Презентация "Наблюдение-основа чувственного познания природы"
презентация по окружающему миру

Громова Мария Николаевна

Наблюдая, ребенок познает сущность мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наблюдение-основа чувственного познания природы

Слайд 2

Наблюдение – основной метод эколого-педагогической работы с дошкольниками. Сущность его заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.

Слайд 3

Значение наблюдений Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы; Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.

Слайд 4

По характеру познавательной деятельности распознающее Виды наблюдений в природе воссоздающие По количеству детей По целям и объекту наблюдения индивидуальное групповое фронтальное эпизодическое (кратковременные) длительное итоговое (обобщающее)

Слайд 5

В течении месяца можно провести четыре занятия примерно в такой последовательности: I неделя Природоведческая экскурсия (целевая прогулка) III неделя Наблюдения за природоведческими объектами (в групповой комнате) II неделя Наблюдение за бытовыми объектами IV неделя За общественными явлениями (один раз в квартал за трудом людей)

Слайд 6

Общие требования для проведения всех видов наблюдений Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

Слайд 7

В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Слайд 8

Организационно-методические формы проведения наблюдений Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку.

Слайд 9

Психологические особенности дошкольников, определяющие деятельность наблюдения 1. Младшие дошкольники становятся способными к наблюдению с момента овладения речью, т.е. в 3–4 года. Процесс восприятия становится произвольным, целенаправленным под влиянием самого объекта (поэтому он должен быть живым, подвижным, привлекательным, вызывать эмоциональный отзыв, интерес к нему, стремление узнать, что или кто это).

Слайд 10

2. Процесс восприятия у дошкольника будет осмысленным и целенаправленным, если педагог четко формулирует перед детьми общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Дети дошкольного возраста способны принимать поставленную перед ними задачу. Однако малыши не осознают ее как познавательную, лишь следуют за воспитателем, отвечая на его вопросы и выполняя его задания. Дети средней группы осознают задачу, а старшие дошкольники не только осознают, но и творчески подбирают пути для ее осуществления.

Слайд 11

3. В дошкольном возрасте у детей можно сформировать умение следовать плану наблюдения . Дети младшей возрастной группы отклоняются от него в силу особенностей их внимания и восприятия. Дети средней группы, как правило, придерживаются плана, хотя и отступают от него под влиянием разных внешних отвлекающих факторов. Старшие дошкольники точно придерживаются плана.

Слайд 12

4. Процесс наблюдения у дошкольников обычно бывает эмоционально окрашен. Причем положительное эмоциональное состояние у ребенка и его заинтересованность способствуют более правильному, детальному наблюдению. Поэтому при организации наблюдения рекомендуется сначала вызвать у ребенка положительное отношение к объекту наблюдения.

Слайд 13

5. Наблюдение требует тщательной предварительной подготовки. Воспитателю необходимо создать условия для возможно более эффективного наблюдения : продумывать место наблюдения , расположение объектов , рациональное размещение детей. Необходимо заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в ходе наблюдения (выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем).

Слайд 14

6. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, в процессе наблюдения надо задействовать другие анализаторы – слух, вкус, обоняние («золотое правило дидактики»).

Слайд 15

7. Важно помнить, что в результате каждого наблюдения у дошкольников должно быть сформировано определенное представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Слайд 16

Этапы организации наблюдений (А.И. Васильева)

Слайд 17

Требования к руководству наблюдениями в разных возвратных группах

Слайд 18

Алгоритм наблюдения за животным 1. Название, общее впечатление (эмоциональный отклик). 2. Особенности внешнего вида животного (в младшей и средней возрастной группе – на основе констатации признаков внешнего вида; в старшем дошкольном возрасте – на основе выделения и сравнения признаков внешнего вида наблюдаемого объекта с известным однотипным животным, например, белку сравнивают с кроликом).

Слайд 19

3. Особенности в поведении животного: повадки, движения, способ питания и другие жизненные проявления. 4. Роль данного животного в природе (принадлежность данного животного к определенной систематической группе: звери, птицы, рыбы, насекомые; домашние и дикие; хищные, травоядные, всеядные; забота человека о животном). 5. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

Слайд 20

Алгоритм наблюдения за растением 1.Название , общее впечатление (эмоциональный отклик). 2. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей (цвет, величина и форма, запах).

Слайд 21

3. Особенности ухода и содержания растения: требования растения к теплу, освещению, воде. 4. Принадлежность растения к определенной систематической группе (деревья, кустарники, травянистые растения; растения огорода, цветника, леса, луга и т.д., комнатные растения). 5. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»

Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...

Консультация для воспитателей на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы"

В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы". В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования проце...

"Наблюдение как метод чувственного познания природы"

Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования  к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми....

Наблюдение – метод чувственного познания природы

laquo;Организация наблюдений в детском саду»...