Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»
материал по конструированию, ручному труду на тему

Устюгова Любовь Сергеевна

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение г.Нижневартовска  C:\Users\Елена\Desktop\Мои документы\логотип.jpeg

детский сад № 5 «Мечта»

ПРИНЯТО:

На педсовете № ___

Протокол № ___от ______

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта»

___________________ Е.В.Радзевика

Приказ № _____ от __________2018г.

Программа ДПОУ

по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»

                                                                                                                 

Составил воспитатель

первой квалификационной категории

Устюгова Любовь Сергеевна

Нижневартовск 2018

Паспорт программы

Наименование

Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»

Составитель

Устюгова Любовь Сергеевна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 5 «Мечта»

Цель

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты

Задачи

  • Познакомить детей дошкольного возраста с различными способами экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  • Помочь детям овладеть простейшими техническими приемами работы  с различным видом материалов для экспериментирования.
  • Побуждать воспитанников  самостоятельно  развивать свой интерес к исследованиям, открытиям, применять техники экспериментирования на личном опыте.
  • Развивать умение делать выводы, умозаключения
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Познакомить родителей с предметно-развивающей средой для опытно-экспериментальной деятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы будет достигнуто:

  • формирование у детей дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными элементами экспериментирования;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • повышение уровня соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
  • повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Срок реализации программы

2018-2021 г.

Пояснительная записка

Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. 

Проанализировав исследования Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1. Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. Активность ребенка, стимулированной взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:

  • вместе;
  • на равных;
  • как партнеров.

Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Специфика программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.

Задачи:

  1. Развивать у детей дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  2. Побуждать интерес обучающихся дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
  3. Развивать умение делать выводы, умозаключения
  4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  5. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  6. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Методическое обеспечение.

Работа с детьми ведется по трем направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:

  1. Живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
  2. Неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
  3. Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.

Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.

Основное содержание исследований, выполняемое ребятами, подразумевает  формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).

О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твёрдый — тёплый и прочее).

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

  1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. проверка гипотез;
  4. подведение итогов, вывод;
  5. фиксация результатов (если это необходимо);
  6. вопросы детей.

Развивающая предметно – пространственная среда

средняя группа

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Центр «Изучаем мир»

1. Стол для проведения экспериментов. 2. Халаты, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья. 4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 5. Игрушки для игры с водой. 6. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели. 7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов. 8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок). 9. Увеличительное стекло. 10. Игрушечные весы. 11. Комнатные растения с указателями. 12. Алгоритм ухода за растениями. 13. Журнал опытов.

Развивающая предметно – пространственная среда

старшая группа

Работа по экспериментированию с детьми старшей группы направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений.

Центр «Юные исследователи».

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д. 4. Комнатные растения с указателями. 5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука). 7. Стеллаж для пособий и оборудования. 8. Микроскоп, лупы. 9. Песочные часы, безмен. 10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл). 12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Календарь природы. 14. Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.

Развивающая предметно – пространственная среда

подготовительная группа

Центр

«Наша мини – лаборатория».

1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик. 2. Халаты, передники, нарукавники. 3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д 4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал). 5. Пищевые красители. 6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки. 7. Микроскоп, лупы. 8. Песочные часы, безмен. 9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди). 10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл) . 11.Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы. 12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов. 13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды. 14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями. 15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.

Приемы и методы используемые на занятиях кружка.

Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Демонстрация опытов в группе.

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

  • беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.
  • целевые экскурсии;
  • тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
  • чтение художественной литературы;
  • конкурсы и викторины;
  • сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
  • открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
  • персонажами.

Формы работы с родителями

п/п

Задачи

Мероприятия

Ознакомление родителей с

содержанием программы развития

экспериментальной деятельности

Родительские собрания:

1. «Экспериментальная

деятельность дошкольников в

семье»

2. «Значение детского

экспериментирования в развитии

ребёнка»

3. «Проведение экспериментов

летом»

4. «Растим любознательных»

5. Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности детей

2.

Ознакомление родителей с

методами и формами работы по

разделу «Детское экспериментирование».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса

ребёнка к экспериментальной

деятельности»

2. «Организация детского

экспериментирования в домашних

условиях»

3. «Чего нельзя и что нужно делать

для поддержания интереса детей к

познавательному экспериментированию?»

3. «Игра или экспериментирование»

4. «Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка

3.

Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

1. Оформление информационного

стенда «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

2. Фотовыставка «Мы экспериментируем»

3. Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

«Чудо-магнит»

«Какими бывают камни?» и т.д.

3. Создание мини-лаборатории.

Организация сотрудничества с

родителями

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и

их родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к

пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево».

Условия реализации программы.

         Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы  и   дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Кружок по опытно-экспериментальной деятельности комплектуется из числа детей по возрасту.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:

  • с детьми средней группы – 2 раз в неделю по 15-20 минут;
  • с детьми старшей группы – 2 раз в неделю по 25-30 минут.

Работа проводится с небольшими подгруппами

Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. По окончании проведения опытов воспитатели ставят отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.

График работы кружка.

         Вторник, четверг – 16.00 - 16.10

Ожидаемые результаты

В результате выполнения программы мною были выявлены ожидаемые результаты:

  • Повысить уровень познавательной активности у детей.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
  • Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Календарно – тематический  план  занятий

кружка «Лаборатория почемучек»

для детей среднего дошкольного возраста

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

Техника

Необходимые материалы

Сентябрь

1

«Посадим дерево»

Помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).

Экспериментирование с песком и глиной

Емкости, палочки.

2

«Волшебный материал»

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Экспериментирование с песком и глиной

Емкость, песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики.

Октябрь

3

«Окрашивание воды»

Помочь выявить свойства воды.

Экспериментирование с водой

Емкости, палочки для размешивания, мерные стаканчики, вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель.

4

«Играем с красками»

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Экспериментирование с водой

Две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка), прозрачная вода, краски.

Ноябрь

5

«Танец горошин»

Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Экспериментирование с воздухом

Баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка), вода, горошины.

6

«Белогривые облака»»

Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.

Экспериментирование с воздухом

Трехлитровая банка, противень, горячая вода, кусочки льда.

Декабрь

7

«Вода потерялась»

Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.

Человек

Холодное стекло.

8

«Язычок-узнает все»

Помочь определить вкусовые зоны языка; поупражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Человек

Зеркала, 4 блюдца, деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы (для смачивания палочек) по количеству детей; сахар, соль, горчица, кусочки лимона, вода.

Январь

9

«Покажи свои ушки?»

Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Человек

10

«Мои органы чувств»

Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

Человек

Повязка на глаза, бумага, карандаши.

Февраль

11

«Черное и белое»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Экспериментирование с солнечным светом.

Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

12

«Радуга»

Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.

Экспериментирование с солнечным светом.

Миска, зеркало, вода, белый лист бумаги.

Март

13

«Необычные кораблики»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Экспериментирование с предметами

Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка); вода.

14

«Волшебное тесто»

Познакомить с составом теста.

Экспериментирование с предметами

Мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.

Апрель

15

«Шарик-ты кто?»

Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

Экспериментирование с предметами

Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

16

«Естественная лупа»

Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

Экспериментирование с предметами

Трехлитровая банка, пищевая пленка, насекомые.

Май

17

«Что любят растения?»

Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Наблюдение за жизнью растений

Предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм действий, 2-3 одинаковых растений.

18

«Зернышко, ты где?»

Познакомить со строением колоска.

Наблюдение за жизнью растений

Подносы, колоски.

Календарно – тематический  план  занятий

кружка «Лаборатория почемучек»

для детей старшего дошкольного возраста

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

Техника

Необходимые материалы

Сентябрь

1

«Песочный город»

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Экспериментирование с песком и глиной

Листы бумаги, 1-минутные и 5-миутные песочные часы, песок, глина.

2

«Песчаный конус»

Помочь определить, может ли песок двигаться.

Экспериментирование с песком и глиной

Плоская емкость, песок.

Октябрь

3

«Вода не имеет формы»

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Экспериментирование с водой

Сосуд, вода.

4

«С водой и без воды»

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Экспериментирование с водой

Два одинаковых растения (герань), воды.

Ноябрь

5

«Этот удивительный воздух»

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Экспериментирование с воздухом

Мыльный раствор, свеча, трубочка для коктейля, руковицы, шприцы, ватман с нарисованными трубами; блюдце, вата, пульверизатор, ватман голубого и белого цвета, влажные салфетки..

6

«Сухой из воды»

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека..

Экспериментирование с воздухом

Емкость, деревянные бруски с флажками, банки, вода.

Декабрь

7

«Вдох – выдох»

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Экспериментирование с воздухом

Часы с секундной стрелкой, вода, охлажденная вода, кипяченная вода, аквариум с рыбками.

8

«Проверим слух»

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Человек

Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см.

Январь

9

«Наши помощники - глаза»

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Человек

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза .

10

«Зачем мне глаза?»

Помочь определить, зачем человеку глаза.

Человек

Шарф.

Февраль

11

«Большой-маленький»

Посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности.

Человек

Зеркало.

12

«Притягивает - не притягивает»

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы.

Экспериментирование с предметами

Магнит.

Март

13

«Легкая пластмасса»

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Экспериментирование с предметами

Изделия из пластмассы, емкость, вода.

14

«Опыт с металлом и пластмассой»»

Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Экспериментирование с предметами

Емкость, металлическая гайка, пластмассовые колпачки, совок, молоток (без ручки), вода.

Апрель

15

«Разные отражения»

Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.

Экспериментирование с предметами

Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.

16

«Земля-наша кормилица»

Дать представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Наблюдение за жизнью растений

Земля, вода, тазик, макет «Горы», бумага, цветные карандаши.

Май

17

«Земля-наша кормилица»

Закрепить изученное о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.

Наблюдение за жизнью растений

Макет «Слои земли», схема «Пищевая цепочка».

18

«Нужен ли корешкам воздух?»

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.

Наблюдение за жизнью растений

Емкости, почва уплотненная и рыхлая, проростки фасоли, растительное масло, два растения в горшочках,  вода.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Список литературы.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  2. В.Н.Волчкова. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. – Т.Ц. «Учитель». Воронеж. 2007 год.
  3. О.В.Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика – Синтез, М. 2012 год.
  4. Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж, 2008 год.
  5. С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для дошкольников. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
  6. С.В.Батяева. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М.: РОСМЕН-ПРЕСС, 2013 год.
  7. Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г
  8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 128 с.
  9. «Большая книга для малышей я и мир вокруг меня. М. «АСТ-ПРЕСС», 2002 год.
  10. Е.А. Мартынова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград,: Учитель. -333 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности (презентация)

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

План работы по самообразованию " Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: изучение необходимой литературы, проведение открытых мероприятий для анализа с...

План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...