Презентация "Наблюдение-основа чувственного познания природы"
презентация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наблюдение – основной метод эколого-педагогической работы с дошкольниками. Сущность его заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.
Значение наблюдений Формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы; Развитие умений выделять различные признаки объектов природы, обнаруживать взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы.
По характеру познавательной деятельности распознающее Виды наблюдений в природе воссоздающие По количеству детей По целям и объекту наблюдения индивидуальное групповое фронтальное эпизодическое (кратковременные) длительное итоговое (обобщающее)
В течении месяца можно провести четыре занятия примерно в такой последовательности: I неделя Природоведческая экскурсия (целевая прогулка) III неделя Наблюдения за природоведческими объектами (в групповой комнате) II неделя Наблюдение за бытовыми объектами IV неделя За общественными явлениями (один раз в квартал за трудом людей)
Общие требования для проведения всех видов наблюдений Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка). Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Организационно-методические формы проведения наблюдений Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку.
Психологические особенности дошкольников, определяющие деятельность наблюдения 1. Младшие дошкольники становятся способными к наблюдению с момента овладения речью, т.е. в 3–4 года. Процесс восприятия становится произвольным, целенаправленным под влиянием самого объекта (поэтому он должен быть живым, подвижным, привлекательным, вызывать эмоциональный отзыв, интерес к нему, стремление узнать, что или кто это).
2. Процесс восприятия у дошкольника будет осмысленным и целенаправленным, если педагог четко формулирует перед детьми общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Дети дошкольного возраста способны принимать поставленную перед ними задачу. Однако малыши не осознают ее как познавательную, лишь следуют за воспитателем, отвечая на его вопросы и выполняя его задания. Дети средней группы осознают задачу, а старшие дошкольники не только осознают, но и творчески подбирают пути для ее осуществления.
3. В дошкольном возрасте у детей можно сформировать умение следовать плану наблюдения . Дети младшей возрастной группы отклоняются от него в силу особенностей их внимания и восприятия. Дети средней группы, как правило, придерживаются плана, хотя и отступают от него под влиянием разных внешних отвлекающих факторов. Старшие дошкольники точно придерживаются плана.
4. Процесс наблюдения у дошкольников обычно бывает эмоционально окрашен. Причем положительное эмоциональное состояние у ребенка и его заинтересованность способствуют более правильному, детальному наблюдению. Поэтому при организации наблюдения рекомендуется сначала вызвать у ребенка положительное отношение к объекту наблюдения.
5. Наблюдение требует тщательной предварительной подготовки. Воспитателю необходимо создать условия для возможно более эффективного наблюдения : продумывать место наблюдения , расположение объектов , рациональное размещение детей. Необходимо заранее наметить и продуктивную деятельность, которая будет использована в ходе наблюдения (выполнение рисунков, моделирование, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем).
6. Кроме непосредственного рассматривания, которое проходит на основе зрительного восприятия, в процессе наблюдения надо задействовать другие анализаторы – слух, вкус, обоняние («золотое правило дидактики»).
7. Важно помнить, что в результате каждого наблюдения у дошкольников должно быть сформировано определенное представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
Этапы организации наблюдений (А.И. Васильева)
Требования к руководству наблюдениями в разных возвратных группах
Алгоритм наблюдения за животным 1. Название, общее впечатление (эмоциональный отклик). 2. Особенности внешнего вида животного (в младшей и средней возрастной группе – на основе констатации признаков внешнего вида; в старшем дошкольном возрасте – на основе выделения и сравнения признаков внешнего вида наблюдаемого объекта с известным однотипным животным, например, белку сравнивают с кроликом).
3. Особенности в поведении животного: повадки, движения, способ питания и другие жизненные проявления. 4. Роль данного животного в природе (принадлежность данного животного к определенной систематической группе: звери, птицы, рыбы, насекомые; домашние и дикие; хищные, травоядные, всеядные; забота человека о животном). 5. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
Алгоритм наблюдения за растением 1.Название , общее впечатление (эмоциональный отклик). 2. Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей (цвет, величина и форма, запах).
3. Особенности ухода и содержания растения: требования растения к теплу, освещению, воде. 4. Принадлежность растения к определенной систематической группе (деревья, кустарники, травянистые растения; растения огорода, цветника, леса, луга и т.д., комнатные растения). 5. Интерпретация воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Выступление на семинаре – практикуме для воспитателей, на тему: Наблюдение –основы чувственного познания природы»
Наблюдение основа чувственного познания природы Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников ведущее место занимает наблюдение.Правильная организация чувственного восприяти...
Консультация для воспитателей на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы"
В материале дается консультация для воспитателей ДОУ на тему "Наблюдение – основа чувственного познания природы". В данной консультации раскрываются вопросы психолого-педагогического обоснования проце...
"Наблюдение как метод чувственного познания природы"
Подробно раскрыто содержание наблюдения как формы взаимодействия с детьми, аскрыто , обозначены требования к проведению наблюдений и описаны примеры использования этого метода в работе с детьми....
Презентация "Наблюдение,как основа чувственного познания природы"
Презентация к семинару-практикуму...
Наблюдение – метод чувственного познания природы
laquo;Организация наблюдений в детском саду»...