Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка на тему
Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной деятельности, способствующей позитивной социализации дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий практико-ориентированного семинара
для педагогов ДОО города
«Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации театрализованной деятельности, способствующей позитивной социализации дошкольников
Ход семинара:
- Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем практико-ориентированном семинаре по теме «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»! (слайд 1)
- Сегодня мы поделимся опытом нашей работы в вопросах организации театрализованной деятельности, способствующей позитивной социализации дошкольников (слайд 2).
Вопрос:
- Почему мы решили работать в данном направлении?
Ответ:
- Во ФГОС ДО особое внимание уделяется «созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации…..на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (п.2.4) (слайд 3).
Проанализировав ООПДО, рабочие программы воспитателей, всю работу коллектива детского сада, изучив календарно-тематические планы, мы пришли к выводу, что недостаточное внимание уделяется такому виду детской деятельности, как театрализованная.
Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок, и педагог. Театрализованная деятельность – одно из эффективных средств успешной социализации дошкольника, создающее благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия с другими людьми (слайд 4).
Мы разработали проект «Театр в детском саду», который предполагал реализацию 2 этапов (слайд 5,6):
1 этап – изучение материалов по данной проблеме (пособий, интернет-ресурсов и т.п.), проведение для педагогов ДОО методических мероприятий, разработка новых активных форм взаимодействия с родителями обучающихся, разработка методической базы по организации образовательной деятельности с дошкольниками, оснащение и пополнение РППС в группах и помещениях ДОО.
2 этап – систематизация, использование и внедрение накопленных знаний, разработок, материалов в практическую деятельность педагогов ДОО, распространение опыта работы на муниципальном уровне.
В ходе реализации первого этапа проекта педагоги ДОО приняли участие в методических мероприятиях (слайд 7):
- семинар (форма проведения – мозговой штурм) «Театрализованная деятельность дошкольников», где педагоги совершенствовали свои знания по организации театрализованной деятельности;
- «Ярмарка педагогических идей», где педагоги всех групп презентовали разные виды театров, поделились технологиями их изготовления;
- музыкальная гостиная «Музыкально-игровое творчество — путь развития творческого потенциала дошкольника и форма организации социально-коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми»;
- педагогический совет «Театрализованная деятельность как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО», который проходил в виде ток-шоу, результатом стала систематизация знаний педагогов по организации театрализованной деятельности в повседневной работе с детьми и родителями и создании предметно-развивающей среды.
В планах педагогов систематически отражается работа по организации театрализованной деятельности с воспитанниками.
Методкабинет пополнился методическими пособиями, конспектами НОД с элементами театрализации, сюжетно-ролевых игр, спектаклей, картотеками театрализованных игр.
Во всех группах созданы необходимые условия для организации театрализованной деятельности (слайд 8). Оборудованы театральные уголки - эстетически оформлены, имеются разнообразные виды театров, во всех группах есть атрибуты, элементы декораций и костюмов. Библиотеки в группах пополнились произведениями разных жанров в соответствии с возрастом обучающихся. В каждой возрастной группе представлено от 8 до 15 видов театра, как традиционные (кукольный, пальчиковый, плоскостной и т.д.), так и нетрадиционные виды театров: театр на дисках, театр ложек, театр на стаканчиках, магнитный театр, театр киндер-сюрприза, платочный театр, театр на фартуках, театр на прищепках, из бросового материала и др.). Широко представлен дидактический материал: упражнения для дикции, задания для развития речевой интонационной выразительности, игры-превращения, пальчиковый игротренинг, ритмические минутки, подборка скороговорок, чистоговорок.
Педагоги используют различные формы взаимодействия с родителями воспитанников: представлены на слайде 9 .
Родители находятся не в роли наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они – активные участники образовательной деятельности:
- с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях, развлечениях, утренниках, праздниках, исполняя различные роли;
- изготавливают разные виды театров, атрибуты, создают реквизит;
- участвуют в пошиве сценических костюмов; оформлении ярких, красочных, прочных декораций;
- разучивают с детьми роли.
Итоговым мероприятием (или презентацией) первого этапа проекта «Театр в детском саду» стал «Фестиваль Театральных Искусств», участниками которого стали дети, педагоги и родители (слайд 10 - видеоролик).
Здесь у нас всё «по-настоящему»: театр «начинается с вешалки», далее касса, билеты, зрители занимают места… и, представление началось! Артисты выступают перед сверстниками и малышами…
Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления.
На представлении мы фотографируем, снимаем интересные моменты спектакля. Затем делаем фотовыставку и оформляем памятные фотоальбомы, маленькие артисты рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны. Дети-артисты внимательно выслушивают критику зрителей и высказывают своё отношение к ней.
Игра в «Театр» позволяет чувственно раскрепостить ребенка, помогает вовлечь в коллективную работу детей малоактивных, эмоционально зажатых. У дошкольника формируются социально-коммуникативные навыки. Он учится уступать, договариваться, сообща принимать решения, самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.
И, вот, представление закончено! Шквал аплодисментов! «Браво! Бис!» - кричат зрители. Артисты выходят на поклон – довольные и гордые!
В нашем дошкольном учреждении стало хорошей традицией ежегодное проведение «Фестиваля Театральных Искусств» с участием детей и взрослых (педагогов и родителей). Педагогами детского сада разработан алгоритм подготовки к любому представлению: представлен на слайде 11.
На втором этапе реализации проекта продолжилась работа по систематизации, использованию и внедрению накопленных знаний, разработок, материалов в практическую деятельность педагогов ДОО, велась активная подготовка к распространению опыта на муниципальном уровне (слайд 12).
В ходе реализации проекта мы достигли практически значимых результатов: представлены на слайде 13.
Практика нашей работы и ежегодный сравнительный анализ показывают позитивное влияние театрализованной деятельности на развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Мы убедились, что театрализованная деятельность детям интересна, материал доступен и понятен, дети с интересом исполняют роли, помогая друг другу. Таким образом, развитию уверенности в себе, социальных навыков поведения, умения общаться друг с другом, со взрослыми способствует организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - либо роли.
Работа по созданию условий для организации театрализованной деятельности в детском саду мотивировала педагогов к творческой активности, поиску нестандартных идей, позволила педагогам уйти от строгой организованности, создать благоприятную атмосферу для развития межличностных отношений в группе, использовать новые эффективные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Хотелось бы особое внимание уделить результатам сотрудничества с родителями:
- БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ ИНТЕРЕСУЮТСЯ ЖИЗНЬЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОЕКТАХ, ПРОЯВЛЯЮТ ИНИЦИАТИВУ В ПОДДЕРЖАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТСКИМ САДОМ;
- ИСПОЛНЯЮТ РОЛИ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ПОСТАНОВКАХ, СВОИМИ СИЛАМИ ОРГАНИЗУЮТ ПОКАЗ СПЕКТАКЛЕЙ ДЕТЯМ.
Итоговым мероприятием второго этапа реализации проекта «Театр в детском саду» станет наше сегодняшнее мероприятие. Мы представим вашему вниманию некоторые из наших наработок, находок, идей, поделимся практическим материалом, который, мы надеемся, вы сможете использовать в своей профессиональной деятельности.
Программа практико-ориентированного семинара (слайд 14):
13.25-13.35 - Презентация сборника театрализованных игр для дошкольников
13.35-14.05 - Представление выставки «Виды театров в детском саду». Имитационное занятие «Путешествие в сказку» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», подготовительная к школе группа)
14.05-14.15 - Интерактивное многофункциональное пособие «Сказочный сундучок» в работе с детьми 2-3 лет
14.15-14.30 - Видеосалон: театрализованные игры с детьми младшей группы (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
14.30-14.45 - Игровой практикум «Волшебные превращения» или театр дома из подручных средств» (из опыта работы с родителями)
14.45-14.55 Рефлексия, обратная связь (присутствующим педагогам предлагается лист обратной связи – Приложение 1)
Приложение 1
Уважаемый коллега!
Мы рады, что Вы посетили наш семинар! Нам важно Ваше мнение. Просим обвести тот уровень аплодисментов, который соответствует Вашему настроению:
«Овации» - Семинар зарядил энергией и энтузиазмом, хочется использовать полученные знания на практике
«Бурные аплодисменты» - Семинар ничего нового не дал, настроение нормальное, практически такое же, как и в начале
«Аплодисменты» - Семинар прошел скучно и вяло, чуть не уснул
Ваши пожелания___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-159296-1452452685.jpg)
Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Eсловия для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-830353-1487419087.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»
Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-894233-1487061490.jpg)
Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы? Детская инициатива - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своегопо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/06/picture-1312442-1612612776.jpg)
Творческая социализация дошкольников как условие реализации ФГОС ДО
На современном этапе развития науки и практики происходит серьезная трансформация в системе дошкольного образования, обусловленная объективной потребностью общества и педагогического сообщества в целе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/23/picture-1010216-1519411618.jpg)
Выступление на семинаре ДОУ из опыта работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»
Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка....