Теоретические основы профессиональной деятельности педагога
статья на тему

Калинкина Елена Александровна

Теоритические основы профессиональной деятельности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_podgotovlena_kalinkinoy_elenoy_aleksandrovnoy_i.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья подготовлена Калинкиной Еленой Александровной и

Татарниковой Викторией Александровной

Теоретические основы профессиональной деятельности педагога.

     В деятельности педагога дошкольного учреждения большое значение имеет знание нормативной документации, согласно которой выстраивается педагогический процесс в учреждении и знание основных теоретических подходов, поскольку именно на них базируется построение содержания дошкольного образования. Ключевыми нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность педагога дошкольного учреждения, являются такие законодательные акты как: Конституция Российской Федерации, Закон о образовании, типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, устав детского сада, программа развития ДОУ, образовательная программа, основная общеобразовательная программа дошкольного детства и комплекс парциальных программ, федеральные государственные образовательные стандарты и многие другие нормативно-правовые документы и положения, с помощью которых регулируется деятельность педагогов ДОУ.

    Построение процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста осуществляется на основе основных теоретических концепций дошкольного образования, эти основные концепции положены в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в их число входят: культурная историческая концепция Л.С. Выготского, деятельностный подход и личностный подход к обучению дошкольников. Каждый из этих подходов отображает важные положения, на основе которых выстраивается дошкольное образование  [1].

   Культурно-исторический подход, разработанный Л.С. Выготским, раскрывает особенности формирования психических процессов личности. В рамках данного подхода ключевым является понятие развития. Данное понятие понимается автором как переход от одного качественного состояния к другому с целью его совершенствования. В рамках культурно-исторической концепции основными понятиями, значимыми для школьного образования, являются понятия «ведущей деятельности», «социальной ситуации развития», а также «психологических новообразований в разные возрастные периоды»[1].

  Ведущая деятельность – это деятельность ребенка, в рамках которой происходит формирование новых видов деятельности, развиваются психические функции, формируются личностные новообразования. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Построение образовательной программы в основе своей  опирается на учет ведущего вида деятельности.

  Социальная ситуация развития отображает систему межличностных взаимодействий ребенка с окружающими его людьми. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью – именно это отношение и называется ситуацией развития. Согласно культурно-исторической концепции, образовательные цели должны быть ориентированы на:

  1. Развитие культуры ребенка, освоение и приобретение знаний, умений, ценностей и норм.
  2. Взаимодействие педагога и ребенка должно выстраиваться на основе стимулирования и рефлексию различных видов деятельности, ситуации диалога.
  3. Содержание образования выстраивается как модель науки в системе культуры и происходит выделение тех теорий и идеалов и познавательной деятельности, которые имеют общекультурное значение.

         Ведущий вид деятельности дошкольного возраста — игра — исчерпывает свое развивающее влияние к 7 годам, когда ребенок становится на новую ступень развития и переходит к школьному обучению. Это происходит благодаря тому, что у ребенка наблюдается психологическое созревание тех функций и процессов, которые имеют

важное значение для обучения. В дошкольном  возрасте игра обеспечивает целый ряд функций и способствует развитию у ребёнка умения соотносить свои действия с образцом и подчиняться правилам, регулировать свои действия и поступки, поэтому все эти новообразования выступают как показатели результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

   Важнейшим понятием в рамках культурно-исторической концепции является понятие зоны актуального и зоны ближайшего развития. Зона актуального развития — это то, что ребёнок умеет и знает на данный момент, зона ближайшего развития — это то, чему ребёнок может научиться и то, что завтра перейдёт в зону его актуального развития. На этом строится процесс дошкольного образования. У детей формируется система знаний, умений и навыков. Благодаря культурно-исторической концепции в дошкольном образовании определены базовые характеристики процесса развития ребёнка, и они учитываются в процессе обучения и воспитания.

    В рамках деятельностного подхода, авторами которого являются А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребёнка. Деятельностный подход обозначает организацию и управление образовательной деятельностью ребёнка в общем процессе его становления и развития [3].

    Сущность деятельностного подхода гласит о том, что основу развития составляет самостоятельная деятельность и совместная деятельность ребёнка. Исходя из данного подхода, важное значение имеет не то, что педагог даёт ребёнку готовые образцы, которые он усваивает, а то, что ребёнок сам создаёт их совместно с педагогами. Личностный подход в основе организации образовательного процесса дошкольного учреждения свидетельствует о признании приоритета личности перед коллективом, построение гуманистических отношений.

    Личностный подход в деятельности педагога является базовой ценной ориентацией, которая определяет его отношение во взаимодействии с ребёнком. В рамках личностного подхода дошкольного образования рассматриваются такие понятия как «индивидуальность», «личность», «Я-концепция», «выбор», «педагогическая поддержка». Интеграция содержания дошкольного образования, которая представляет собой объединение в единое целое отдельных частей, является важнейшей характеристикой дошкольного образования на современном этапе.

    Процесс гуманизации содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста [2]. Инновационные процессы дошкольного образования осуществляются на основе личностно-ориентированного подхода, в рамках которого проходит социализация и развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Современные педагогические технологии определяют содержание дошкольного образования, структуру педагогической деятельности, организацию развивающей среды ДОУ. Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.

Литература:
1. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. Соч. — В. 6-ти тт. — Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. — М.: Педагогика, 1982. — С. 168–174.

 2.  Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 138 с. 3.     

3.Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. — 147 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта " Педагог".

В данном материале содержатся методические рекомендации планирования профессионального развития педагогов образовательной организации и включает в себя последовательное выполнение определенных этапов....

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»

Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образования на основе профессионального стандарта «Педагог»...

Теоретические основы профессионального опыта педагога-психолога

   В статье изложены принципы и подходы к работе педагога-психолога с воспитаннками группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушенями речи...

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образованияна основе профессионального стандарта «Педагог» Ф.И.О. Назаренко Марина  Александровнаобразовательная...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...