Формирование основ образного мышления у старших дошкольников через занятия изобразительной деятельностью сопровождаемое музыкой
статья (подготовительная группа) на тему
Выкладываю материал из опыта работы. Информация будет интересна музыкальным руководителям и воспитателям.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СОПРОВОЖДАЕМОЕ МУЗЫКОЙ
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества выдвигаются повышенные требования к развитию и формированию личности. Чтобы соответствовать запросам современного общества, человек должен обладать такими качествами как предприимчивость, эрудированность, рациональность. Для достижения поставленных целей ему необходимо искать творческий подход. Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности, образного мышления и воображения.
Образное мышление - основной вид мышления дошкольника. Особенностью данной формы мышления является то, что оно протекает вне рамок действия, не находит свое проявление непосредственно в действии. Рисование является специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане эти образы складываются в сознании ребенка в процессе чувственного познания – восприятия.
Развитие образного мышления, идущее параллельно с формированием графических навыков, с привлечением знаний по композиции, цветоведению и материаловедению как специфических средств изобразительного искусства, позволяет детям глубже понимать и ярче воспринимать музыкальные произведения и, наоборот, благодаря выразительности музыки более интересно и полно изображать необходимый образ. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы головного мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.
В условиях реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, интеграции различных ее областей наиболее актуальным становится рассмотрение вопроса развития творческих способностей детей в совокупности, а не изолированно друг от друга. Изменение подхода к организации образовательной деятельности и построение его с позиции развивающего обучения выявляет необходимость объединения музыкальных, художественных и др. творческих способностей ребенка. Научив ребенка танцевать, рисовать, декламировать под музыку, петь мы тем самым интегрированно учим его проявлять свои творческие способности, комплексно воздействуем не только на развитие его определенных качеств, но и на развитие личности в целом.
При интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства у детей возникает потребность в собственной творческой реализации эмоциональных впечатлений в самых разных формах и жанрах, в самых разных видах искусства.
При обучении детей изобразительной деятельности, проведении тематических занятий мы используем различные музыкальные произведения. Так же после любого музыкального занятия проводится рисование по его теме, либо как результат восприятия прослушанного музыкального произведения.
В нашем детском саду «Буратино» п.г.т. Усть-Кинельский есть педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности, поэтому мы очень тесно сотрудничаем. Наша работа вылилась в целый проект под названием «Мои первые игрушки». Почему мы обратились к теме игрушки? Да потому, что детство - это теплые мамины руки и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Игрушки для них как живые. Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Интегрирование разных видов искусства, в том числе народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу, о народное искусство синкретично по своему характеру.
Началом проекта было проведение открытого интегрированного занятия «Матрешка - символ России».
Занятие проводилось в средней группе. Дети получили информацию о появлении и создании матрёшки из уст сказочницы. Ребята пели песню «Мы матрёшки», был исполнен танец матрёшек, а так же дети расписывали предоставленные им шаблоны матрёшек.
Затем педагог по ИЗО деятельности с ребятами подготовительной группы стали знакомиться и осваивать технику росписи по ткани (батик). Они расписали в этой техники платки, использовав тему игрушки. Дети рисовали и расписывали филимоновскую игрушку. Расписанные детьми платки мы использовали с хореографом для хоровода «Выходили, красны девицы», причем пели девочки подготовительной группы, а танец исполняли воспитанники старшей группы. На следующем этапе нашего проекта в рамках тематической неделе «Игрушки» нами был проведён целый цикл итоговых занятий, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной. Здесь мы обратились к творчеству А.Барто. В течении недели воспитанники создавали поделки, рисунки (выполненные в разных видах техники (карандаши, акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры в зависимости от возраста ) на тему «Игрушки». Из этих работ в музыкальном зале была оформлена картинная галерея. На занятии дети младшей группы исполняли стихи, слушали мастеров художественного чтения. Были исполнены песенки на стихи А.Барто. А так же на занятиях нами был использован вид деятельности театрализации. В гости к ребятам пришла кукла Маша с мышонком, которые рассказали , что такое картинная галерея, вернисаж, побеседовали о правилах поведения на выставке, чем создаются художественные произведения, были рассмотрены картины нашей художественной галереи. Итогом мероприятия было создание коллективного художественного шедевра. Причем дети выполняли работу не традиционно сидя за столами, а мы им предложили расположиться на сдвинутых скамейках, развернув рулон бумаги, на котором были сделаны заготовки различных игрушек. Но игрушки были не совсем дорисованы. Детям следовало дорисовать не достающую часть тела (ухо, глаз, нос, рот, ногу, лапу), самим выбирать карандаш или мелок восковой и закончить выбранный рисунок.
Следующий этап нашего проекта – это создание мультфильма.
Мультипликация – это универсальный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация – это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. Если так огромны открытия детской души в рисунке, то какой мир может открыться в самостоятельных детских фильмах. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Можно совершить любые путешествия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. Мультипликация - это универсальный многогранный способ развития ребёнка в современном визуально насыщенном мире. Выразительные средства мультипликации наиболее естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и раскрепощения мышления. Процесс создания мультфильмов побуждает детей удивляться. Это значит не быть равнодушным, радоваться жизни, совершать открытия.
Свобода фантазии, раскрепощение мышления, возможность говорить с миром на своём языке, быть открытым чудесам – вот то малое, что дарит
ребёнку мир мультипликации! Это занятия. На которых дети сами придумывают сценарии, рисуют, лепят, снимают и озвучивают своих персонажей, как настоящие актёры. В общем, создают мультфильмы. Такая деятельность способствует развитию моторики, внимания, усидчивости, образного мышления, художественных способностей, актерского мастерства, умения работать в группе и словесно выражать собственные мысли. А еще, «оживляя» на экране своего персонажа, ребёнок постепенно постигает тайны физического и механического движения. Мультфильмы в понятной и доступной форме говорят детям о том, что такое хорошо и что такое плохо, учат мыслить более глубоко, развивают фантазию и воображение.
Образное мышление – это не только смотреть, но ещё и видеть. Более того, маленькие дети ещё имеют собственный, объективный взгляд на мир! Образное мышление доступно человеку, у которого развито эстетическое, т. е. художественное восприятие мира, развита фантазия и творческое мышление. Эмоционально- образное развитие детей может и не привести непосредственно к творчеству. Но оно обязательно приведёт к духовности, к культуре, интеллекту, мышлению. То есть – к хорошему, умному человеку! Потенциально – творческому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...
Консультация "Формированию основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток»
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством – это разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники), просто обычная лампочка, которую можн...
«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности
Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...
"Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру"
Участие в межмуниципальном методическом фестивале в г. Ачинск " Методическая мозаика-2023. Функциональная грамотность: от читательских умений к читательским компетенциям". Видео выступления ...
Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
Представление опыта работы...
формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через различные виды деятельности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки ...