Выступление на семинаре " Модель воспитательной среды ДОУ и направления ее развития в условиях внедрения ФГОС ДО".
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления
для тубинфицированных детей № 60»
Выступление на региональном семинаре – практикум «Модель воспитательно –образовательной среды ДОО и направления ее развития в условиях внедрения ФГОС ДО» ИЭУ и П.
Тема : «Интеграция развивающих центров активности детей».
Подготовила : Алексеева В.В.
г.Нижнекамск, 2014
Одним из требований, предъявляемых к основной общеобразовательной программы дошкольного образования - учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходимо обеспечить интегративных подход и к организации развивающих центров активности детей.
«Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе.
В концепции основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено: дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
На основе такого подхода дети:
· активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности;
· проходят через закономерные стадии развития;
· обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие;
· неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе/
Освоение ребенком мира ближайшего (социального, природного) окружения обеспечивается через интеграцию образовательных областей в интегрированных формах совместной, самостоятельной, образовательной деятельности.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции
.
Центры развития активности детей в групповых помещениях | ||
Образовательная область | Центры активности | Интегративная направленность деятельности центра |
Познавательно-речевое направление развития детей | ||
Познание Интегрируется с образовательными областями: · Чтение художественной литературы. · Коммуникация. · Социализация. · Безопасность. · Музыка. | Сенсорная комната
| · Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка. · Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения. · Формирование стремления к освоению.
|
Чтение художественной литературы Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Социализация · Музыка · Здоровье | Библиотека | · Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала. · Развитие интереса к художественной литературе. · Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой. · Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений. · Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей. · Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений. |
Коммуникация Интегрируется с образовательными областями: · Социализация · Безопасность · Чтение художественной литературы · Познание · Труд · Физическая культура · Здоровье | Консультативный центр | · Стимулирование и развитие речевой активности ребенка. · Формирование коммуникативных навыков. · Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений. · Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений. · Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения. · Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи
|
Физическое направление развития детей | ||
Физическое развитие Интегрируется с образовательными областями: · Коммуникация · Познание · Музыка · Здоровье · Социализация · Безопасность | Физкультурный зал | · Удовлетворение потребности детей в двигательной активности. · Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры. · Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования. |
Безопасность Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Здоровье · Чтение художественной литературы | - Игровой центр «Безопасность»
| · Приобщить детей к разным социальным ролям: пешехода, пассажира, водителя, инспектора ДПС, автослесаря. · Развивать навыки ориентирования в пространстве и различия дорожных знаков. Обучить различать транспортные и пешеходные светофоры, познакомить с работой регулировщика. · Формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов. · Привлечь внимание родителей к необходимости принимать активное участие в обучении детей дошкольного возраста правилам безопасного и культурного поведения на дорогах · |
| ||
Здоровье Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Социализация · Безопасность | Уголок «Расту здоровым» | · Формирование валеологических основ и основ ОБЖ. · Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. · Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения, развития; · |
Художественно-эстетическое направление развития детей | ||
Художественное творчество Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Чтение художественной литературы · Коммуникации · Ручной труд | - Центр «Синтез искусств»
| · Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности. · Формирование навыков изобразительной деятельности. · Воспитание эстетических чувств. · Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. · Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж · Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения; · Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства. · Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями; |
Музыка Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Чтение художественной литературы · Социализация · Физическая культура | - Музыкальные зал | · Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности. · Воспитание эстетических чувств. · Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. · Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры. · Формирование легкость и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков). · Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем. |
Социально-личностное направление развития детей | ||
Социализация Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Чтение художественной литературы · Труд · Коммуникации · Безопасность | - Мини-музей «Изба» - Мини-музей кукол | · Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности. · Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей. · Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей. · Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами; · Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека. · Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов. |
Труд Интегрируется с образовательными областями: · Познание · Чтение художественной литературы · Социализация · Физическая культура · Художественное творчество | - Экологический центр | · Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром. · Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. · Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле; · Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда. · Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей. · Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи); об увлечениях и хобби. |
Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
Педагоги детского сада обязаны создать условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».
Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС
Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....
Волонтерская деятельность как средство социально -коммуникативного развития в условиях внедрения ФГОС ДО.
Настоящая статья раскрывает один из видов волонтерской деятельности в ДОУ - социальную акцию: цель, этапы, перспективный план организации социальных акций в ДОУ, итоговый продукт....
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО
Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...
«Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально – коммуникативное развитие» в условиях внедрения ФГОС ДО»
В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения. В связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образов...
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»
Цель: 1. Показать педагогам основные приемы работы с интерактивной доской «StarBoard».2. Познакомить с компьютерной программой к презентации, направленной на формирование базовой компетент...