Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
статья

Жданова Ирина Николаевна

Представление опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhdanova_i.n._formirovanie_osnov_ekologicheskoy_kultury.docx44.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Жданова Ирина Николаевна

музыкальный руководитель

структурного подразделения «Детский сад № 58 «Сказка»

МБОУ «Усть-Вельская средняя школа № 23»

Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников

через музыкально-театрализованную деятельность

С 2008 года правительство России посвящает каждый год актуальной теме, к которой необходимо привлечь внимание общественности. Так, 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом Экологии [1]. 

В Архангельской области 2023 год объявили Годом экологии. Такое решение принято в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Архангельской области, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности [2].

Вышеназванные документы возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем и подразумевают разработку плана мероприятий и создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования.

Дошкольный возраст – самоценный период для формирования основ экологической культуры личности. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе [4]. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада – экологическое воспитание. В соответствии с задачами и планом работы детского сада мной, как музыкальным руководителем была определена следующая задача.

Способствовать воспитанию экологической культуры детей, умению любоваться природой родного края через музыкально-театрализованную деятельность.

Для оценки результатов педагогического взаимодействия с ребенком использовали критерии и показатели сформированности экологической культуры дошкольников [5].  (Приложение 1).

Предполагаемые результаты сформированности экологической культуры дошкольников:

– эмоциональное отношение к природе, выражаемое в поступках, практических действиях.

– проявление осознанного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Эффективный путь формирования основ экологического сознания и экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, но и формировать отношения и взаимоотношения с окружающей средой. Для этого использовали нетрадиционные формы работы с детьми. К таким формам можно отнести музыкально-театрализованные постановки экологического содержания.

Разыгрывание сюжетов экологических сказок даёт возможность передать взаимодействие в мире природы в собственной интерпретации детей. Они учат решать экологические проблемы через понимание и сотрудничество, поощрение личного участия и личной ответственности; развивают образную память и воображение как способность проектировать различные экологические ситуации и их последствия.

Музыкально-театрализованные постановки являются одним из наиболее привлекательных для дошкольников видов деятельности. Детям нравится переодеваться в непривычные костюмы или даже придумывать их, двигаться под музыку. Безусловно, в данном случае речь идет о мини-спектаклях [4]. Даже небольшие спектакли требуют подготовки.

Этапы работы по музыкально-театрализованной постановке.

1 этап – выбор произведения (сказки) и обсуждение с детьми (знакомство детей с содержанием).

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми, распределение ролей.

3 этап – работа над отдельными эпизодами.

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Разучивание текстов. Создание (возможно с детьми и родителями) костюмов и декораций, афиши и билетов.

5 этап – репетиция отдельных картин, номеров в разных составах с элементами декораций, с музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи, движений.

6 этап – репетиция всего произведения (сказки) целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций.

7 этап – премьера спектакля (зрителями могут быть родители, дети другой группы).

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, родителями, а главное с детьми.

С детьми старшего дошкольного возраста были поставлены инсценировки:

«Грибная путаница», «Как зайцы дом строили», «Природы жалобная книга», «Лесная аптека», «День рождения Рябинки в кафе «Осеннее», «Айболит на новый лад», «В гости к дедушке Ау».

Представляем систему педагогических действий по  музыкально-театрализованной постановке «Природы жалобная книга.

Технологическая карта конструирования образовательной деятельности.

Тема: «Природы жалобная книга».

Возраст детей: старший дошкольный (5-7 лет).

Форма НОД: музыкально-театрализованная деятельность.

Форма организации: групповая.

Материально-технические условия и средства реализации:

  • книга природы (большого формата, красочно оформленная);
  • декорации, воспроизводящие лесную полянку (дерево с гнездом, муравейник, имитация костра, поленья);
  • костюмы (муравьи, бабочки, ёжик, птицы), атрибуты (корзинка, игрушка – ёжик, пилотки для экологического патруля);
  • картинки и карточки о правилах поведения в природе.

Учебно-методические условия и средства реализации: Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. -  М.: Айрис-пресс, 2004 [3].

Цель.  Создание условий для воспитания основ экологической культуры у старших дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Образовательные  задачи.

  • Закреплять знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
  • Формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
  • Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию слухового внимания, закреплению навыков движения под музыку.

Развивающие  задачи.

  • Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость.        
  • Развивать устойчивый интерес детей к музыкально-театральной деятельности.
  • Развивать лексико-грамматическую сторону речи.

Воспитательные задачи.

  • Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
  • Воспитывать доброжелательные партнёрские отношения, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
  • Поддерживать и поощрять детскую инициативу и самостоятельность.

Таблица 1

План мероприятий (Приложение 2)

Направления развития ребенка (образовательные области)

Мероприятие, форма проведения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Итоговым мероприятием стало музыкально-театрализованное представление «Природы жалобная книга» для детей старшей группы.

Заключение.

В процессе работы с детьми по формированию основ экологической культуры через музыкально-театрализованную деятельность были замечены следующие изменения:

  • дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу;
  • появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы;
  • появился интерес к природе своего города, края.

Об этом свидетельствуют и результаты педагогической диагностики (Таблица 2).

Таблица 2

Можно сделать вывод, что музыкально-театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста является эффективной формой работы по формированию основ экологической культуры.

Театрализованная и музыкальная деятельность в детском саду способствует эмоционально-эстетическому воспитанию детей, социализирует, знакомит с требованиями и ожиданиями социума, так как каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственный посыл и прививают моральные ценности. Театр и музыка позволяют детям познавать мир не только умом, но и сердцем, вырабатывая собственное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям; учат ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, стремиться самому нести в жизнь прекрасное и доброе; помогают ребенку развиваться всесторонне [4].

Список литературы и источников.

  1. О проведении в Российской Федерации Года экологии // Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7. сайт. – URL: https://base.garant.ru/71296604/ (дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
  2. О проведении в 2023 году в Архангельской области Года экологии // Распоряжение Губернатора Архангельской области от 2 августа 2022 года № 580-р. сайт. – URL: https://dvinaland.ru/news/news_list.php?ID=1385543 (дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
  3. Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. -  М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
  4. Сиверская Е. С. Использование театрализации в экологическом воспитании  дошкольников. / Сиверская Е. С., Дубовицкая И. М., Зинзиверь Н. С.//Вопросы дошкольной педагогики Международный научно-методический журнал № 10 (27) / 2019.  - с. 1-3.
  5. Симонова А.М. Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром: Вып. квалификац. работа / Симонова Алёна Михайловна; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,   Электронная библиотека УрГПУ  сайт. – URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/7217 (дата обращения: 10.02.2022). – Текст: электронный. – с.39

Приложение 1

Педагогическая диагностика «Сформированность экологической культуры дошкольников»

Диагностический инструментарий [5]:

  • Диагностика эмоционального отношения к природе основанная на методических разработках Е.А. Гриневой.
  • Диагностика «Проблемная ситуация», основанная на методических разработках О. Соломенниковой.

Критерии уровней развития экологической культуры старших дошкольников.

Показатель

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Эмоциональное отношение к природе, выражаемое в поступках, практических действиях, деятельности.

Эмоциональность при виде объектов природы проявляется в жестах, мимике. Во время творческой деятельности, работы яркие, насыщенные. Дети имеют представление о явлениях природы, выражают восхищение объектами природы. Во время творческой деятельности, работы яркие, насыщенные.

Недостаточно проявляет эмоциональность (жесты, мимика, выделение голосом) по отношению к природе. Во время творческой деятельности интерес не проявляет

Свое отношение к природе жестами и мимикой ребенок выразить затрудняется.

Проявление осознанного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе)

Проявляют сочувствие к животным, окружающей природе, стремятся самостоятельно помочь объектам природы, предлагают различные варианты помощи, согласны отложить свои дела.

Дети проявляют интерес и эмоционально выражают своё отношение к объектам природы, но не могут объяснить, почему необходимо бережно относиться к природе.

Ребенок не проявляет интерес к объектам природы, не знает, не считает нужным бросить свои дела и проявить заботу о природе.

Приложение 2

Технологическая карта

конструирования образовательной деятельности «Природы жалобная книга».

План мероприятий.

Направления развития ребенка (образовательные области)

Мероприятие, форма проведения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Физическое

Совместная творческая деятельность «Кто как ходит» (ежик, муравьи и др. персонажи)

Педагог предлагает детям самим придумать и показать выход героев. При необходимости предлагает варианты.

Дети обыгрывают выход своего персонажа.

Дети с помощью музыкально-ритмических движений, пластики могут изобразить выход того или иного героя сказки.

Познавательное

Рассказ «Красная книга»

Беседа «Почему плачет природа?»

Рассказывает детям о Красной книге, использует наглядность (презентацию)

Педагог организует беседу, задает наводящие вопросы, вызывает у детей эмоциональный отклик, желание охранять и беречь природу.

Слушают, задают вопросы по теме.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети – активные участники беседы.

Сформированы представления о Красной книге.

Дети знают от чего может пострадать природа, что необходимо делать чтобы её беречь и охранять.

Речевое

Речевые игры и упражнения во время проведения НОД и в совместной деятельности по лексическим темам «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Животные нашего леса».

Индивидуальная работа

Педагог проводит игры и упражнения.

Разучивание слов (по ролям)

Дети выполняют задания педагога.

Разучивают стихотворные тексты.

Активизация словаря.

Знакомые игры и речевые упражнения дети используют в самостоятельной деятельности.

Дети знают слова своей роли

Социально-коммуникативное

Сюжетные игры «Насекомые»,

«Животные леса» и др.

Педагог создает условия для сюжетных игр экологической направленности.

Придумывают сюжет на основе имеющихся знаний и опыта.

Закрепление знаний экологической напрвленностив игре и коммуникации.

Художественно-эстетическое

НОД «Музыка»

Индивидуальная работа.

Подгрупповая работа (с девочками) – «Танец бабочек»

Совместная продуктивная деятельность по созданию афиши.

Разучивание песен «Здравствуйте, птицы!»

«Мы юные спасатели природы!»

«Песенка дедушки Ежа»

Подбор муз. материала.

Разучивание танца бабочек.

Педагог создает условия для продуктивной деятельности по созданию афиши

Дети разучивают песни, а затем исполняют самостоятельно.

Разучивание песни и затем сольное исполнение.

Дети разучивают движения танца.

Дети проявляют творчество, работают коллективно

Знание музыкально репертуара

Знание музыкального репертуара.

Девочки исполняют «Танец бабочек»

Афиша о предстоящем спектакле. Развитие умения детей работать коллективно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по формированию начальных основ экологической культуры у старших дошкольников через экспериментальную деятельность».

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и  проблемы,  которые являются актуальными на сегодняшний день и с...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

В данной статье говорится о формировании основ экологической  культуры у старших дошкольников в процессе  природоохранной деятельности. Статья будет интересна для педагогов детских учре...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

"Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"

quot;Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников в процессе природоохранной деятельности"...