Районный семинар " Модели планирования"
методическая разработка на тему

Любанова Татьяна Сергеевна

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  дошкольного образования (ФГОС ДО) требует, чтобы содержание образовательной программы дошкольного образования охватывало "структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей" (образовательные области).

 

Образовательный Стандарт выделяет пять образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое;

- физическое развитие.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

- общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками;

- развитие интеллекта, отзывчивости, сопереживания;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, а также к детям и взрослым в Организации (ОУ);

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира;

- формирование представлений о свойствах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

- формирование представлений о малой родине и Отечестве, о культурных ценностях, о традициях и праздниках, о планете Земля, о многообразии стран и народов мира.

 

Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной диалогической и монологической речи;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой;

- формирование звукового анализа, как предпосылки обучения грамоте.

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- представления о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

 

Физическое развитие включает:

- двигательную деятельность;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- овладение подвижными играми с правилами;

- становление ценностей здорового образа жизни.

 

Указанные образовательные области (ОО) могут реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

 

 Виды деятельности:

- игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр);

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками);

- позавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и эксперименты с ними);

- художественно-эстетическая (восприятие художественной литературы и фольклора);

- трудовая деятельность (самообслуживание, элементарный бытовой труд);

- конструктивно-модельная деятельность (конструирование из разного материала);

- изобразительная, продуктивная (аппликация, лепка, рисование);

- музыкальная (восприятие музыкального произведения, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- двигательная (овладение основными движениями, формы активности ребенка).

Основой образовательного процесса является планирование. План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. В настоящее время в ДОО существуют три образовательные модели:

1.     Учебная модель.

2.     Комплексно – тематическая модель.

3.     Предметно – средовая модель.

 

Грамотно составленные модели воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей.

 

План работы воспитателя может быть:

·        Перспективным (на месяц, квартал).

·        Календарным (на неделю, каждый день).

·        Календарно – тематическим (на неделю, каждый день).

Могут использоваться различные

формы написания планов:

·        Текстовая

·        Планшет (карманчиковая), компьютер.

·        План – схема

Целесообразно, чтобы в ДОУ была принята на педагогическом совете единая форма написания плана. По мнению многих специалистов комплексно - тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми. Оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи. В соответствии с комплексно – тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких – либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему знаний будет перестроено на работу с детьми по событийному принципу. Выбирается тема рассчитанная на 2-6 недель. Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместно детско – взрослой деятельности в домашних условиях. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

 

1.                Технология разработки  плана.

·         Оформление планов должно соответствовать эстетическим требованиям. (Так как это визитная карточка ДОУ).

·        План начинаем писать с режимных моментов. (Утро; день; вечер).

·        Учитываем соотношение нагрузки детей. (Эмоциональной; интеллектуальной; физической).

·        Учитываем степень усложнения материала. (Нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры – очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).

·        План должен соответствовать программно-методическому обеспечению.

·        Включать в план все виды деятельности.

·        При написании плана прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

 

2.                Принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

·        В плане должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (ФГОС).

·        Учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.

·        Учтены местные региональные особенности.

·        Учтены время года и погодные условия.

·        Предусмотрено в плане  чередование организованной и самостоятельной деятельности. (Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня, в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду).

·         Учтены изменения работоспособности детей в течение недели.

·        Учтены уровни развития детей. (Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса) 

·        Непременная взаимосвязь процессов воспитания обучения и развития.

·        Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

·        Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядки, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.

·        Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. (Необходимо учитывать рекомендации специалистов).

·        Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно мотивируется. (Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо).

·        Предусматривать разнообразие предлагаемой деятельности.  

·        В планируемой педагогом деятельности должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

·        Учтена работа с родителями.

 

Алгоритм составления плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

·                   Титульный лист.

·                   Список детей группы.

·                   План работы с родителями. 

·                   Наблюдения  (может использоваться карточка, если создана картотека).

·                   Расписание сетки занятий на месяц (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемилогическим правилам и нормативам).

·                   Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты).

·                   Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми.

·                   Планирование самостоятельной деятельности детей.

·                   Планирование гимнастик.   

·                   Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности.

II  Содержание разделов плана воспитательно-образовательного процесса.

 

Рассмотрим их более подробно.

Работа с родителями

Формы проведения:

·         родительские собрания,

·         консультации (индивидуальные, групповые),

·         семинары-практикумы,

·         тематические выставки,

·         эпизодические беседы с родителями,

·         клубы по интересам,

·         совместные праздники,

·         развлечения и досуги,

·         анкетирование,

·         родительские посиделки,

·         экскурсии,

·         туристические походы,

·         участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

3.     Сетка ООД

·                   В группе детей ясельного возраста — не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие — во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.

·                   В младшей группе проводится 11 занятий в неделю.

·                   В средней группе проводится 12 занятий в неделю.

·                   В старшей группе проводится 15 занятий в неделю.

·                   В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию.

·                   Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.

 

4.     Планирование утреннего отрезка времени

·         игровая деятельность,

·         беседы с детьми,

·         рассматривание предметов и иллюстраций,

·         короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни,

·         формирование культурно-гигиенических навыков,

·         индивидуальная работа с детьми и т.д.,

·         утренняя гимнастика. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура.

Количество видов деятельности в утренние часы:

·         в младшей и средней — 3- 4 вида,

·         в старшей подготовительной группе — 4- 6 видов в зависимости от детей группы.

5.     ООД

 

6.                Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Существует четыре вида прогулки:

1.                 Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

2.                 Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.

3.                 Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.

4.                 Спортивная (соревнования, эстафеты).

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

 

 

Общепринятая структура прогулки:

·                   Наблюдение.

·                   Подвижная игра.

·                   Индивидуальная работа.

·                   Труд (экспериментальная деятельность).

·                   Самостоятельная деятельность.

 

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:

·         спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);

·         затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;

·         трудовая деятельность детей.

 

Наблюдения.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.

·                     Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

·                     Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности

 

Виды наблюдений:

1.     Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.

2.     Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

3.     Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.

4.     Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

5.     Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии.

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.

.

Подвижные игры.

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе.

Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, теннис). Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.

Сюжетно-ролевые игры  должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей и учитывать полоролевую дифференциацию. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.

 

Индивидуальная работа:

Физвоспитание.  Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Например, для старшей группы рекомендуются спортивные упражнения и элементы спортивных игр: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления.

Эти упражнения должны проводиться в соответствии с временем года, погодными условиями. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

·         Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

·         Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).

·         Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).

·                     Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

·         «Угадай на ощупь».

·         Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.

·         Скрепление деталей разнообразными способами.

·         Мозаики из различных материалов, пазлы.

·         Игры с водой, с песком.

·         Работа с «печатками» разнообразных форм.

·         Рисование под проговаривание текста.

·         Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

·         Игры с веревочкой.

·         Игры с шиповаными мячиками пластилином, соленым тестом.

 

Упражнения для развития речи:

·                   повторения стихотворений, пословиц, поговорок, потешек;

·                   работа по звуковому произношению.

 

 Элементарная трудовая деятельность.

 Виды трудовой деятельности детей на прогулке:

·         Поручения (индивидуальные и групповые);

·         Коллективный труд;

·         Хозяйственно-бытовой труд (на веранде, участке);

·         Труд на цветнике, газонах, огороде;

·         Ручной труд (в летний период).

Формы трудовой деятельности детей на прогулке:

·         Фронтальные

·         Подгрупповые

 

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

 

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

 

Планирование второй половины дня

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

·         уборку групповой комнаты;

·         ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

·         стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

·         изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

·         кукольный, настольный, теневой театры;

·         концерты;

·         спортивные, музыкальные и литературные досуги;

·         слушание аудиокассет и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Активный отдых детей проводится при участии родителей, при этом используются разнообразные нетрадиционные формы отдыха.

Нетрадиционные формы отдыха с родителями:

·         Физкультурно-оздоровительные праздники по программе «Оздоровление», проводятся 2 раза в год.

·         «День здоровья», проводится 1 раз в квартал.

·         «Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал.

·         Минитуризм.

Основные «необходимости» каждого дня:

·         индивидуальный диалог с каждым ребенком;

·         совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

·         чтение или рассказывание;

·         дидактические упражнения, развивающие игры;

·         творческие игры;

·         наблюдения (в группе, на воздухе);

·         психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

·         труд (различные виды);

·         художественно-продуктивная деятельность;

·         музыка;

·         познавательная пятиминутка.

 

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):

Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи - добавлялки, загадки, каламбуры, песенки).

Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.

Рифмованные правила поведения безопасности.

Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

Экскурсии, целевые прогулки.

Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.

Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

Тренинги (игровые).

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для районного семинара на тему: "Пальчиковые игры с малышами".

В марте состоится районное методическое объединение работников дошкольных учреждений. Я приготовила презентацию....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».

Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также...

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема: «Волшебный песок» Учитель-логопед МБДОУ д/с «Теремок» Зерноградского района Т.В.Чепель

Доклад на районном семинаре логопедов. Тема"Волшебный песок" Учитель - логопед МБДОУ д\с "Теремок" Зерноградского района Т,В, Чепель...

Модель организации образовательного процесса. Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день

Модель организации образовательного процесса.Модель планирования воспитательно-образовательной работы на день...

2021г. Районный семинар – практикум для педагогов Дзержинского района на тему: «Интеллектуальное развитие взрослых и детей» , презентация к семинару.

Интеллектуальное развитие – это процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: занятиях, познавательных действиях, способностях и др.; оно осущест...