Малые архитектурные формы:  «Дом Бабы Яги», «Сказочное дерево», «Пенек», «Колодец».
  • Объект № 10 «Муравьиные дорожки».Всем известно, что муравей- санитар леса. А муравейник, где живут эти маленькие насекомые и великие труженики, -интереснейший объект наблюдения. Муравейники надо охранять.
  • Объект №4 «Водоем, малые архитектурные формы декоративные», «Павлин», «Лебеди».Здесь дети знакомятся с водными обитателями  (жук плавунец, личинки стрекозы, улитка, рыбы), с водными растениями
  • (рогоз, осока, стрелолист)
  • Объект №13 «Одуванчиковая поляна» служит объектом  наблюдения и исследования во всех возрастных группах, но с разным, но с разным , все более сложным содержанием.
  • Объект №12 :Рябинушка- неприхотливое, привлекающее птиц, красивое во все времена года дерево.

Результаты работы:

  • Дети проявляют интерес к теме или иным явлениям природы, объектам;
  • у них развита высокая творческая активность, самостоятельность, инициативность;
  • они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;
  • умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • многие бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
  • ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Китайская пословица:

«Расскажи – и я забуду

покажи - и я запомню

дай попробовать- и я пойму».

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить свое собственное место в нем.

Использованная литература:

  • Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом-природа»;
  • Л.А.Пенькова «Под парусом Лето плывет по Земле»;
  • Н.А.Кочкина «Метод проектов в дошкольном образовании»;
  • Н.А.Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;
  • Л.Свирская «Утро радостных встреч»;
  • Журналы  «Дошкольное воспитание», «Непоседа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности "Маленькие почемучки"

Мусор - это проблема , с которой ежедневно сталкивается каждый из нас. Все дети любят гулять с родителями в парках, ездить на речку, экскурсии. И взрослых, и детей волнует один вопрос - что будет с на...

Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Лаборатория Почемучек»

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...

Итоговое занятие по опытно-экспериментальной деятельности кружка «Почемучки» в средней группе.

Итоговое занятие по опытно-экспериментальной деятельности  кружка «Почемучки» в средней группе....

Мини – проект по опытно экспериментальной деятельности на тему: «Влияние фактора экологии на окружающею среду и человека».

Цель проекта.1. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, живой природе. 2. Развивать любознательность как основу познавательной активн...