Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»
методическая разработка на тему

Жагарина Марина Александровна

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «Железная дорога» (приурочено к 180-летию начала строительства железных дорог в России).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_lepbuk.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Жагарина М.А., педагог-психолог

детского сада № 214 ОАО «РЖД»

Мастер-класс  для педагогов

«Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Тема нашей сегодняшней встречи «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО».  Позитивная социализация ребенка, его всесторонне личностное, морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, учитывающее возраст и соответствующий ему вид деятельности, сотрудничество со взрослыми и сверстниками – таковы приоритеты государства в сфере дошкольного образования, позволяющие сформировать духовно развитую личность, инициативного, самостоятельного, позитивного члена общества.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Так что же такое лэпбук? В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», «наколенная книга», это тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, фигурных кармашков и конвертиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.

Лэпбук обеспечивает:

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

• развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;

• развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;

• возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;

• создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.

Слайд 11

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной  среде: информативен и полифункционален. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй. Формы работы с родителями постоянно меняются. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Одной из таких форм работы с родителями является лэпбук.

Родители обеспечивают поддержку:

- организационную (экскурсии, походы)

- техническую (фото, видео)

- информационную (сбор информации для лэпбука)

- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Лэпбук  активизирует познавательную деятельность, помогает детям лучше понять и запомнить информацию. Лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по-разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей. Лэпбук позволяет сохранить собранный материал. Создание лэпбука -  интересное и творческое занятие!

Подводя итог, можно сказать, что плюсы лэпбука неоспоримы. Создание лэпбука позволяет всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходя к вопросу организации, подбору информации и способов ее оформления.

Сегодня на мастер-классе вы сами своими руками сделаете лэпбук, который сможете использовать уже в своей работе.

Практическая часть.

180 лет назад началось строительство первой железной дороги в России

13 мая (1 мая) 1836 года австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер начал строительство Царскосельской железной дороги – первой железной дороги в России.

Проект Царскосельской железной дороги был изложен императору Николаю I Ф.А. Герстнером 31 января 1836 года. Указ императора о сооружении Царскосельской железной дроги был обнародован 15 апреля 1836 года.

Для Царскосельской дороги Герстнер предложил колею шириной 6 футов (1829 мм). Свое решение он обосновал необходимостью сделать шире подвижной состав, чтобы увеличить вместимость вагонов и тем самым получить возможность перевозить громоздкие грузы, в том числе и кареты. Кроме того, такая колея позволяла в будущем увеличивать мощность паровозов, паровые цилиндры, движущие механизмы которых располагались внутри рамы.

В разгар строительства на трассе работало около 1800 рабочих (крестьяне Петербургской, Вологодской и других окрестных губерний) и 1400 солдат военизированных строительных батальонов Главного управления путей сообщения.

Подвижной состав, рельсы и скрепления покупались за границей, но часть вагонов для грузов, паровые машины для водоснабжения, водопроводные трубы, дорожные механизмы изготовлялись в Петербурге, на Александровском заводе.

Официальное открытие железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 г. В 12 часов 30 минут, по звонку колокола, поезд, управляемый Ф.А. Герстнером, отошел от платформы. Через 35 минут он прибыл в Царское Село, преодолев 23 км. На обратном пути Герстнер, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, развил фантастическую по тем временам скорость, покрыв весь путь от Царского Села до Петербурга за 27 минут. Средняя скорость составила 51 км/ч, временами она превышала 60 км/ч. Люди были буквально потрясены.

22 мая 1838 г. началось движение поездов до Павловска, где открылся знаменитый впоследствии вокзал.

Серьёзного экономического значения дорога не имела, она играла роль скорее увеселительную. Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте её строительства и эксплуатации была доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России. Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта. Этот первый опыт в организации железнодорожного движения в России дал существенный толчок дальнейшему развитию железнодорожного дела в стране.

Викторина для педагогов

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Как в старину называли железную дорогу?
а) Жестянка;

б) Чугунка;

в) Серебрянка;

г) Стекляшка.

(Чугунка, железянка.)
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Как в давние времена называли паровоз?
а) Пароход;
б) Самоход;
в) Дымоход;
г) Пролётка.
(Именно так в «Попутной песне» на слова Н.В. Кукольника и музыку М.И. Глинки называется паровоз.)
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif
Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России.

а) Иван VI;

б) Пётр I;

в) Николай I;

г) Александр II.

(В ноябре 1851 года была открыта Петербургско-Московская дорога, построенная за 9 лет русскими инженерами. Заступивший на престол в 1855 году Александр II присвоил дороге название Николаевской – по имени своего отца Николая I, первого царя, начавшего строить железные дороги в России.)

 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

В каком году в России был учреждён профессиональный праздник День железнодорожника?

а) В 1896 году;

б) В 1917 году;

в) В 1936 году;

г) В 1985 году.

(День железнодорожника был приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог. В период его правления были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село, первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы. Этот праздник в те годы, вплоть до 1917 года, праздновался 25 июня. Праздничная традиция возродилась в СССР лишь через 20 лет забвения – в 1936 году.)

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?

а) Ямщиками;

б) Возницами;
в) Путейцами;

г) Подорожниками.

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Чем железнодорожники стопорят вагоны?
а) Башмаками;

б) Сапогами;
в) Пятками;

г) Каблуками.
(Башмак – это приспособление, накладываемое на рельс для остановки колёс. Отсюда название железнодорожной профессии – башмачник.)

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Как называется добровольное спортивное общество железнодорожников, основанное в СССР в 1936 году?
а) «Локомотив»;
б) «Гудок»;
в) «Семафор»;
г) «Экспресс».
(Ныне Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив» РФСО «Локомотив».)
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Как называется центральная газета железнодорожников, основанная в 1917 году?
а) «Гудок»;

б) «Сирена»;
в) «Свисток»;

г)  «Гонг».

 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Железнодорожный вокзал какого российского города является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России?
а) Челябинск;
б) Екатеринбург;
в) Самара;
г) Ростов-на-Дону.
(Высота Самарского вокзала со шпилем составляет 100 метров.)

 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Назовите маршрут главного поезда страны с именем «Россия»?
а) Москва – Санкт-Петербург;
б) Москва – Нижний Новгород;
в) Москва – Владивосток;
г) Москва – Челябинск.
(Поезд «Россия» является самым протяжённым железнодорожным пассажирским маршрутом на планете, проходящим по территории одной страны. Длина маршрута  9259 км. Поезд пересекает по суше почти всю Евразию, проходит через 14 областей, 90 городов, 8 часовых поясов. Находится в пути 6 суток.)

 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Какое название получил поезд № 1, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом?
а) «Красная стрела»;

б) «Белые ночи»;

в) «Лотос»;

г) «Янтарь».

(Поезд «Белые ночи» курсирует по маршруту Сантк-Петербург – Вологда, «Лотос» – по маршруту Астрахань – Москва, «Янтарь» – по маршруту Калиниград – Москва.)
 

http://zanimatika.narod.ru/Znak_voprosa1_mini.gif

Какой из этих русских писателей был инженером-путейцем, работал на строительстве крупнейших российских железных дорог?

а) Мамин-Сибиряк;

б) Гарин-Михайловский;

в) Чехов;

г) Куприн.

(Четвёртая повесть тетралогии Н.Г. Гарина-Михайловского, первые три части которой имеют название «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», так и называется  «Инженеры». В честь писателя названа площадь у железнодорожного вокзала Новосибирска и станция новосибирского метрополитена.)
 

Изготовление лэпбуков. Рефлексия.

Творческих вам успехов, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня через игровую деятельность

  Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО средствами УМК. Обучение татарскому языку в режиме дня  через игровую деятельность...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения

Методическая разработка педагогического совета "Познавательно-исследовательская деятельность – средство интеллектуального развития дошкольника в условиях реализации ФГОС  в образовател...

Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...

«Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 5 "Огонёк" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию дет...

Квест-игра-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

В статье акцентрируется внимание на современной игровой технологии- квест. Это новый и очень интересный вид педагогической деятельности, удобный в организации для педагога и очень увлекательный для де...