Итоговая практико – значимая работа Тема: «Значение ручного художественного труда в умственном и эстетическом развитии дошкольника».
методическая разработка на тему

Федорова Ирина Михайловна

ЗНАЧЕНИЕ РУЧНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА В УМСТВЕННОМ И ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                      Итоговая практико – значимая работа

Тема: «Значение ручного художественного труда в умственном и эстетическом

           развитии дошкольника».

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание и методика работы по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей

1.1. Цель и задачи.

1.2. Направления и формы работы.

1.3. Принципы построения педагогического процесса, методы и приемы обучения.

1.4. Этапы работы.

Глава 2. Организация занятий по обучению детей художественному ручному труду.

2.1. Условия организации.

2.2. Оценка детской деятельности.

2.3. Коллективная работа.

2.4. Работа с родителями.

Глава 3. Разновидности ручного труда, используемые в моей практике.

Заключение

Библиография

Приложение

   Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с  природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

                                                    В.А.Сухомлинский.

           Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук.                                                                                                                          Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

              Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

               Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Что в дальнейшем поможет ребёнку в школе.

              Приобщение ребенка к искусству – это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в жизнь духовную и социальную. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал, невозможно становление цельной, гармоничной личности.

              Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же как игра и рисование, особая форма собственно детской деятельности. Интерес к ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

           В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

     

         Содержание и методика работы по приобщению детей к художественному ручному труду и развитию творческих способностей.

             Отличительной особенностью и новизной методики приобщения детей к художественному ручному труду и развития творческих способностей является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

        Необходимость этой программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

                  Цель и задачи.

Цель: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:  

  • Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
  • Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  • Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
  • Изготовление поделок вместе с родителями.
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.

Решение данных задач способствует развитию у детей таких интегративных качеств личности, как:

 • « Любознательный, активный»;

 • « Овладевший необходимыми умениями и навыками»;

 • « Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений»;

 • « Способный решать интеллектуальные и личностные проблемы адекватные возрасту».

Ожидаемый результат:

Средняя группа

·  Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

·  Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

·  Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

·  Научатся видеть необычное в обычных предметах

·  Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

·  Овладеют различными приемами преобразования материалов.

·  Освоят обобщенные способы работы.

·  Разовьют познавательные, конструктивные способности.

·  Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

·  Разовьется поисковая деятельность.

·  Освоят умение анализировать поделку.

·  Сформируется положительное отношение к труду.

. Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

·  Подготовится рука к письму.

Направления работы:

- Развитие творческих способностей.

- Художественно-эстетическое развитие.

- Познавательное развитие.

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Методы обучения:

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (занятия-беседы, объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические и игровые (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Приемы обучения:

- Показ, активное рассматривание, обследование, ощупывание, анализ образца, обобщение        

- Сообщение новых знаний, систематизация, постановка проблемных вопросов, загадки, стихи, приметы, пословицы, поговорки, указание, пояснение, рассуждение, дополнение, вывод.        

- Показ образца, показ способов, решение задач, сюрпризные моменты, игровые поручения, игровые задания, игровые действия, оценка деятельности

Этапы работы.

Весь образовательный процесс делится на 4 этапа:

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

 4 этап – самоанализ.

         Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях. Но игра в то же время ставит перед детьми новые задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. В игре ручного труда представляет собой динамический процесс: одну и ту же поделку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом поделки детей, как правило, значительно сложнее тех, которые им были даны на занятиях.

     

Организация занятий по обучению детей художественному ручному труду.

             При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1)  Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;

2 при отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек;

3)  каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;

4) используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера;

5)  о результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

6)    занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

           Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, разные катушки): бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); ткань, проволока, вата, целлофан, поролон, пенопласт и др.

         Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети сознательно применяли их в практической деятельности. При оценке детских работ, нужно стараться отмечать оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечать значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами можно украсить группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.

               В коллективной работе можно использовать разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно.   Все коллективные работы имеют целевое назначение. Во время выполнения работы дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми. При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим товарищам при создании работы.

              В результате дети стали более открытыми, раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенней приступают к изготовлению новых поделок, повысилась коммуникабельность.

          Работа с родителями.

            Совместная деятельность детей и родителей по ручному труду очень положительно влияет на взаимоотношения в семье, вселяет уверенность в ребенке, он чувствует поддержку со стороны своих близких. Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение. Самодельная игрушка, например волчок, вертушка из бумаги, — хороший подарок малышу от его старших брата, сестры, выражение заботы о нем и возможность совместной игры.

Работа с родителями включает в себя:

- папки раскладушки – «Поделки из бросового материала».

- Информационные стенды.

- Консультации.

- Индивидуальные консультации.

- Родительское собрание.

- Совместная работа детей и родителей.

- Семинар практикум для родителей.

                Свою работу планирую в соответствии с задачами Основной общеобразовательной программы  дошкольного образования  под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Разновидности ручного труда, используемые в моей практике

           Художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает полезные и эстетически значимые предметы. Но невозможно что-то создать из материала, если не знаешь его свойств, качеств. Поэтому, прежде чем начать работу с новым, незнакомым детям материалом предварительно следует проводить занятия по ознакомлению с данным материалом.  На этих занятиях дети знакомятся со свойствами, структурой, прочностью материала; могут потрогать его на ощупь. В последствие этот материал используется на занятиях по ручному труду и в свободной деятельности детей.

          Самым распространенным видом ручного труда является аппликация. Дети стремятся овладеть разными видами аппликации: они могут создать декоративный узор, изобразить предмет или сюжет.  Используются разные виды материалов: бумага, ткань, нить, соломка, засушенные листья, трава, семена.  Детям доступны различные техники:  скатывание, вырезывание разного вида (разрезание по прямой линии для получения геометрических форм-квадратов, прямоугольников; срезание углов по прямой линии для получения трапеции; срезание углов по округлой линии для получения кругов, овалов; вырезывание по контуру, силуэтное вырезывание; многослойное вырезывание); обрывание, плетение.

        В аппликации применяется техника прикрепления деталей к основе (картону, ткани); наклеивание (всей плоскости детали или части ее) и пришивание.

           Конструирование из бумаги. Бумага – благодатный материал, легко поддающийся преобразованию. Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по-разному действовать.

           Работа с природным материалом. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему - красивые камушки, ракушки. Ребята рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети определяют, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди - овальные, блестящие, желтовато-коричневатые; камни - гладкие, тяжелые, холодные и т.д.

               Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий.

       Дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.    Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

      Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

            Работа с бросовым материалом.  Этим видом деятельности дети занимаются с большим интересом.  Работа с бросовым материалом не только помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, не только развивает их творческий потенциал, но что самое главное она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей.

            При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала. Часто идеи рождаются уже в процессе работы, сам материал подсказывает решение и пути выполнения поставленной задачи.

Педагогическое обследование детей по художественному ручному труду

         (проводилось в сентябре (начало года) и в мае (конец года))

п./п.

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формирования

Узнай и назови вид материала и его свойства

Небольшие детали или фрагменты дерева, бумаги, кожи, металла, пластика, поролона, бересты, бросового и природного материалов

Знает и называет не менее 8-10 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 7 видов материала и свойств

2.

Овладение приемами работы с материалами

Ножницы,  шило, молоток,  сантиметр, степлер

Владеет 7 приемами (режет, пилит, склеивает, сколачивает, скрепляет, измеряет, закручивает)

Владеет 6-7 приемами

3.

Развитие конструктированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее

Делает работу с помощью взрослого или ребенка

4.

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

       

          Обследование в начале года показало, что дети слабо владеют приемами работы с различными материалами, слабо развиты конструктивные способности, а самое главное – ручной труд не вызывает у детей интереса. Детей с несформированными навыками работы по художественному ручному труду большинство – 60%; на стадии формирования – 20 %, с сформированными навыками - 20% детей. В мае же был получен положительный результат: детей с несформированными навыками работы по художественному ручному труду – 7%; на стадии формирования – 13%, с сформированными навыками - 80% детей.  

Заключение.

           Ручной художественный труд больше чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, гвоздями, путем складывания и пр.). Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий.

               В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой ― развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим. Развитие наблюдательности, умения видеть характерные особенности предмета, запомнить их и воспроизвести в процессе работы ― важная задача воспитания. Ясное представление о предмете положительно влияет на осуществление замысла, на качество выполнения работы.

            Таким образом, ручной труд способствует развитию творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

                                                   Библиография

1. Богатеева З. А. Занятия  аппликацией в детском  саду  – М.: Просвещение  1988.

2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

3. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

4. Давыдова Г. Н. Детский  дизайн. Поделки из бросового  материала– М.: Скрипторий   2006.

5. Козлина А.В. Уроки ручного труда в д/с и начальной школе. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2006.

6. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Сфера, 2006.

7. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Мастерим из бумаги. Пособие для детей 5-6 лет. Часть 1, 2. М.: Просвещение, Росмэн, 2007.

9. Мусиенко С.И.Школа волшебников. Учебно-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, Росмэн, 2006.

10. М. И. Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Ярославль «Академия холдинг». – 2000.

11. Парамонова Л.А. Детское конструирование и творчество. – М.: Карапуз, 1998.

12. Пантелеева А.В.. Художественный труд в детском саду и семье. – М.: Просвещение,2005.

13. Пищпкова Н.Г.. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Скрипторий, 2006.

14. Черныш И. В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

                                           

                                              Приложение

                                        Консультация для родителей

«Создаём с детьми картины из природного материала».

           Осень, листопад. Почти у всех  это явление вызывает восторг, удивление, желание пройтись по этому шуршащему осеннему ковру, поймать на лету ещё один, попрощавшийся с веткой и стремящийся вниз  листочек. Очарование листопада можно сохранить в виде картин, панно и очаровательных композиций  из листьев и цветов, каштанов и желудей, орехов, веточек, семян-крылаток и многого другого. Такие занятия развивают воображение и творчество детей, мелкую моторику, наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, формируют чувство коллективизма .

         При рассматривании листьев у каждого рождаются свои ассоциации. Образы из листьев не только легко придумывать, но и создавать.  Создание картин из листьев и других природных материалов проще, чем аппликация, ведь ничего не нужно вырезать. Остаётся лишь красиво разложить природный материал на основу и аккуратно наклеить, чтобы получилась ожидаемая картина.

        Из листьев легко делать пейзажи. Очертание любого листочка напоминает  крону дерева, нужно лишь присмотреться и увидеть сходство малого с большим. Если подобрать красивые листья и приклеить их в ряд, получится красивый лес или парк. Дубовые листья – вот вам и дубрава, листья ивы – пирамидальные тополя встали в ряд. Приклеим берёзовые листья – низкие кусты появились у деревьев. Дети постарше могут передать перспективу, показать, будто одни деревья расположены дальше – они низкие, маленькие. Другие ближе, они высокие и большие. В пейзаж можно включить изображения животных и людей.

       Рассматривая листья, попытайтесь подобрать их для портретов. Посмотрите, какой лист подойдёт для овала лица, для рта, носа, глаз. Перебирая листья, пробуйте сложить из них различные портреты и лишь когда вы полностью определились и нашли все листья для работы, необходимо подобрать фон, чтобы достичь большей выразительности.

       Выбрали фон, сложили портрет отдельно на столе. Пришло время  приклеить наш портрет к фону отдельными частями. Если для носа, рта и глаз не нашлось маленьких листочков, их можно просто нарисовать или использовать другой природный материал.

         Но как же приготовить листочки для работы? Ничего нет проще!  Листья можно прогладить утюгом  между газетными листами 2-3 минуты, или же сложить собранные листочки  между страниц журналов и выдержать 5 дней.  Материал для творчества готов, успехов вам !

                                     

   Фрагмент непосредственной организованной деятельности по ручному художественному труду на тему: «Золотая рыбка из макарон»

        Начнем работу с заготовки фона, на который наклеим желтое туловище рыбки, затем определим на нем голову и глаз.

                                                      

               Теперь начнем аккуратно выкладывать и приклеивать макароны как рыбьи чешуйки. Для более качественной работы стоит сначала просто выложить рисунок чешуи, а затем, подправив, чтобы они не выглядывали за край туловища рыбки, приклеить.

                                           

             Плавники сделаем из двух маленьких бумажных вееров, собранных гармошкой и склеенных с одного края. Таким же образом изготовим и хвост, только большего размера. Также аккуратно подклеиваем их рядом с туловищем.

                                                   

          Теперь осталось лишь оформить морское дно. Для этого мы используем макароны-ракушки, уложенные и приклеенные по нижнему краю работы, и нитками водорослей, сделанными с помощью техники «кривая гармошка»: собираем длинную ленту в гармошку не ровными сборками, а хаотично, а затем, полностью собранную, разрезаем одним «взмахом» ножниц на две половинки. Затем приклеиваем водоросли, для придания объема промазывая клеем лишь их кончики.

                                            

Перспективное планирование работы по художественному ручному труду с детьми средней группы

Сентябрь

1,2. Тема.        Сбор природного материала для последующей работы        

Цели. Формировать интерес к ручному труду, желание создавать поделки своими руками.        

Ход работы. Во время прогулок дети собирают листья, травинки, ягоды рябины и др. Пополнение материала шишками, раковинками и др.

Октябрь

1.Тема.        «Дерево»        

Цели. Упражнять в создании образа дерева из природного материала и пластилина.        

Ход работы. Лист в вертикальном положении фиксируется на кусочке пластилина.

2. Тема.        «Яблоня»        

Цели. Упражнять в умении усложнять знакомую поделку дополнительными деталями.        

Ход работы.  К прикрепленному в вертикальном положении листу дополняют кусочки пластилина - яблочки

3. Тема.         Коллективная работа «Лес»        

Цели. Закреплять умение создавать образ дерева с помощью листьев и пластилина; развивать умение работать коллективно.        

Ход работы.  Создание композиции «Лес» из листьев знакомым способом крепления на пластилине

4. Тема.         «Бабочка»        

Цели. Упражнять в создании образа бабочки с помощью листьев и пластилина        

Ход работы.  В скатанный кусочек пластилина по бокам втыкаются листочки.

Ноябрь

1.Тема. «Птичка»        

Цели. Упражнять в создании образа птички знакомым способом помощью листьев и пластилина        

Ход работы.  Усложнять знакомый способ дополнительными приемами: прощипывание пластилина с одного конца.

2. Тема.        «Улитка»        

Цели. Упражнять в создании образа улитки с помощью пластилина и шишки        

Ход работы.  На раскатанный кусочек пластилина накладывается шишка.

3. Тема.        «Ежик»        

Цели. Упражнять в создании образа ежика помощью пластилина и шишки         

Ход работы. Усложнять знакомый способ дополнительными приемами: присоединение отдельных мелких частей.

4.Тема. По собственному замыслу        

Цели. Упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью природного материала и пластилина; развивать фантазию.        

Ход работы.  Используя природный материал и пластилин, дети изготовляют поделки по собственному замыслу знакомыми способами.

Декабрь

1.2.         Тема. «Белый снежок»        

Цели. Упражнять в изготовлении композиции из салфеток.        

Ход работы.  Способом разрывания салфетки на мелкие кусочки получаем снежок

3.  4.        Тема. «Снеговик»        

Цели. Упражнять в изготовлении снеговика из ваты.        

Ход работы.  Приклеивая небольшие кусочки ваты на бумагу, дети получают снеговика.

Январь

1. Тема. «Снежинка»        

Цели. Упражнять в изготовлении снежинки из бумаги.        

Ход работы.  Соединяя с помощью клея полоски белой бумаги по середине, получаем снежинку

2. Тема.         «Новогодние бусы»        

Цели. Упражнять в изготовлении новогодних бус из цветной бумаги.        

Ход работы.  Соединяя концы цветных полосок, получаем новогодние бусы

3. Тема.         «Волшебная снежинка»        

Цели. Упражнять в изготовлении объемной снежинки из бумаги        

Ход работы.  Соединяя концы белых полосок в центре, получаем снежинку

4. Тема.         «Елочка»        

Цели. Упражнять в изготовлении объемной елочки из бумаги, путем сложения треугольников по полам.        

Ход работы.  Складывая треугольники по полам и приклеивая их стороны, получаем елочку

Февраль

1.        Тема. «Волшебный квадрат»        

Цели. Познакомить детей с техникой оригами         

Ход работы.  Дети учатся сгибать квадрат по полам и по диагонали.

2. Тема.         «Собачка»        

Цели. Учить детей создавать образ собачки из бумаги техникой оригами.        

Ход работы.  Дети сгибают квадрат по полам и отгибают углы вверх.

3. Тема.         «Кораблик»        

Цели. Упражнять в умении изготовлять поделки техникой оригами.        

Ход работы.  Техникой оригами дети изготовляют кораблик, дополняя образ деталями: волны, иллюминатор.

4.Тема. По собственному замыслу        

Цели. Упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью различной бумаги; развивать фантазию.        

Ход работы.  Используя различную бумагу, дети изготовляют поделки по собственному замыслу знакомыми способами

Март

1.        Тема. «Цветы для мамы»        

Цели. Упражнять в создании композиции «Цветы» с помощью карандашной стружки        

Ход работы.  Используя карандашную стружку, дети создают образ цветов, приклеивая стружку на лист цветного картона.

2.         Тема. «Веточка мимозы»        

Цели. Упражнять в создании образа мимозы, используя кусочки салфетки.        

Ход работы.  Скатанные в шарик кусочки салфетки дети приклеивают к ветке мимозы, получают цветы.

3. Тема.         «Птичка»        

Цели. Упражнять в создании образа птички, используя пластилин и перья        

Ход работы.  В скатанный кусочек пластилина по бокам втыкаются перышки.

4. Тема.         «Цапля»        

Цели. Упражнять в создании образа птички, используя пластилин и перья и шишку.

Ход работы.  Усложнять знакомый способ дополнительными приемами: присоединение в качестве туловища шишку.

Апрель

1. Тема.         «Тучка и дождик»        

Цели. Упражнять в создании образа тучки и капелек дождя, используя рис.        

Ход работы.  На контур тучки дети приклеивают рис, раскрашивая его затем голубым цветом.

2. Тема.        «Одуванчик»        

Цели. Упражнять в создании образа цветка, используя пшено.        

Ход работы.  Дети приклеивают на серединку цветка пшено.

3. Тема.        «Рыбка»        

Цели. Упражнять в создании образа рыбки, используя пенопласт.        

Ход работы.  Дети приклеивают кусочек пенопласта, дополняя его необходимыми деталями: глазки, плавники.

4.        Тема. «Солнышко»        

Цели. Упражнять в создании образа солнышка, используя поролон.        

Ход работы.  Дети приклеивают кусочек поролона, дополняя его необходимыми деталями: глазки, лучики.

 Май

1.        Тема. «Солнышко»        

Цели. Упражнять в создании образа солнышка из вермишели (лапша и кольцо)        

Ход работы.  Используя два вида вермишели, создаем образ солнышка, приклеивая  на лист голубого цвета.

2.        Тема. «Цветы»        

Цели. Упражнять в создании образа цветка из вермишели.        

Ход работы.  Используя различные виды вермишели, создаем образ цветка на листе зеленого цвета

3. Тема.         Коллективная работа «Весенняя полянка»        

Цели. Упражнять в создании композиции из вермишели; развивать фантазию.        

Ход работы.  Знакомым способом - приклеивание вермишели- получаем различные образы (солнышко, цветы, бабочки)

4.        Тема. По замыслу детей        

Цели. Упражнять в умении самостоятельно создавать знакомые образы с помощью различных материалов: природный, бросовый, бумага, вермишель и др.        

Ход работы.  Используя различный материал, дети изготовляют поделки по собственному замыслу знакомыми способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Итоговый практико-значимый проект Тема: «Формирование навыков связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР»

Цель данного проекта является педагогическое сопровождение процесса формирования  навыков связной описательной речи у  старших дошкольников с ОНР....

Презентация. Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников»

В дошкольном возрасте формируются первичные представления о себе, природе, окружающих людях и явлениях. Наиболее близкими и яркими явлениями для ознакомления с окружающей природой является животный ми...

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование представлений о домашних животных у младших дошкольников»

В дошкольном возрасте формируются первичные представления о себе, природе, окружающих людях и явлениях. Наиболее близкими и яркими явлениями для ознакомления с окружающей природой является животный ми...