формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через различные виды деятельности.
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через различные виды деятельности.
На сегодняшний день жизнь настоятельно требует, чтобы дети уже с ранних лет знали, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умели делать осознанный выбор; представляли назначение денег; понимали, из чего складывается бюджет семьи; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники. Поэтому экономическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной социальной проблемой современности
Что же такое финансовая грамотность?
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а так же формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные взвешенные решения.
Предпосылки для формирования финансовой грамотности:
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения, что является одной из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.
Другая предпосылка — это активное освоение детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработка ребенком собственного понимания и отношения к ним. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от методов и приемов, которые используем, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
-Объяснить детям, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
-Сначала зарабатываем - потом тратим.
-Рассказать, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
-Объяснять, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник
Театрализованные игры включают в себя мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети или куклы. Материалом для обыгрывания служат народные сказки «Курочка ряба», «Колосок», «Репка» и др.) и авторские сказки «Лесное кафе», «Мишин магазин», «Копилка» и др.
Словесные. Пословицы и поговорки воспитывают морально-нравственные качества и представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр.
Загадки влияют на развитие поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.
Чтение и обсуждение художественных произведений является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов.
Беседа, побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.
Наглядные. Наблюдения . Приобщение детей к труду взрослых, развитие интереса к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения.
Мультфильмы и презентации. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Например, презентация «История возникновения денег». «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег»- «Что такое деньги?», «Умение экономить», «Карманные деньги» и пр.
Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала. Очень хорошим материалом служат, сделанные своими руками, например, коллаж «Наш семейный бюджет».
Практические. Экспериментирование с деньгами (купюры и монеты): с водой; вес; форма (бумага мнется) и др.)
Исследование помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы (например, путь товара от производителя к потребителю и пр.)
Продуктивная деятельность способствует развитию умственной активности, любознательности, самостоятельности, инициативности. Такие виды деятельности способствуют закреплению полученных знаний через продукт своего труда. Например, поделки «Моя копилка», плакат «Как накопить на мечту?».
Решение экономических задач (логические, задачи-шутки), так же способствует развитию поисковой активности. И в процессе поиска решения ребенок лучше усваивает имеющуюся информацию, применяет ее на практике.
В качестве средства формирования основ экономической культуры используем дидактические игры. Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Игра «Груша-яблоко»
Цель: Научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: Бумага, карандаши, ножницы.
Содержание:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: Научить считать деньги.
Количество участников: 1 -5.
Содержание
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
Игра «Все профессии важны!»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание
Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Игра «Кто кем работает?»
Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Содержание
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Игра «Назови профессии»
Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание
Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
Игра «Кто трудится, кто играет»
Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой - нетрудовой).
Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание
У каждого ребенка - набор парных карточек (трудовая - игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
Игра «Какие бывают доходы?»
Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход - заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание
Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Игра «Товарный поезд»
Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание.
Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты - продукция мясокомбината, молочные продукты - продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель - мебельная фабрика, посуда - фаянсовый завод, игрушки - фабрика игрушек и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности. Оно должно быть направле...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проектная деятельность...
Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"
Проект по финансовой грамотности...
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности
Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...
Семинар для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников средствами игровой деятельности»
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категория...
"Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру"
Участие в межмуниципальном методическом фестивале в г. Ачинск " Методическая мозаика-2023. Функциональная грамотность: от читательских умений к читательским компетенциям". Видео выступления ...