Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края)
статья на тему
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.
В данной работе рассматриваются региональные особенности декоративно-прикладного искусства, его место в этнокультурной среде Камчатского края и методология его освоения в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическое значение регионального искусства (на примере искусства Камчатского края) | 589.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое значение регионального искусства
(на примере искусства
Камчатского края)
Подготовила: воспитатель
д/с №40 «Золотой ключик»
п. Ключи Камчатского края
Маметьева Л.С.
Ключи-1 2015 г.
«Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы… Именно культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, «для его духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной дисциплины и социальности» [Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Изд. 3-е. / Д.С. Лихачёв. – М.: Дет. лит., 1989. – С. 203.].
В период сложных процессов социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, возвращения к этническим корням, поиска этнокультурного наследия народа на фоне более глубокого постижения общечеловеческой культуры активизируются поиски путей, позволяющих усилить в дошкольном образовании изучение традиционной народной культуры.
Особенно важным для нашего исследования является то, что идея о национально-региональной специфике образования недостаточно, реализовывалась программами различных образовательных учреждений на протяжении длительного времени. В 2004 г. был принят Федеральный закон об образовании, направленный на развитие национальных культур, региональных культурных традиций, в котором сказано, что в «Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты» [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. - М. 2004, с. 7].
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.
Региональные особенности декоративно-прикладного искусства, его место в этнокультурной среде Камчатского края и методология его освоения в ДОУ не рассматривались до настоящего времени, что потребовало провести специальные исследования.
Причинами является:
- недостаточная популяризация опыта организации традиционно-прикладной творческой деятельности от одного поколения к другому;
- слабая специальная подготовка преподавателей в этой области;
- не разработаны программы, содержание, методика освоения регионального декоративно-прикладного искусства;
- отсутствие целенаправленных исследований в изучении традиционной культуры родного народа.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость превращения образования в действенное средство развития культуры народов, обеспечения их взаимовосприятия и понимания и, что не менее важно - возрождение региональных видов прикладного искусства (резьба по дереву, рогу, моржовой кости и кости мамонта, национальные меховые изделия, бубны, национальные костюмы, куклы, таксидермия, изделия из бересты, вышивание нитками и бисером, чеканка, ножи ручной работы с использованием исконной «пареньской» технологии, традиционная одежда коренных народов Камчатки, украшения из бисера и подшейного ворса оленя, изделия из рыбьей кожи и др.).
На наш взгляд, главная проблема сегодня состоит в том, чтобы выстроить в регионе такую систему образования, которая в перспективе удовлетворяла бы этнокультурным, этнообразовательным потребностям в сочетании с компонентами, дающими возможность личности вступить в диалог с инокультурным окружением и обеспечило бы включенность в современные общекультурные процессы, чему будет способствовать изучение народного искусства, как составляющего национально-регионального компонента в аспекте мировоззренческих и художественно-эстетических сторон.
Рассмотрение произведения народного декоративно-прикладного искусства как единства вещи и идеи в художественном образе (М.А. Некрасова) и за счет этого превращение его в вещь «не равную себе» (Т.С. Семенова) обеспечивает полноценное его восприятие дошкольниками.
Символические образы народного искусства обладают смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено всегда диалектическое единство материального и идеального, зримого и незримого, конечного и бесконечного. Во избежание односторонней, узконаправленной трактовки необходимо рассматривать изобразительные мотивы и символические элементы в контексте целого, в соотнесении с миропредставлением людей, подключая исторические, этнографические, искусствоведческие материалы, а также фольклор.
Ретроспективный этнографический фон очень важен для того, чтобы понять конкретное значение тех или иных символических образов, чтобы попытаться их связать с самой жизнью в ее реальных проявлениях: труде, праздниках, обрядах, тем самым выстраивая более целостную модель взаимоотношения человека с природой и вселенским миром.
Педагогическое воздействие по преобразованию мышления, восприятия, воображения, моторики руки средствами традиционного декоративно-прикладного искусства осуществлялось через разработанную в процессе опытно-экспериментальной работы систему заданий, в основе которых лежит эмоционально-образное освоение языка регионального декоративного искусства.
Сущность процесса освоения регионального компонента декоративно-прикладного искусства заключается в следующем: понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства; использование линии, ритма, силуэта, цвета, пропорции, формы, композиции как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи; определение центров традиционных народных художественных промыслов России по созданию изделий (главные отличительные признаки: форма, пропорции, колорит, орнамент, традиционная обработка материала); овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные; изучение местных традиций края и области и органическим сочетанием региональных традиций искусства с ручным творческим трудом; активное участие в кружках, студиях, творческих мастерских; создание художественных образов с учетом региональных декоративных особенностей и технологических возможностей материала; изучение художественно-эстетического наследия образцов регионального декоративно-прикладного искусства; овладение всеми этапами работы над изделием от создания проекта до последних отделочных вариаций; сочетание в области искусства игровой и трудовой деятельности; включение в художественно-творческую деятельность работу в материале, развернутую к потребностям ДОУ.
Камчатский край славится своими самобытными художественными ремеслами.
Каждый из малых народов Крайнего Севера имеет свою, особо характерную тональность и свою, наиболее типичную технику. Например, зубчатая красная с синим полоса орнаментального «северного сияния» у долганов; бело-голубые бисерные оторочки, контрастирующие с рыжей поверхностью меха или замши, — у эвенов, вышивка бисером— у эвенков и долганов, а нганасаны и ненцы — это аппликация и медные подвесные украшения: бляхи и трубки. Коряки же предстают перед нами как непревзойденные мастера меховой мозаики и замечательные, пожалуй, не менее одаренные, чем чукчи и эскимосы, художники-косторезы.
Кутх - ворон, по легендам - основатель Камчатки
Мастерицы долганки, эвенкийки, ненки затрачивали массу мастерства и труда на то, чтобы поверхность меха в готовой вещи была безупречно однотонной, одноцветной, а заделка, заштуковка пороков, отверстий, мест, проеденных оводом, была бы столь незаметной, чтобы мех казался безупречным от природы, ровным, однотонным.
Подлинным чудом народного декоративно-прикладного искусства меховая мозаика стала у коряков.
Традиционные узоры коряков.
Изучение данных промыслов позволяет глубже понять народную традицию, связанную не только с самим промыслом, но, что особенно важно, со спецификой культурно-исторической среды края и основами народной жизни.
Традиционным художественным ремеслом Камчатского края было самодельное изготовление игрушек. Причудливые фигурки из дерева и кости, воплощающие в себе образы мифологии, эпоса северных народов, сцены из жизни, быта, так и притягивают взгляд. Среди них и охотящийся орлан, вытаскивающий добычу из морской пучины, здесь и Кутх на собачьих упряжках, и охотник в схватке с медведем… В работе применяются традиционные материалы, используемые народами Севера: бивень мамонта, клык моржа, рог лося, оленя и снежного барана, зуб кашалота, клык медведя, мех других животных, бисер, древесный кап.
Игрушки отражали быт, природу, окружение ребенка, они украшали жизнь, радовали и обогащали его дух. Собирательный образ таких игрушек включал в себя элементы выработанной поколениями традиции: национальность самосознания, семейность и региональность устоев, этничность и экологичность во взглядах на эволюцию природы и общества.
Творческое воссоздание традиционных игрушек расширяет границы представлений о прошлом, воспитывает более бережное отношение к культурному наследию, создает ощущение неповторимости и своеобразия области, сопричастности к судьбе родного края. Стать подлинным гражданином невозможно без осознания себя её частицей, продолжателем рода и хранителем культурной среды региона.
Имена многих мастеров известны далеко за пределами Камчатки. Это Сергей Медведев, Владимир Парамошин, Равиль Файзулин, Михаил и Иван Гребешковы, Андрей Сырвачёв, Егор Чечулин Александр Карташёв и многие другие…
К проблеме, связанной с активизацией процессов широкого распространения в крае лучших традиций народного искусства, приобщением к декоративно-прикладному творчеству людей, учреждения образования и культуры обратились только в последние годы. Областным центром народного творчества постоянно проводятся выставки и ярмарки народного творчества взрослых и детей: «Содружество», «Этот красочный мир», «Северное сияние», «Край мастеров», «Мир стоит на мастерах», «Тектильный вернисаж» и др.
Многие авторские работы демонстрируются на всероссийских конкурсах «Ладья. Зимняя сказка», «Ладья», «Вместе мы — Россия», «Сокровища Севера» и др.
Анализируя организацию работы педагогов по освоению дошкольниками камчатского декоративно-прикладного искусства выявилось следующее:
- знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, практическое участие детей в самом процессе декоративного творчества начинается с занятий в детском саду. Основу составляет метод тематических творческих заданий, позволяющих умело сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образцов и практическое участие в декоративном творчестве;
- в районах традиционных художественных промыслов намного эффективнее организовываются кружки, факультативы, мастер-классы по приобщению детей к самобытному народному искусству.
Декоративно-прикладное и народное искусство Камчатского края широко включает в себя разнообразие жанров, художественно-технических приемов и присущих им традиций, которые передаются мастерами из поколения в поколение. Художественные ремесла региона имеют общие исторические и эстетико-философские корни, представляя собой целостную образную систему в этнокультурной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....
Становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства» Колядова Н.Г Абакан МБДОУ Д/с Тополек
Призентация...
Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину....
Детям о родном крае.Становление эстетически-развитой личности средствами регионального искусства.
Статья освещает актуальность проблемы эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства. Приобщение к региональному искусству рас сматривается автором как первоначальный эта...
Презентация "Декоративно-прикладное искусство Республики Башкортостан и его педагогическое значение в воспитании дошкольников."
Консультация для воспитателей...
Содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с учетом разных жанров) применительно к детям дошкольного возраста
Реферативное сообщение, раскрывающее содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с развёрнутой характеристикой жанр...
ИНФОРМАЦИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» Тема: «Значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края»
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Пред...