Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
материал (старшая группа) на тему
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no_2_perspektivnyy_plan_raboty_s_vospitan-nikami.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по экспериментированию
в соответствии с календарно тематическим планированием.
1-2 неделя диагностика.
3 неделя. «Праздник урожая»( сад, огород)
«Свет и тепло в жизни растений».
Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений
«Влага и растения».
Цель: определить, какое влияние оказывает влага на рост растений.
«Сравнение плодородной земли с глиной и песком».
Цель: учить детей распознавать свойства почвы (чернозем, песчаная, глинистая), обследовать почву.
«Сырые и вареные».
Цель: выяснить отличие сырых овощей и фруктов от вареных
«Приготовление морковно-капустного салата»
Цель: закрепить представления детей об использовании овощей и фруктов человеком.
«Определи на ощупь, на вкус, по запаху».
Цель: уточнить представления детей об овощах и фруктах, формировать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.
4 неделя сентября « Краски осени».
«Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.
Осадки: «Узнаем, какая вода»
Цель: закрепить знания о свойствах воды (жидкая, прозрачная, текучая).
«Сравнение воды с молоком».
Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.
Растения: «Почему осенью листья желтые?»
Цель: продемонстрировать зависимость роста растений от сезона, как на них влияет уменьшение светового дня.
«Почему нельзя сжигать листья?»
Цель: продемонстрировать, как происходит загрязнение окружающего воздуха в ходе деятельности людей
Октябрь 1 неделя
«Растительный мир Прибайкалья. Лес ,грибы, ягоды»
«Игры с песком»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения
«Чем пахнет воздух?»
Цель: учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов наслаждаться ароматами.
«Есть ли воздух в воде?»
Цель: обнаружить воздух в воде.
«Куда исчезают опавшие листья?»
Цель: установить зависимость плодородности почвы от гниения растений.
«Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
2неделя октября « Злаки, хлеб»
«Какая почва лучше?»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
«Как передвигается вода в почве?»
Цель: показать процесс прохождения воды в почве
«Вода нужна всем».
Цель: выявить, насколько велика роль воды в развитии, прорастании растений.
«Как вода питает ветки?»
Цель: познакомить с процессом движения воды в растениях
«Сладкий опыт».
Цель: выявить, что в теплой воде вещества растворяются быстрее.
«Вода — растворитель»
.Цель: закрепить знания о следующих свойствах воды: некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может изменять свою окраску.
«Всегда ли вода растворитель?»
Цель: убедиться в том, что не все вещества растворяются в воде.
Замешивание соленого теста «Прянички для Ванечки».
Цель: продолжать познакомить детей с материалом соленое тесто, его свойствами и возможностями.
3 неделя октября « Наземный транспорт»
Воздух
«Есть ли воздух на улице?»
Цель: определить наличие воздуха в окружающем пространстве. Изготовить с детьми самодельные вертушки, парашюты.
Обсудить, почему вертушка вертится, почему «получается» ветер, когда дети бегут, держа перед собой вертушки; как парашют замедляет движение (Воздух под ним распирает купол, поддерживает его, поэтому снижение и происходит плавно.)
«Воздух упругий».
Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость
«Солнце — тепло, тень — прохлада».
Цель: выявить, где предметы нагреваются сильнее: на солнце или в тени.
«Волшебный лучик».
Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.
1Неделя октября « Человек .Части тела. Здоровье»
«Нужен ли людям воздух?»
Цель: дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его при помощи легких, без воздуха ничто живое жить не может; для жизни нужен чистый воздух.
«Вкус воды».
Цель: выяснить, имеет ли вода вкус.
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закрепить представления детей об органах чувств,
их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки;
нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
«Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета
«Определение чистоты воздуха».
Цель: выявить, можно ли определить чистоту воздуха, и выяснить, как чистота воздуха влияет на наше здоровье.
«Глаза в темноте».
Цель: продемонстрировать, как изменяется величина зрачков человека, в зависимости от освещения.
«Рукам своим не верю»
1 неделя ноября « День Народного единства. Народы Прибайкалья»
Почва «Свойства песка».
Цель: закрепить с детьми знания о свойствах песка.
«Сравнение камней и песка».
Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.
Организация в группе мини- коллекции « Ракушки бывают разные». Каждому камешку свой домик ( Организация в группе мини музея камней)
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
2 неделя ноября « Домашние животные»
«Прозрачная вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
«Подушка из пены»
Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Опыт №1: “Вода не имеет формы”
Опыт №2: “Вода жидкая, может течет
”Опыт №3: “У воды нет вкуса”
Опыт №4: “У воды нет запаха”
Цель: закрепление свойств воды.
3 неделя ноября « Мир безопасного поведения» (пожарная безопасность)
«Свет повсюду»
Цель: показать значение света , объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
«Таинственные картинки»
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
«Что в пакете?»
Цель: закрепить знания о свойствах воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы).
«Гори, свеча моя, гори».
Цель: выявить, что для поддерживания огня необходим воздух.
«Особенности теплого и холодного воздуха».
Цель: выяснить, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный — опускается вниз.
4 неделя ноября « День Матери»
«Увидеть, услышать, почувствовать».
Цель: закрепить знания о свойствах воздуха.
« При солнышке - тепло, при матушке- добро» (Путь солнца по небу).
Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
Солнца и изменением положения солнца на небосводе.
«Помогаем маме на кухне» «Что такое пар?»
Цель: продемонстрировать, как вода может превращаться в пар.
«Всегда ли можно увидеть пар?»
Цель: познакомить с процессом испарения воды
«Волшебное сито»
Задачи: познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.
1 неделя декабря. « Зимние узоры».
«Создаем облака».
Цель: получить представление о том, как в природе образуются облака.
Солнце «Тень в зимний день».
Цель: выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение зимнего дня, все ли тени от предметов одинакового оттенка.
Осадки «Снег. Какой он?»
Цель: установить связь между температурой, силой ветра и характером снега.
«Снег в морозный день».
Цель: установить зависимость рыхлости снега от влажности, а влажность — от температуры воздуха.
«Как из снега получить воду?»
Цель: самостоятельно найти способы превращения снега в воду. Обратить внимание на длительность протекания опыта.
«Можно ли пить талую воду?»
Цель: установить непригодность талой воды для
питья.
«Свойства снега».
Цель: выявить особенности взаимодействия снега и воды.
2 неделя декабря « Человек .Одежда. Обувь»
«Что отражается в зеркале?»
Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
«Солнечные зайчики»
Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
«Воздух упругий».
Цель: выявить одно из свойств воздуха — упругость.
3 неделя декабря « Зимующие птицы.
«Синичкин день»
Фокусы с магнитами
Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
«Тёплый воздух легче холодного»
4 неделя декабря « Новогодние чудеса.»
«Зачем Снегурочке шубка?»
Цель: выявить условия изменения состояний жидкости
«Лед — "твердая" вода».
№1.Цель: дать представление о том, что свойства предметов (лед, вода) меняются при нагревании и охлаждении
№ 2 Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед. «Свет и тень».
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
2 неделя января « Зимние забавы День здоровья»
«Превращение воды в лед».
Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед
«Что легче?»
Цель: сравнить, что легче: вода или лед?
«Свойства льда».№1 выяснить, имеет ли лед форму, может ли быть цветным?
«Свойства льда».№2
3 неделя января «Удивительный мир животных и растений Севера»
Почва и растения Цель: выявить защитные свойства снега
«Теневой театр».
Цель: понять принципы действия теневого театра.
«Определение направления и силы ветра».
Цель: учить детей изготавливать простейшие приборы
«Здравствуй, солнечный лучик!»
Цель: дать понятие о том, что источник света может принадлежать к природному и рукотворному миру.
4 Неделя января « Удивительный мир животных и растений жарких стран»
«Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
«Сравнение камней и песка».
Цель: выяснить, что тяжелее: камни или песок.
«Пустой стакан».
Цель: выявить наличие воздуха в стакане.
«Посадка лука»
Цель: обучить детей технике посадки; вызвать интерес и желание выращивать лук; определить, какую пользу приносит.
«Посадка лука в банки с водой
1 неделя февраля « Мой дом. ( Эл. приборы, мебель)
«Волшебный лучик».
Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.
«Темные или светлые?»
Цель: установить зависимость тепло проводимости предметов от их цвета.
«Танцующая фольга»
Цель :Понятие об электрических зарядах
«Какие предметы нагреваются на солнце быстрее?»
Цель: установить зависимость теплопроводности
предметов от материала, из которого они изготовлены.
2 неделя февраля. « Мой дом» ( посуда)
«Куда исчезла вода?»
Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от величины площади, занимаемой водой.
«Умная галка».
Цель: продемонстрировать, как повышается уровень воды, если в воду положить предметы.
«Посев семян».
Цель: обучить технике посева семян, вызвать у детей интерес к выращиванию растений, наблюдению за их ростом и развитием.
«Где воды больше?»
Цель: выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объеме воды.
«Звенящая вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук
3 неделя февраля « День защитника Отечества».
«Корабли по морю плывут».
Цель: установить, что ветер может быть разной силы.
№1. «Парашют».
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; помочь понять, как может использоваться сила ветра.
№2 «Парашют».
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.
"Стой, руки вверх!"
4 неделя февраля « Транспорт воздушный, водный»
«Вертушка».
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.
«Ветер и волны».
Цель: установить, что ветер имеет силу.
«Подушка из пены»
Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
«Воздух работает»
Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
« Ловись рыбка, и мала, и велика»
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
1 неделя марта.
« Международный женский день»
«Звенящая вода»
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
«Сравнение воды с молоком».
Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.
«Всегда ли можно увидеть пар?»
Цель: Продолжать знакомить с процессом испарения воды.
«Где воды больше?»
Цель: выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объеме воды.
2 неделя марта. « Весенняя капель»
«Увеличение светового дня».
Цель: выявить, увеличилась ли продолжительность светового дня (в течение недели).
«Где снег не тает?» (Опыт проводится в начале весны.)
Цель: выявить зависимость изменений в природе от сезона.
«Где быстрее наступит весна?»
Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона.
«Где будут первые проталины?» (Опыт проводится ранней весной.)
Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла,
появлением солнца
3 неделя марта « Профессии».
«Куда исчезла вода?»
Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от величины площади, занимаемой водой.
«Разноцветные шарики»
Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
«ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ.»
Цель: Познакомить детей со свойствами кристаллов .Способами выращивания кристаллов
« Взвешиваем»
Цель: Продолжать знакомить детей с весами и мерами, способами уравнивания.
4 неделя марта « Хочу в школу».
«Угадай ка»
Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который
зависит от материала.
«Секретное письмо»
Цель: познакомить детей со свойствами сока лимона.
«Крахмал и йод»
Цель: познакомить детей со свойствами йода и крахмала.
1неделя марта « Обитатели, рек, морей, океанов».
«Морской кит» ( из яйца)
Цель: познакомить детей со свойствами соленой воды.
«Вода прозрачная»
Цель: Установление прозрачности воды.
Водяная мельница
Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Где вода?
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Об уровне воды
Цель: выявить как заставить воду вопреки закону тяготения течь вверх.
1 неделя апреля « Перелетные птицы»
«Можно ли висеть на голове?»
Цель: выявить свойства магнита..
«Соломинка-пипетка»
Цель: Выяснить как работает пипетка
«Птичка в клетке»
Цель: Создание эффекта мультипликации
2 неделя апреля « Этот загадочный космос»
Солнце «Здравствуй, солнечный лучик!»
Цель: дать понятие о том, что источник света может принадлежать к природному и рукотворному миру.
«Где живет "солнечный зайчик"?»
Цель: дать понятие о том, что свет — это поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света.
«Путь солнца по небу».
Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
Солнца и изменением положения солнца на небосводе.
«Как квадрат превращается в круг»
Цель: Создание эффекта мультипликации
«Такие разные круги».
Цель: установить зависимость таяния снега от теплопроводности и цвета предметов, находящихся на снегу.
« Свет и тень»
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
«Путь солнца по небу».
Цель: продемонстрировать, как при помощи перемещения тени можно проследить за движением Земли вокруг
Солнца и изменением положения солнца на небосводе.
3 неделя апреля « Мой город».
«Где быстрее наступит весна?»
Цель: установить зависимость изменений в природе от сезона
«Где будут первые проталины?» (Опыт проводится ранней весной.)
Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла,
появлением солнца.
«Можно ли пить талую воду?»
Цель: установить непригодность талой воды для
питья.
«По следам Шерлока Холмса». «Тайный похититель варенья»
Цель: выяснить, что такое отпечатки пальцев.
4 неделя апреля «Байкал - жемчужина Сибири».
«Как быстрее?»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от состава почвы.
«Вода нужна всем».
Цель: выявить, насколько велика роль воды в развитии, прорастании растений.
«Как вода питает ветки?»
Цель: познакомить с процессом движения воды в растениях.
1 неделя мая « Никто не забыт, ничто не забыто…»
«Дождь покапал и прошел...»
Цель: проследить за процессом испарения воды, выявить зависимость скорости испарения от температуры воздуха (на солнце быстрее, в тени медленнее).
«Теневой театр».
Цель: понять принципы действия теневого театра
«Воздух работает»
Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
« Фильтруем воду».( Изготовление фильтра для очистки воды из бросового материала»
Цель: Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды – прозрачностью
2 неделя мая. «Насекомые .Первоцветы»
«Могут ли животные жить в земле?»
Цель: выяснить, есть ли в почве необходимые для жизни живых организмов вещества.
«Какая почва лучше?»
Цель: выделить благоприятные условия для роста и развития растений.
«Свет и тепло в жизни растений».
Цель: определить, как влияет свет и тепло на рост растений.
Материал: четыре листа герани помещаются в стаканчиках с водой.
«Всасывание воды»
Цель: выявить, как растение всасывает воду.
« Почему на насекомых не обрушивается песок, когда они роют норки?»
Цель: познакомить детей со сводами и тоннелями.
3 неделя мая. « Я - ребенок. И я имею право».
«Как передвигается вода в почве?»
Цель: показать процесс прохождения воды в почве.
«Прыгающая монетка».
Цель: обнаружить, что при нагревании расширяющийся воздух обладает силой.
«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?» «Волшебник-лимон».
Цель: знакомство детей с элементарными опытами.
«Цветной песок»
Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав с цветным мелом);научить пользоваться теркой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план работы "Здравствуй детский сад" для детей 4-7 лет. программа "Детство"
В тематическом плане представлена работа с детьми 4-7 лет по теме Здравствуй детскицй сад во всех видах детской деятельности....
Комплексно-тематический план работы
Комплексно-тематический план работы на весь учебный год для подготовительной логопедической группы. Тема расчитана на одну неделю....
комплексно-тематический план работы в летний период
Примерный комплексно-тематический план работы со старшими дошкольниками в летний период 2012год...
Комплексно-тематический план работы для детей 5-7 лет "Игрушки","Наш город.ПДД".
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду....
Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе
Это помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей группы,что способствует целенаправленному системному...
Перспективный комплексно-тематический план работы по теме "Жилище" в средней группе по программе «Детство».
Материал для воспитателей ДОУ. Перспективный комплексно-тематический план работы по теме "Жилище" в средней группе по программе «Детство»...
Перспективный комплексно-тематический план работы во 2 младшей группе
Перспективный комплексно-тематический план работы во 2 младшей группе...