«Развитие творческих способностей старших дошкольников в познавательно – речевой деятельности»
методическая разработка по теме

Савельева Елена Константиновна

Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_metodika.doc49.5 КБ
Файл planirovanie.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей старших дошкольников

в познавательно – речевой  деятельности»

Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности.

В соответствие с поставленной целью были определены задачи: 

  • Развивать познавательную активность и творческий потенциал личности ребёнка в процессе интеграции различных видов деятельности.
  • Формировать  независимость мышления, т.е. умения находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая, и аргументировано  отстаивая собственное мнение.
  • Развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблем, стремление доводить начатое дело до конца.
  • Поощрять в ребёнке инициативность, независимость, изобретательность, уверенность в своих силах и способностях.
  • Развивать способность социально-психологической адаптации к различным ситуациям, умение  входить в контакт со сверстниками, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных  ситуациях.

Актуальность проблемы:

В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  Хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». И взрослые,  поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности дошкольников. Важно научить детей пользоваться знаниями для генерирования собственных идей и мыслей. Умеем ли мы это делать? Учим ли этому детей? Как научиться самому и научить ребенка творчески мыслить?

Педагогическая практика показывает, что важно подобрать эффективные  методы обучения, которые направлены на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей:  вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад.

Важным фактором творческого  развития детей является создание обстановки, опережающей развитие детей, которая стимулировала бы  самую разнообразную деятельность. Для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов  действий.

Успешно реализовать задачи познавательного развития старших дошкольников мне помогает тематическое планирование.

В основе разработанного мною планирования лежит последовательность работы с детьми над одной из тем:

  • - накопление познавательного опыта;
  • - его систематизация;
  • - использование и преобразование в деятельности.

Использую разнообразные формы работы:

  • познавательная деятельность (НОД)
  • совместная исследовательская деятельность взрослого и ребенка, опыты, эксперименты, проекты
  • самостоятельная деятельность детей

Организую разные варианты работы с детьми:

Познавательная деятельность, включающая в себя проблемные ситуации и логические задачи, служит для развития у детей внимания, интереса к познанию, к творчеству. Логические задачи – рассказ-загадка педагога, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности в обществе, в природе, предметном мире. Давая логическую задачу, я ставлю детей в ситуацию, в которой они должны использовать разные приемы умственной деятельности. Это стимулирует развитие самостоятельности, гибкость ума.

НОД как система познавательных игр – позволяет каждому ребенку без принуждения подключиться к предлагаемым играм, испытать чувство интеллектуальной радости от того, что он смог «самостоятельно» раскрыть «тайну» времени, растения, народа,  решить логическую задачу и найти ответ на вопрос. Особое место в познавательных играх я уделяю моделированию скрытых проблемных практических и текстовых ситуаций, которое развивает логическое мышление, их познавательные интересы. Например: игры могут быть посвящены таким вопросам «Зачем звери меняют на зиму окраску?», «Почему гриб называется волнушка, рыжик, опенок?», «Почему колеса разные?» 

НОД с игровым перевоплощением. Игровое перевоплощение можно использовать как отдельный прием, как метод или  игру- драматизацию. Использование игрового перевоплощения обеспечивает ребенку радостное переживание познавательного материала и способствует установлению между воспитателем и детьми доверительного отношения. Например, дети превращаются в «сыщиков» для выхода из  проблемной ситуации, разыгрывают сюжет сказки.

Игры – путешествия во времени и пространстве. Цель такой формы организации познавательной деятельности развивать  у детей перспективный взгляд на окружающие предметы. Например: «История маленькой пуговки», «Как появились часы», «Какие бывают дома».

Практические опыты предполагают действия с целью углубить представления детей о живой и неживой природе. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать связь, иными словами, формировать познавательную активность.

Создание проектов дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет адаптироваться к школьному обучению.

В соответствии с ФГТ дошкольник должен быть: инициативным, самостоятельным, любознательным, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире,

В процессе работы с детьми в данном направлении могу отметить, что у воспитанников появились умения:

  • видеть проблему;
  • выдвигать гипотезы и идеи, оценивать их, принимать собственное решение;
  • задавать вопросы;
  • давать определения некоторым понятиям;
  • экспериментировать и наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

В свете изложенного, я считаю, что в познавательно-речевой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стремлюсь организовать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой, ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование познавательно-речевой деятельности старших дошкольников

Тема

     

   Тематическая игра

   

   Проблемные ситуации

Игра экспериментирование

         

       Игра драматизация

                   Что такое    

                     осень?  

«Осенняя мозаика»

«В гостях у бабушки Арины»

«Прогулка по лесу»

«Морошковый край»

«Почему осенью листья разноцветные?»

«Как хомяку донести зёрна до норы?»

«Как найти выход из леса, если заблудился?»

«Почему грибы так называются?»

«Дружба красок»

 «Готовим винегрет»

«Напиток здоровья»

«Волшебница вода»

«Гости ходят в огород»

«Котята - поварята»

 «Репка на новый лад»

«Под грибом»

    Я  - человек

«Что мы знаем о себе»

«Неболейка»

«Зачем человеку одежда»

«Опасности вокруг нас»

«Что лучше: руки или ноги?»

«Как согреться зимой?»

«Можно ли нарисовать невидимку?»

«Как быстро остудить горячий чай?»

«Правила здорового сердца»

«Как узнать, что руки грязные?»

«Какая застёжка лучше?»

«Как оказать первую медицинскую помощь?»

«Девочка чумазая»

«У Матрешкиной сестрицы»

«Айболит»

        Наши меньшие  

                друзья

«Крылатые соседи»

«Обитатели птичника»

«Ферма кота Матроскина»

«Лесные жители»

«Как дожить Серой Шейке до весны?»

«Может ли лягушка стать пушистой?»

«Как белому зайцу выжить без снега?»

 «Как кошке подружиться со злыми мышами?»

«Почему перья не намокают?»

«Сравнение сырого и вареного   яйца»

«Делаем облако»

«Куда делись чернила?»

«Скворец и воробей»

«Лиса и козел»

«Цыпленок - хвастунишка»

«Кот Васька»

            «Зимушка-          

                 зима»

«Зимние приметы»

«Новый год у ворот»

«Зимние игры»

 

«Как не заморозить руки без рукавиц?»

«Как показать Деду Морозу лето?»

«Как построить дом, не используя лес?»

«Почему в мороз лопнула за окном бутылка с лимонадом?»

«Почему тает снег?»

«Живое – неживое»

«Снеговик - Почтовик»

«Морозко»

«Играем в театр»

«Фигуристы»

Научные открытия

«Умные машины»

«Школа пешеходных наук»

«Путь к звездам»

«Путешествие вокруг Земли»

«Как высоким кораблям проплыть под низким мостом?»

«Как добраться до детского сада, если опоздал на автобус?»

«Как устроить жизнь на Луне»

«Почему машина едет?»

«Откуда берутся тени?»

 «Почему бывает Полярная ночь?»

«Как держится в воздухе воздушный шар»

«Разные колеса»

«Три чудесных цвета»

«Как Незнайка и Пончик прибыли на Луну»

«Пробуждение ручейка»

Семейные традиции

«Дружная семья»

«Защитники отечества»

«Никого роднее мамы в целом мире нет»

«Профессии людей»

«Что делать, если нашёл кошелёк на улице?»

«Как защититься ёжику от врагов, если у него стали мягкими иголки?»

«Как отучить Шурика ябедничать?»

«Притягивается – не притягивается»

«Почему не тонут корабли?»

«Дерево и металл, какие они?»

«Можно ли из кубиков построить настоящий дом?»

«Семейный обед»

«Рыцарский турнир»

«Три мамы»

«Заколдованный герой»

Природа просыпается

«Весенние деньки»

«Шестиногие малыши»

«Весенние цветы»

«Когда это бывает?»

 

«Жук упал и не может встать, как ему быть?»»

«Как использовать пень дерева?»

« Как позвать дождик?»

«Как поймать солнечный лучик?»

«Умеет ли ветер работать?»

 «Как появляются листья?»

«Посадка лука»

 

«Камень, ручей, сосулька и солнце»

«Лесные хоромы»

«Под кустом»

«Стрекоза и муравей»

  Наше счастливое  

           детство

«Дни боевой славы»

«О правах – играя»

«Я люблю тебя, Россия»

«Что делать, если в детском саду объявили тревогу?»

« Почему детям всё нельзя да нельзя, если даже очень хочется»

«как выжить на необитаемом острове?»

«Всем поровну»

 «Как выйти сухим из воды?»

«Найди среди других»

«Будем в армии служить»

 «Добрый день»

«Веселые посиделки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Опыт работы: «Развитие творческих способностей дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Данная работа ...

«Развитие творческих способностей и эмоционально - познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

План по самообразованию Цель: Повышение своего профессионального мастерства. Углубление исистематизация своих знаний о формировании творческих навыков у детей во всех видах музыкальной деятельнос...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности. Информация для педагогов....