ПРОЕКТ Тема: «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников».
проект (старшая группа) на тему

Зарипова Г.К.
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание. Э.М. Ремарк Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому они называют их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Так появилась на свет идея проекта «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников». Цель: развивать художественно-эстетический вкус посредством создания мини-музея. Задачи проекта: отражены в слайде. Гипотеза: Было выдвинуто предположение о том, что системная и целенаправленная работа в организации мини-музея будет способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников. Тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный. Статус проекта: законченный. Методы и способы проекта отражены в слайде. Продукт проекта: мини-музей пуговиц в группе. Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы. Срок исполнения проекта: октябрь 2014 г. - февраль 2015 года. I этап. Предпроектная подготовка:  Подбор методической, познавательной и художественной литературы.  Подбор иллюстративного, художественного, видео материала.  Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта.  Изготовление родителями массажных ковриков для профилактики плоскостопия. 2 этап. Подготовка проекта. Перед началом создания мини-музея была проведена диагностика с воспитанниками группы, с целью выяснения знаний детей о пуговицах. По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод: 1. Дети понимают значение слова «пуговица», но не все смогли объяснить, что это такое. 2. Дошкольники предположили, что пуговицы бывают пластмассовые. 3. Дома у них пуговиц очень мало. 4. Дети не знают, для чего кроме застежек еще нужны пуговки. 5. Пришивать пуговицы дети не умеют. Результаты анкетирования отражены в диаграмме. После проведенной диагностики была намечена работа по трем направлениям: - работа с детьми - работа с родителями; - создание предметно-пространственной среды в группе 3 этап. Реализация проекта. В ходе реализации проекта были использованы следующие виды детской деятельности: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Дидактические игры: «На что похожа пуговица», «Веселые пуговицы», «Подбери колеса», «Сосчитай-ка», «Чудо-пуговица», «Посмотри-укрась», «Пришей пуговицу», «Геометрические фигуры». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Ателье», «Семья», «Мы дизайнеры» и др. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рисование: Рисование с использованием различных технологий (штамп, наброс, кляксография и др.), «Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор», Лепка Составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине и тесте: «Солнышко», «Яблоня», «Баночка - карандашница», «Наряжаем елочку». КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др. Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.). Пришивание пуговиц, нанизывание. «Бусы из пуговиц» «Бусы», Панно «Сад», «Сердечко для мамы», «Подставка под горячее, «Украшение для кухни», «Кольцо», «Бабочки», «Тарелка» и др. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  Утренняя гимнастика с пуговицами. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  рассматривание пуговиц под лупой;  знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.) КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: * составление описательных рассказов о пуговицах; * придумывание сказок и историй про пуговицу «Пуговица», «Сказка про любимую пуговицу», «Пуговичка» и др. ; * речевые упражнения: «Подбери и расскажи», «Пуговичка заблудилась», «Какая пуговичка? », «Опиши пуговицу»; * разучивание пословиц и стихотворений про пуговицу; Были проведены НОД по познанию «История пуговицы» и «Удивительная пуговица», НОД по физкультуре «Пуговицы», и занятие кружка: «Этот удивительный мир пуговиц» 4 этап. Презентация проекта.  Представление мини-музея пуговиц.  Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц II. Ожидаемые результаты отражены в слайде. Заключение. В завершении проекта была проведена заключительная диагностика, по которой можно наблюдать положительную динамику в художественно-эстетическом и познавательном развитии дошкольников. (см. слайд ) Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. Проект оказался интересным для всех его участников. Создание мини – музея настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может сопутствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_guzel_kabirovny.docx83.96 КБ
Office presentation icon zaripova_guzel_kabirovna.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №39 общеразвивающего вида городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

Тема: «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников».

Подготовила: Зарипова Гузель Кабировна, 

воспитатель

г.Нефтекамск, 2015

Создание мини-музеев в детском саду  на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому они называют их «мини-музеями». Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и родители. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

Так появилась на свет идея проекта «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников».

Цель: развивать художественно-эстетический вкус посредством создания мини-музея.

Задачи проекта:

  • Изучение методической, познавательной и художественной литературы по данной теме.
  • Знакомство с историей пуговицы, ее видами и классификацией, расширение знании  детей об окружающем мире.
  • Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей.
  • Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии, коммуникативных навыков.
  • Воспитание усидчивости, умение работать в коллективе, привитие бережного отношения к чужому труду.

Было выдвинуто предположение о том, что системная и целенаправленная работа в организации мини-музея будет способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Тип проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный.

Статус проекта: законченный.

Методы и способы проекта:

Словесный:

Составление описательных рассказов о пуговицах.

Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи».

Придумывание сказок и историй.

Чтение и заучивание стихов и пословиц о пуговицах.

Наглядный:

Рассматривание коллекции пуговиц.

Рассматривание иллюстрации книг о пуговицах.

Рассматривание пуговиц под лупой.

Практический:

Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений;

Создание поделок из пуговиц с использованием проволоки, пластилина.

Создание мини-музея.

Игровой:

Использование сюжетно-ролевых  и  дидактических игр.

Продукт проекта: мини-музей пуговиц в группе.

Участники проекта:

  • дети старшей  группы;
  • родители воспитанников;
  • воспитатель группы.

Срок исполнения проекта: октябрь 2014 г. - февраль 2015 года.

I этап.  

Предпроектная подготовка:

  • Подбор методической, познавательной и художественной литературы.
  • Подбор иллюстративного, художественного, видео материала.
  • Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта.
  • Изготовление родителями массажных ковриков для профилактики плоскостопия.

2 этап.

Подготовка проекта.

Перед началом создания мини-музея была проведена  диагностика с воспитанниками группы, с целью выяснения знаний детей о пуговицах. По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод:

  1. Дети понимают значение слова «пуговица», но не все смогли объяснить, что это такое.
  2. Дошкольники  предположили, что пуговицы бывают пластмассовые.
  3. Дома у них  пуговиц очень мало.
  4. Дети не знают, для чего кроме застежек еще нужны пуговки.
  5. Пришивать пуговицы дети не умеют.

Результаты анкетирования отражены в диаграмме.

После проведенной диагностики была намечена работа по трем направлениям:

- работа с детьми (составление перспективного плана мероприятий. (см. приложение №  );

 - работа с родителями;

- создание предметно-развивающей среды в группе (мини-музей «Волшебная пуговица»).

3 этап.

Реализация проекта.

В ходе реализации проекта были использованы следующие виды детской деятельности:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Дидактические игры:

«На что похожа пуговица», «Веселые пуговицы», «Подбери колеса», «Сосчитай-ка», «Чудо-пуговица», «Посмотри-укрась», «Пришей пуговицу», «Геометрические фигуры».

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Ателье», «Семья», «Мы дизайнеры» и др.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рисование:

Рисование с использованием различных технологий (штамп, наброс. кляксография и др.)

«Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор»,

Лепка

Составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине и тесте:

«Солнышко», «Яблоня», «Баночка - карандашница», «Наряжаем елочку».

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.

Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .

Пришивание пуговиц, нанизывание.

«Бусы из пуговиц» «Бусы», Панно «Сад», «Сердечко для мамы», «Подставка под горячее, «Украшение для кухни», «Кольцо», «Бабочки», «Тарелка» и др.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • Утренняя гимнастика с пуговицами.

ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • рассматривание пуговиц под лупой;
  • знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)

КОММУНИКАТИВНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

* составление описательных рассказов о пуговицах;

* придумывание сказок и историй про пуговицу «Пуговица», «Сказка про любимую пуговицу», «Пуговичка» и др. ;

* речевые упражнения: «Подбери и расскажи», «Пуговичка заблудилась», «Какая пуговичка? », «Опиши пуговицу»;

* разучивание пословиц и стихотворений про пуговицу;

Были проведены НОД по познанию «История пуговицы» и «Удивительная пуговица», НОД по физкультуре «Пуговицы», и занятие кружка: «Этот удивительный мир пуговиц»

Формы и методы работы с родителями.

  • Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  • Привлечение родителей к пополнению группового мини-музея новыми экспонатами.
  • Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями.

4 этап.

Презентация проекта.

  • Представление мини-музея пуговиц.
  • Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц

II. Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня познавательных процессов.
  • Пополнение знаний о такой необходимой в жизни человека вещи, как пуговица.
  • Развитие мелкой моторики рук дошкольников.
  • Создание развивающей и познавательной сферы в группе и дома.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников процесса.

Заключение.

В завершении проекта  была проведена заключительная диагностика, по которой можно наблюдать положительную динамику в художественно-эстетическом и познавательном развитии дошкольников.

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Проект оказался интересным для всех его участников. Создание мини – музея настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц.

Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!

Литература:

  1. Нормативно-правовая документация.
  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конституция Республики Башкортостан.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  4. Закон Республики Башкортостан «Об образовании».
  5. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
  6. Конвенция о правах ребенка
  7. Нормативные акты Российской Федерации, Республики Башкортостан.
  8. Устав и локальные акты ДОУ.

  1. Основная литература.
  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  2. Примерная общеобразовательная программа дош
  3. Алёшина Н.В., Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. – М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008. – 248с.
  4. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
  5. Веракса Н.Е., Галимов О.Р., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.:  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 79с.
  6. Каликинская Е. Парад пуговиц, детский проект "Настя и Никита", 2011 год.
  7. Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.
  8. Кочкина Н.А., Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.:  МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72с.
  9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А.   Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.
  10. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб.-метод. пособие . - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.
  11. АнистратоваА.А., Гришина Н.И.  Поделки из ткани, ниток и пуговиц – М.,-  2010г.
  12. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А.  Праздник своими руками. - Ярославль: Академия разв. 2001.
  1. Интернет-ресурсы.

1. Педагогика. Бордовская Н., Реан А. / [электронный ресурс] // http://www.gumer.info;

2. Сетевой журнал http://www.softmixer.com/2013/10/blog-post_22.html;

3. Свободная энциклопедия «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%B0;

4. История происхождение пуговицы http://luckytoys.ru/journal/view/istoriya_proishozhdenie_pugovitsy_155.html;

5. Педагогический интернет-портал http://www.o-detstve.ru/forteachers/home_educ/1243.html;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ Тема: «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников ». Воспитатель МАДОУ детский сад №39 Зарипова Гузель Кабировна

Слайд 2

Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание. Э.М. Ремарк

Слайд 3

Мини-музей «Волшебная пуговица»

Слайд 4

Цель: развивать художественно-эстетический вкус посредством создания мини-музея

Слайд 5

Изучение методической, познавательной и художественной литературы по данной теме. Знакомство с историей пуговицы, ее видами и классификацией, расширение знании детей об окружающем мире. Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей. Развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии, коммуникативных навыков. Воспитание усидчивости, умение работать в коллективе, привитие бережного отношения к чужому труду. Задачи проекта :

Слайд 6

Гипотеза проекта : Было выдвинуто предположение о том, что системная и целенаправленная работа в организации мини-музея будет способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Слайд 7

Методы и способы проекта : Словесный: Составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи». Придумывание сказок и историй. Чтение и заучивание стихов и пословиц о пуговицах.

Слайд 8

Наглядный: Рассматривание коллекции пуговиц. Рассматривание иллюстрации книг о пуговицах. Рассматривание пуговиц под лупой. Практический: Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений; Создание поделок из пуговиц с использованием проволоки, пластилина. Создание мини-музея. Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Слайд 9

Продукт проекта: мини-музей пуговиц в группе.

Слайд 10

Участники проекта: дети старшей группы; родители воспитанников; воспитатель группы. Срок исполнения проекта : октябрь 2014 г. - февраль 2015 года.

Слайд 11

I этап. Подбор методической, познавательной и художественной литературы. Подбор иллюстративного, художественного, видео материала. Совместно с родителями заготовка пуговиц для проекта. Изготовление родителями массажных ковриков для профилактики плоскостопия .

Слайд 12

Диагностика на начало проекта

Слайд 13

вывод: Дети понимают значение слова «пуговица», но не все смогли объяснить, что это такое. Дошкольники предположили, что пуговицы бывают пластмассовые. Дома у них пуговиц очень мало. Дети не знают, для чего кроме застежек еще нужны пуговки. Пришивать пуговицы дети не умеют.

Слайд 14

III этап. Реализация проекта

Слайд 15

Игровая деятельность

Слайд 16

Изобразительная деятельность

Слайд 17

Конструирование из различных материалов

Слайд 19

Двигательная деятельность

Слайд 20

Познавательно-исследовательская деятельность

Слайд 21

Коммуникативная деятельность

Слайд 22

Работа с родителями

Слайд 23

IV этап. Презентация проекта

Слайд 24

Диагностика детей на заключительном этапе

Слайд 25

Спасибо за внимание!

Слайд 26

ПРОЕКТ Тема: «Значение мини-музея «Волшебная пуговица» в художественно-эстетическом развитии дошкольников ». Воспитатель МАДОУ детский сад №39 Зарипова Гузель Кабировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Значение ручного художественного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольника».

ЗНАЧЕНИЕ РУЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА В УМСТВЕННОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА...

Значение мини-музея "Русская изба" в дошкольной педагогике.

Данная статья имеет краткое обоснование в необходимости музейной педагогики....

Значение мини-музея в группах ДОУ для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Цели:1. привлечение внимания родителей к музеям;2. создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;3. обогащение развивающей среды группы, ДОУ;4. использование новых форм ра...

Консультация для родителей «Значение мини - музея «Навстречу прошлому»» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...

Выступление на педагогическом совете «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников»

ВЫСТУПЛЕНИЕ На Педагогическом совете №3 «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников с использованием инновационных методов» на тему: «Инновационные технологии, как о...