Мини – проект по опытно экспериментальной деятельности на тему: «Влияние фактора экологии на окружающею среду и человека».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Атменеева Оксана Николаевна

Цель проекта.

1. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, живой природе.

 

2. Развивать любознательность как основу познавательной активности средствами природы.

 

3. Создать условия для развития познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности, в процессе разработки детского - взрослого образовательного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «ЦРР Детский сад 175»

Мини – проект по опытно экспериментальной деятельности на тему: «Влияние фактора экологии на окружающею среду и человека».

(в подготовительной группе.)

Проект подготовила: воспитатель

Атменеева О.Н.

Новокузнецк  2024г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Вид проекта
  3. Цели
  4. Задачи
  5. Актуальность
  6. Предполагаемые результаты
  7. График работы над проектом
  8. Ключевое мероприятие проекта
  9. Литература
  10.  Вывод

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму». Важно, 

чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Введение.

Познавательно — исследовательская экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимание. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое образование в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о живой природе. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека, стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно – психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И теперь возникла необходимость воспитывать бережное отношение к ней. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; развитие эстетических чувств; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать ему. Экологическая воспитанность, любовь к природе означает понимание и познание природы. ФГОС ДО, программы дошкольного образования («Успех»«Мир открытий»«От рождения до школы» и др.) рекомендуют использование в работе с детьми познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности, которое можно определить как целенаправленное восприятие ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты (экспериментирование).

Вид проекта.

1. Краткосрочный

2. Опытно экспериментальный 

 3. Проект рассчитан на возрастную категорию детей 6-7 лет.

Цель проекта.

1. Формировать представление детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире, живой природе.

2. Развивать любознательность как основу познавательной активности средствами природы.

3. Создать условия для развития познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности, в процессе разработки детского - взрослого образовательного проекта.

Задачи проекта.

  1. Формирование исследовательских умений и навыков, развивать любознательность.
  2. Развивать умения выдвигать гипотезы и предложения.
  3. Формировать желание заботится о природе.
  4. Обогащать словарный запас, формировать умения правильно и грамотно строить свои ответы и вопросы.
  5. Расширять кругозор детей о причинах загрязнения экологии.

Ресурсы и оборудование.

  1. Книги энциклопедии о природе.
  2. ИКТ презентация «Что загрязняет экологию?»
  3. Иллюстрации, картинки, фотографии
  4. Мусорные пакеты и  разные виды мусора
  5. Для эксперимента: капустные листы, пищевые красители, стаканчики, вода.
  6. Для творчества: альбомы, краски, карандаши, кисти, восковые мелки.
  7. Для угощения птицам хлеб, зерна, семечки.
  8. Для викторины карточки с заданиями
  9. Медали для всех ребят

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать. 
                                                                                           В. Сухомлинский

Актуальность.

 Экологическая проблема - одна из вознесших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологического воспитания каждого человека. Для этого в образовательных учреждениях должны быть созданы условия соответствующей развивающей предметно пространственной среды, в которых бы находился воспитанник с самого раннего детства.

  В этой среде ребенок будет непросто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, начнет задавать вопросы и будет получать на них ответы. Таким образом при воспитании экологического образования воспитанников – основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей.

  Именно потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательно экспериментально исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

  Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее развиваются его речь, мышление, расширяются представления об окружающем мире.

Предполагаемые результаты.

Проведение данного проекта покажет, что познавательно – экспериментальная деятельность способствует:

- повышению уровня развития любознательности; развитию исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);

- формированию навыков планирования  своей деятельности, умению выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;

- речевому развитию (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

- развитию  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности,  умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);

   - расширению кругозора детей, в частности обогащению знаний о живой  природе. Формируется желание заботится о ней, и привлекать к этому своих друзей и родителей.

График работы над проектом.

Время реализации проекта две – недели

Форма проведения групповая.

Начальный этап:

- определение целей и задач;

- написание плана работы;

- подбор материала по данной теме;

Основные этапы.

Изучение информации на тему «Влияние загрязнение экологии на природу и человека»

  1. Подготовительно проектированный этап

1 день – изучение и рассматривание энциклопедий и литературных

                      произведений о природе.

2 день – просмотр презентации с обсуждением на тему « Что загрязняет

                      экологию».

3 день – Беседа на тему «Враг природы мусор» Дать представления о

                      том, сколько времени разлагается каждый вид мусора.

  1. Практический этап

4 день – Проведение начального этапа эксперимента. «Как вредные

                      вещества проникают в растения».

5 день – Подвижная игра «Рассортируй мусор по контейнерам».

6 день – Акция для родителей «Береги природу»

7 день - Подведение итогов эксперимента «Как вредные

                      вещества проникают в растения».

8 день – Акция «Покорми птиц»

9 день – Рисунки на тему «Мой чистый поселок»

  1. Обобщающее результативный этап

10 день – Посвящение ребят «Я юный исследователь».

Ключевое мероприятие проекта.

1. Презентация проекта.

Литература:

1. Использование художественного слова: чтение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».

2. Энциклопедии: «Мои первые научные опыты» ЗАО «Издательство Кристина – новый век», «Я познаю мир» под ред. О.Г. Хинн, «Планета земля», «Живой мир» под ред. «Ромэнс» 1999г.

3. Артамонов В. и др. Технические и коммунальные отходы и окружающая среда// Гражданская защита. - 2007. - N 2. - С. 30-31.

4. Интернет ресурсы: Maam.ru , Инфоурок, nsportal.ru, o-detstve.ru

Вывод.

Ребёнок в дошкольном возрасте активно познаёт окружающий мир. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково – исследовательской деятельности.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе в воде, свойствах магнита, электричества, света или воздействие того - же мусора на природу.  Используя в играх-занятиях приборы, оборудование, объекты живой и неживой  природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов у детей  повышается интерес к исследовательской деятельности. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действий путём результатов.   Знания, полученные в играх – экспериментах дети чаще  используют в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды» для детей средней группы

Актуальность проекта состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности....

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебная вода» для детей второй младшей группы

Основное направление проекта - развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.Актуальность проекта состоит в том, что в современном о...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности с детьми на тему: «Тайны окружающего мира»

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет открыть ребёнку тайны окружающего мира,увлечь его в мир познания .Привить ребёнку умение находить самостоятельно ответы на поставленные вопросы ,к...

КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научного направления) старший возрастной кластер опытно-экспериментальная деятельность на тему "Действительно ли полезны молочные продукты для здоровья человека?"

Польза молочных продуктов не вызывает сомнений практически ни у кого. Каждый ребенок сможет рассказать о множестве полезных свойств молока для человеческого организма. А действительно ли так полезны м...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Волшебный мир воды» для детей средней группы

Проект состоит в том, что в современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в...