"Наблюдение как метод чувственного познания природы"
консультация на тему

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования  к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников №35 «Цветик-семицветик»

Консультация для воспитателей

«Наблюдение как метод чувственного познания природы»

Подготовила и провела

ст. воспитатель

Бычкова Г.В.

г. Саров, 2012 г.

Среди разнообразных методов экологического воспитания важное место принадлежит наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов природы через различные анализаторы: зрение, осязание, обоняние, слух, тактильное и др. Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Содержанием н. является: с одной стороны, получение знаний, с другой – оно само требует определённых знаний, как отправной точки для восприятия.

Для проведения н. важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей организации и приёмов включения детей в процесс.

Содержание наблюдения.

Содержание н. складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования), определение свойств и характеристик объектов и их частей, выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы.

Таким образом, содержание наблюдений -  это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от объекта и которую дети способны усвоить самостоятельно, но при методически грамотно создании условий педагогом.

Требования к проведению наблюдения.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Во время наблюдения дети получают чувственную информацию от объекта,  находясь в непосредственной близости и контактируя с ним. Необходимо продумать количество детей, их расстановку. Недопустимо самостоятельное получение информации подменять словесной информацией от взрослого. Это другая форма познания, которая ещё недоступна дошкольнику (абстрактное мышление ещё не сформировано).Воспитатель должен словесно обозначить всё то, что ребёнок увидел. тогда знания усвоятся прочно.

Второе требование связано с временным параметром: рассматривание объектов и явлений природы должно быть непродолжительным. Причина: наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточения внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Продолжительность наблюдения должна ограничиться 3-10 мин. (в зависимости от возраста). Дети должны начать и закончить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии.

Третье требование связано со структурой наблюдения. Оно должно иметь начало, основную часть и конец. Функции частей различны.

Начало  решает трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать внимание. Приёмы в этом моменте не должны быть очень яркими и эмоциональными, чтобы не затмить основную часть н6аблюдения.

Основная часть подчиняется задаче: использовать приёмы которые позволят детям получить сенсорную информацию . Для начала предлагается внимательно посмотреть на объект и педагог начинает задавать вопросы. После каждого вопроса должна следовать пауза 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Основная часть должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать длительными пояснениями , рассказом, отвлекать стихами, загадками, играми.  Воспитатель помнит о том, как трудно им сосредоточиться. Единственное, что может облегчить восприятие – это правильно подобранные движения, которые выполняют сами дети. В данном случае двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства.

Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы после него дети находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать. Именно в конце наблюдения предлагается почитать стихи, спеть песни, загадать загадки – но всё это в по поводу наблюдения.

Четвёртое требование относится к осуществлению содержания.  Оно вытекает из знания и учёта биологических особенностей объекта. Если нужно продемонстрировать, как ест рыбка, то надо сделать так, чтобы она была голодной. В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределённости и непредсказуемости ситуации, воспитатель использует форму «задания для самостоятельного исследования». он просит детей быть внимательными и постараться заметить то, о чём он скажет.

Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений  за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целостным способом и с наибольшим эффектом для воспитания. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно только при условии специальной подготовки к ним. Эта подготовка включает:

- содержание наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать,

- время и места проведения наблюдения,

- количества детей, которые могут участвовать в нём одновременно,

- методических приёмов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Используемая литература:

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...

Консультация для воспитателей на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы"

В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы". В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования проце...

Наблюдение – метод чувственного познания природы

laquo;Организация наблюдений в детском саду»...

Презентация "Наблюдение-основа чувственного познания природы"

Наблюдая, ребенок познает сущность мира....