Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
статья
Представление опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhdanova_i.n._formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury.docx | 44.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Жданова Ирина Николаевна
музыкальный руководитель
структурного подразделения «Детский сад № 58 «Сказка»
МБОУ «Усть-Вельская средняя школа № 23»
Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников
через музыкально-театрализованную деятельность
С 2008 года правительство России посвящает каждый год актуальной теме, к которой необходимо привлечь внимание общественности. Так, 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом Экологии [1].
В Архангельской области 2023 год объявили Годом экологии. Такое решение принято в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Архангельской области, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности [2].
Вышеназванные документы возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем и подразумевают разработку плана мероприятий и создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования.
Дошкольный возраст – самоценный период для формирования основ экологической культуры личности. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе [4]. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада – экологическое воспитание. В соответствии с задачами и планом работы детского сада мной, как музыкальным руководителем была определена следующая задача.
Способствовать воспитанию экологической культуры детей, умению любоваться природой родного края через музыкально-театрализованную деятельность.
Для оценки результатов педагогического взаимодействия с ребенком использовали критерии и показатели сформированности экологической культуры дошкольников [5]. (Приложение 1).
Предполагаемые результаты сформированности экологической культуры дошкольников:
– эмоциональное отношение к природе, выражаемое в поступках, практических действиях.
– проявление осознанного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Эффективный путь формирования основ экологического сознания и экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, но и формировать отношения и взаимоотношения с окружающей средой. Для этого использовали нетрадиционные формы работы с детьми. К таким формам можно отнести музыкально-театрализованные постановки экологического содержания.
Разыгрывание сюжетов экологических сказок даёт возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Они учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия.
Музыкально-театрализованные постановки являются одним из наиболее привлекательных для дошкольников видов деятельности. Детям нравится переодеваться в непривычные костюмы или даже придумывать их, двигаться под музыку. Безусловно, в данном случае речь идет о мини-спектаклях [4]. Даже небольшие спектакли требуют подготовки.
Этапы работы по музыкально-театрализованной постановке.
1 этап – выбор произведения (сказки) и обсуждение с детьми (знакомство детей с содержанием).
2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми, распределение ролей.
3 этап – работа над отдельными эпизодами.
4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Разучивание текстов. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций, афиши и билетов.
5 этап – репетиция отдельных картин, номеров в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи, движений.
6 этап – репетиция всего произведения (сказки) целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.
7 этап – премьера спектакля (зрителями могут быть родители, дети другой группы).
8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.
С детьми старшего дошкольного возраста были поставлены инсценировки:
«Грибная путаница», «Как зайцы дом строили», «Природы жалобная книга», «Лесная аптека», «День рождения Рябинки в кафе «Осеннее», «Айболит на новый лад», «В гости к дедушке Ау».
Представляем систему педагогических действий по музыкально-театрализованной постановке «Природы жалобная книга.
Технологическая карта конструирования образовательной деятельности.
Тема: «Природы жалобная книга».
Возраст детей: старший дошкольный (5-7 лет).
Форма НОД: музыкально-театрализованная деятельность.
Форма организации: групповая.
Материально-технические условия и средства реализации:
- книга природы (большого формата, красочно оформленная);
- декорации, воспроизводящие лесную полянку (дерево с гнездом, муравейник, имитация костра, поленья);
- костюмы (муравьи, бабочки, ёжик, птицы), атрибуты (корзинка, игрушка – ёжик, пилотки для экологического патруля);
- картинки и карточки о правилах поведения в природе.
Учебно-методические условия и средства реализации: Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис-пресс, 2004 [3].
Цель. Создание условий для воспитания основ экологической культуры у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Образовательные задачи.
- Закреплять знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
- Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
- Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию слухового внимания, закреплению навыков движения под музыку.
Развивающие задачи.
- Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость.
- Развивать устойчивый интерес детей к музыкально-театральной деятельности.
- Развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Воспитательные задачи.
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
- Воспитывать доброжелательные партнёрские отношения, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
- Поддерживать и поощрять детскую инициативу и самостоятельность.
Таблица 1
План мероприятий (Приложение 2)
Направления развития ребенка (образовательные области) | Мероприятие, форма проведения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Итоговым мероприятием стало музыкально-театрализованное представление «Природы жалобная книга» для детей старшей группы.
Заключение.
В процессе работы с детьми по формированию основ экологической культуры через музыкально-театрализованную деятельность были замечены следующие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
- возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы;
- появился интерес к природе своего города, края.
Об этом свидетельствуют и результаты педагогической диагностики (Таблица 2).
Таблица 2
Можно сделать вывод, что музыкально-театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста является эффективной формой работы по формированию основ экологической культуры.
Театрализованная и музыкальная деятельность в детском саду способствует эмоционально-эстетическому воспитанию детей, социализирует, знакомит с требованиями и ожиданиями социума, так как каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственный посыл и прививают моральные ценности. Театр и музыка позволяют детям познавать мир не только умом, но и сердцем, вырабатывая собственное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям; учат ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, стремиться самому нести в жизнь прекрасное и доброе; помогают ребенку развиваться всесторонне [4].
Список литературы и источников.
- О проведении в Российской Федерации Года экологии // Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7. сайт. – URL: https://base.garant.ru/71296604/ (дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
- О проведении в 2023 году в Архангельской области Года экологии // Распоряжение Губернатора Архангельской области от 2 августа 2022 года № 580-р. сайт. – URL: https://dvinaland.ru/news/news_list.php?ID=1385543 (дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
- Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
- Сиверская Е. С. Использование театрализации в экологическом воспитании дошкольников. / Сиверская Е. С., Дубовицкая И. М., Зинзиверь Н. С.//Вопросы дошкольной педагогики Международный научно-методический журнал № 10 (27) / 2019. - с. 1-3.
- Симонова А.М. Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром: Вып. квалификац. работа / Симонова Алёна Михайловна; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Электронная библиотека УрГПУ сайт. – URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/7217 (дата обращения: 10.02.2022). – Текст: электронный. – с.39
Приложение 1
Педагогическая диагностика «Сформированность экологической культуры дошкольников»
Диагностический инструментарий [5]:
- Диагностика эмоционального отношения к природе основанная на методических разработках Е.А. Гриневой.
- Диагностика «Проблемная ситуация», основанная на методических разработках О. Соломенниковой.
Критерии уровней развития экологической культуры старших дошкольников.
Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Эмоциональное отношение к природе, выражаемое в поступках, практических действиях, деятельности. | Эмоциональность при виде объектов природы проявляется в жестах, мимике. Во время творческой деятельности, работы яркие, насыщенные. Дети имеют представление о явлениях природы, выражают восхищение объектами природы. Во время творческой деятельности, работы яркие, насыщенные. | Недостаточно проявляет эмоциональность (жесты, мимика, выделение голосом) по отношению к природе. Во время творческой деятельности интерес не проявляет | Свое отношение к природе жестами и мимикой ребенок выразить затрудняется. |
Проявление осознанного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе) | Проявляют сочувствие к животным, окружающей природе, стремятся самостоятельно помочь объектам природы, предлагают различные варианты помощи, согласны отложить свои дела. | Дети проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к объектам природы, но не могут объяснить, почему необходимо бережно относиться к природе. | Ребенок не проявляет интерес к объектам природы, не знает, не считает нужным бросить свои дела и проявить заботу о природе. |
Приложение 2
Технологическая карта
конструирования образовательной деятельности «Природы жалобная книга».
План мероприятий.
Направления развития ребенка (образовательные области) | Мероприятие, форма проведения | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Физическое | Совместная творческая деятельность «Кто как ходит» (ежик, муравьи и др. персонажи) | Педагог предлагает детям самим придумать и показать выход героев. При необходимости предлагает варианты. | Дети обыгрывают выход своего персонажа. | Дети с помощью музыкально-ритмических движений, пластики могут изобразить выход того или иного героя сказки. |
Познавательное | Рассказ «Красная книга» Беседа «Почему плачет природа?» | Рассказывает детям о Красной книге, использует наглядность (презентацию) Педагог организует беседу, задает наводящие вопросы, вызывает у детей эмоциональный отклик, желание охранять и беречь природу. | Слушают, задают вопросы по теме. Отвечают на вопросы воспитателя. Дети – активные участники беседы. | Сформированы представления о Красной книге. Дети знают от чего может пострадать природа, что необходимо делать чтобы её беречь и охранять. |
Речевое | Речевые игры и упражнения во время проведения НОД и в совместной деятельности по лексическим темам «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Животные нашего леса». Индивидуальная работа | Педагог проводит игры и упражнения. Разучивание слов (по ролям) | Дети выполняют задания педагога. Разучивают стихотворные тексты. | Активизация словаря. Знакомые игры и речевые упражнения дети используют в самостоятельной деятельности. Дети знают слова своей роли |
Социально-коммуникативное | Сюжетные игры «Насекомые», «Животные леса» и др. | Педагог создает условия для сюжетных игр экологической направленности. | Придумывают сюжет на основе имеющихся знаний и опыта. | Закрепление знаний экологической напрвленностив игре и коммуникации. |
Художественно-эстетическое | НОД «Музыка» Индивидуальная работа. Подгрупповая работа (с девочками) – «Танец бабочек» Совместная продуктивная деятельность по созданию афиши. | Разучивание песен «Здравствуйте, птицы!» «Мы юные спасатели природы!» «Песенка дедушки Ежа» Подбор муз. материала. Разучивание танца бабочек. Педагог создает условия для продуктивной деятельности по созданию афиши | Дети разучивают песни, а затем исполняют самостоятельно. Разучивание песни и затем сольное исполнение. Дети разучивают движения танца. Дети проявляют творчество, работают коллективно | Знание музыкально репертуара Знание музыкального репертуара. Девочки исполняют «Танец бабочек» Афиша о предстоящем спектакле. Развитие умения детей работать коллективно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников
описание проекта "Живи Земля" разделен на две презентации...
Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников 2
вторая часть презентации проекта "Живи Земля"...
«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, которые являются актуальными на сегодняшний день и с...
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
В данной статье говорится о формировании основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"
quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...