Презентация "Наблюдение,как основа чувственного познания природы"
презентация по теме
Предварительный просмотр:
Доклад
к семинару- практикуму
Тема: «Наблюдение основа
чувственного познания природы»
Подготовила: воспитатель МБДОУ №43 «Алёнушка»
Такушинова М.И
Февраль – 2017г
Наблюдение основа чувственного познания природы
Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Экологическое воспитание необходимо осуществлять на всех возрастных этапах развития ребенка с использованием адекватных возрасту методов и средств.
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природы мира. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерно активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Целью наблюдений может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов ( растений, животных ),сезонных явлений. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
Метод наблюдения в ознакомление детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребёнком в дошкольном возрасте знаний — это представления, то есть образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребёнку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за её объектами.
Наблюдения можно классифицировать по разным принципам:
-по характеру объектов, используемых в эксперименте;
-по месту проведения опытов:
-по количеству детей:
-по причине их проведения:
-по характеру включения в педагогический процесс:
-по продолжительности:
-по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: ---по месту в цикле
-по характеру мыслительных операций:
-по характеру познавательной деятельности детей:
-по способу применения в аудитории.
Требования к организации наблюдения
- Цель и задача наблюдения должны быть поставлены чётко и конкретно.
- Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний.
- В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.
- Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.
- Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
- Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
- В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
- В процессе наблюдения дети должны самостоятельно получить сенсорную информацию об объекте (цвет, форма, температура).
- Наблюдение должно быть не продолжительным (3 -10) минут.
Содержание наблюдения
- Выделение самих объектов (целого).
- Выделение частей, из которых они состоят (строение растений и животных).
- Различные проявления живых существ (способы функционирования, для животных- разные формы поведения).
- Определение свойств и характеристик объектов и их частей ( цвет, размер, форма и т.д.)
- Выделение компонентов внешней среды и их качественных
характеристик.
Приёмы руководства наблюдением
- Приёмы руководства наблюдением обследование с помощью разных анализаторов;
- сравнение;
- вопросы разного характера;
- звукоподражание;
- имитация движений;
- поисковые действия,
- опыты;
- привлечение личного опыта детей;
- трудовые действия по уходу за растениями и животными;
- связь с игровой деятельностью;
- использование художественного слова;
- моделирование;
- продуктивная деятельность;
- обобщение результатов наблюдения
Наш детский сад МБДОУ №43 «Алёнушка», работает по программе «ОТРОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Парциально реализуется программа
С.Н.Николаева «Юный эколог».
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы (Николаева С.Н.)
- ежедневное наблюдение за погодой;
- рассматривание растений,
- покрова земли,
- поиск животных;
- ежедневная работа с календарём.
Циклическая организация наблюдений (Николаева С.Н.)
Цикл наблюдений – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада.
Каждое наблюдение цикла имеет:
- своё содержание;
- цель;
- не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.
Количество наблюдений в цикле:
младшая группа, средняя группа от 4 до 6 наблюдений;
старшая группа 8-10 наблюдений
Фиксация наблюдений
- Работа с календарями;
- Зарисовки детей в дневниках наблюдений;
- Отражение в продуктивных видах деятельности;
- Создание гербариев;
- Изготовление книжек – самоделок и т.д.
Планирование наблюдений
1.Название наблюдения.
2. Программное содержание:
- образовательные задачи;
- развивающие задачи;
- воспитательные задачи;
- словарная работа.
3.Оборудование.
4.Методические приёмы:
- младшая, средняя группа – 3-4 основных вопроса;
- старшая, подготовительная – 5-6 основных вопроса.
5. Художественное слово, песенка, дидактическая игра и т.д.
Какие задачи ставятся перед собой?
-поддерживать интерес ребенка к объектам живой и неживой природы, к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям;
-обращать внимание детей на наиболее привлекательные для них объекты природы, как в помещениях детского сада, так и на его территории – декоративные растения, комнатные растения;
Показывать детям, как взрослые заботятся о растениях (поливают, рыхлят землю), подкармливают зимой птиц;
Предупреждать попытки детей пугать птиц, ловить животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор;
-воспитывать у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей среды;
-знакомить с некоторыми объектами неживой природы и их свойствами (большие и маленькие, твердые камешки, вода течет, ветер дует, песок сыплется) и предоставлять детям возможность экспериментировать с некоторыми из них (песок, вода, камешки).
Ознакомление с природой следует начинать с ближайшего окружения. В группе созданы условия для первоначального ознакомления детей с природой: с помощью игрушек и картинок знакомим детей с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; учим узнавать и называть этих животных и их детенышей. Развиваем интерес детей к животным и желание рассматривать их на картинках. А с такими животными, как заяц, лиса, медведь, волк, знакомим, читая и рассказывая сказки.
Организуя наблюдение на прогулке, например, мы могли покормить птиц и понаблюдать за тем, как они клюют хлебные крошки, семечки. При этом обращаем внимание детей на то, как птицы машут крыльями во время полета, как ходя по земле, как клюют корм.
В процессе наблюдений учим детей находить и называть отличительные особенности животных, птиц, рыб (например, животные ходят и бегают по земле, птицы летают в воздухе, рыбы плавают в воде).
В процессе работы всячески поддерживаем интерес детей к живым объектам, поощряем желание общаться с животными.
В летний период, в процессе ознакомления с неживой природой обращаем внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, из него с помощью формочек можно делать куличи.
В играх с водой показываю, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой, а если вода постоит на солнышке, то она станет теплой.
Сезонные наблюдения.
Осень. Называю время года- осень и говорю об осенних изменениях в природе (разноцветные листья на деревьях, похолодало, часто идут дожди, дует ветер, листья осыпаются с деревьев), предлагаю полюбоваться разноцветными осенними листьями, закрепляя цвета.
Осенью в группе начинается цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка. Далее цикл наблюдений за хомяком.
В старшей группе на протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения В. Биянки. Сюжеты произведений В Биянки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.
Значительное место отведено творческим процессам: восприятию детьми произведений искусства, рисованию детьми произведений искусства и сказкам В.Биянки и изготовлению с помощью взрослого самодельных книг, составлению детьми рассказов о природе с их последующим оформлением в книжечки; организация выставок. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста. Она важна и для родителей как свидетельство повышения уровня экологической воспитанности их детей. А также уровня их общего интеллектуального развития.
В группе ежедневно заполняется календарь природы
Зима. В этой декаде дети старшей группы под руководством воспитателя включаются в проведении акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка», которую организует детский сад совместно с родителями. В акцию входят такие мероприятия: цикл наблюдения за елью, растущей на участке или в ближайшем окружении, изготовление и распространение плакатов о сохранении елей, новогодние праздники – в зале с искусственной ёлкой и на улице возле живого дерева.
Продолжается цикл наблюдений за водой, снегом, льдом.
- Получаем талую воду
- Замораживаем воду
Ежедневная подкормка птиц на участке создаёт хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по – разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за ними). Ежедневные наблюдения фиксируются в календаре. (см рис 25).
Одновременно продолжается цикл наблюдений за зимующими птицами, которые прилетают к кормушке.
Затем начинается цикл наблюдений за птицей в клетке. (С.Н. Николаева описан цикл на примере за парой волнистых попугаев)
«Чем мы кормим наших птиц и что они особенно любят? – так плавно воспитатель с детьми устраивают «огород на окне»: в один ящик сажают лук – репу и дольки чеснока на зелень, в другой – корнеплоды свёклы, петрушки, сельдерея. Всё что прорастёт, можно использовать как витаминную добавку к обеду. В специальном ящике можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.«Огород на окне» может существенно обогатить педагогический процесс, позволит познакомить детей с особенностями выращивания некоторых овощных культур, получить витаминную зелень, в которой весной так нуждается человеческий организм.
Отдельно от огорода в 2-3 стеклянные банки сажают луковицы с дидактической целью, создавая для них разные условия: для одной – тепло, воду, свет; для другой – тепло, воду, темноту; для третьей- холод, воду, свет. Организуя такой опыт, и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого – на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Продолжается и наблюдение на прогулке. Обратить внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома, как он падает, предложить потрогать для ознакомления со свойствами (холодный, но быстро тает от прикосновения теплой руки). Совместно с воспитателем лепят снеговика.
Весна. Обращаем внимание детей на весенние явления природы: объединение птиц в пары, начало строительства гнёзд, появление проталин, яркое солнце, сосульки и капель. Особенно интересны появляющиеся цветы мать-и-мачеха, за ростом которых можно провести цикл наблюдений. В мае мать-и- мачеха сравнивается с одуванчиком.
В это же время в тёплые солнечные дни на участке можно обнаружить маленьких. Но хорошо знакомых детям жучков – божьих коровок. Они доступны для наблюдения и имеют много приспособительных особенностей. Поэтому целесообразно провести цикл наблюдений за этими жучками
Лето. Воспитатель не забывает те длительные наблюдения, которые проводились весной, и продолжает их. Особое внимание детей он обращает на семена-летучки растений. На их приспособленность к перемещению в пространстве. Летом может быть проведена интересная работа по выращиванию лекарственных растений и наблюдению за их ростом.
Обязательно организовывать игры с песком и водой, в процессе которых дети вспоминают их свойства. В группе проводить игры с солнечными зайчиками, а после дождя любовались радугой.
Итак, циклы наблюдений – это систематическое накопление дошкольниками конкретных чувственных представлений о природе, непосредственно окружающей ребенка.
Эту работу мы будем продолжать при условии четкого определения содержания наблюдений. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков способствовало формированию основ экологической культуры. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножить природные богатства Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»
Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...
Консультация для воспитателей на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы"
В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы". В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования проце...
"Наблюдение как метод чувственного познания природы"
Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми....
Наблюдение – метод чувственного познания природы
laquo;Организация наблюдений в детском саду»...
Презентация "Наблюдение-основа чувственного познания природы"
Наблюдая, ребенок познает сущность мира....