открытое занятие "Хлеб- всему голова!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 Центрального района Санкт-Петербурга
Конспект открытого занятия
в подготовительной группе
на тему : «Хлеб - всему голова»
составила
воспитатель Ковалева М.С.
Санкт-Петербург
2016
Воспитатель: Ребята послушайте, пожалуйста, загадку:
1. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Воспитатель: Правильно хлеб, вот о нем мы сейчас и поговорим. Сегодня утром я заказала у одного знакомого пекаря хлеб, чтобы мы с вами попробовали вкусный хлеб прямо из печи. Позвоню ему, узнаю, как там дела (воспитатель делает вид, что звонит по мобильному телефону)
- Здравствуй, пекарь. Как дела? Тесто уже замесил?
Раздается голос, запись с телефона:
- Тесто я давно замесил, уже поставил в печь, да отвлекся и весь хлеб сгорел. Придется новую партию ставить в печь. Поэтому буду позже.
Воспитатель: Ой, ой, какая сложная у тебя работа, уважаемый пекарь, мы будем ждать.
Детям: Вот, ребята, не будем расстраиваться , у нас есть время вспомнить все, что мы узнали за время нашего проекта о хлебе и людях, которые его выращивают.
«Игра в мяч» (Ребята встают в полукруг). - Давайте вспомним какие хлебобулочные изделия вы знаете?
- Я кидаю мяч, называю ваше имя, а вы кидаете его назад и называете любое изделие из муки (пряник, батон, рулет, печенье, сушки, сухари, буханка, пирог, плюшка, коржик, сочник и т. д.).
Словарная работа ХЛЕБ в старину называли «жито», от слова жить.
- С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.
- Откуда же берётся хлеб? Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.
Путь хлеба
Воспитатель: Из чего пекут хлеб? Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего муку получают? Дети: Из зерна
Воспитатель: Хорошо. А как зерно получают? Дети: Скашивают колосья, а потом их обмолачивают
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, давайте рассмотрим колосья пшеницы. Из чего они состоят? (стебелёк и колосок, в нём и созревают зёрна). А как получить муку? Дети: Надо зёрна смолоть. Раньше зерна мололи вручную. Ребята, помните, мы с вами пытались муки намолоть из зерна, тяжело это было?
Давайте покажем, как.
Упражнение «Мукомол».
Дети встают в круг.
Мукомол, мукомол ты нам зерна молол (круговые движения перед собой).
А теперь из муки все что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху)
Мишке – пышки, зайке – сайки (показывают руками пышные булки).
Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).
Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: А как раньше в старину люди выращивали хлеб? Они делали это вручную, сами или им помогали какие – то механизмы?
Дети: Весь труд был ручной. Только пахать и боронить помогали лошади. –
Воспитатель: Правильно. Когда поле вспашут и разборонят, тогда засевали. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубашку и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Сеятель шел по полю, набирая пригоршню семян, и через каждые два шага разбрасывал их веером, слева направо. – найдите фото где это показано
Как вы думаете, какой должна была быть погода?
Дети: Безветренной.
Воспитатель: Что необходимо для жизни и роста растений?
Дети: Солнце, тепло и вода.
Воспитатель: ребята, помните мы с вами пытались вырастить пшеницу, для этого мы замочили зерна и ждали первые корешки, когда же они появились? Дети: через неделю В: потом мы посадили в землю и когда же взошли первые всходы? Почему?
Воспитатель: И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. –
Колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. – найди соответствующее фото
Колосья собранной пшеницы молотили цепями, очищали от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна – амбары. Найди соответствующее фото
А потом везли на мельницу и мололи. – найди фото
И только потом, когда мука была готова замешивали тесто, топили печи и пекли хлеб. - фото
Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили землю боронами, жали колосья серпами, а молотили цепями.
Поговорим, с вами о том, как возделывают хлеб на полях в наши дни.
Нам помогут фотографии (воспитатель раздает фото с изображениями профессии)
Сначала готовят почву к посеву. Затем вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев.
Какие машины помогают людям? (трактора, борона, сеялки) К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. Как называется профессия? (тракторист) У кого такая фотография , выходи
Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница! За ее ростом следит – агроном.
Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев – жатва. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.
Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно?
Дети: Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. –
Там его сушат и очищают. А потом куда везут? на хлебозавод, где из зерна мелют муку.
В: Правильно, Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
А что дальше?
Дети: Готовые изделия доставляют в магазины.
Воспитатель: да. чтобы мы могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. А как можно всех этих людей назвать одним словом? (хлеборобы) Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Живые картинки». – дети берут картинки, на которых изображены разные этапы получения хлеба и профессии, должны встать в нужном порядке и сказать чем занимаются люди.
послушайте стихотворение. С. Михалкова «Булка» /инсценировка под грустную мелодию/
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я - пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
Даже не верится нам с тобою,
что кто-то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
когда он лежит в придорожной пыли.
-Что хотел автор Сергей Михалков рассказать нам о хлебе?
Дети: Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.
А как же необходимо обращаться с хлебом?
Ребенок: Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
Ребенок: Хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.
Ребенок: Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если случайно роняли хлеб на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Ребенок: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Воспитатель: Необходимо всегда всем помнить, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Учитесь ценить труд других.
А в это время заходит переодетый в пекаря ребенок с подносом в руках, а на подносе свежая выпечка.
-Кажется я успел?
Подведение итогов занятия:
Воспитатель:
Люди каких профессий трудятся, чтобы мы с вами ели хлеб? Как мы с вами можем показать своё уважение к их труду
Что именно для вас сегодня было интересно? Что было для вас сегодня тяжело выполнить? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: (держит каравай в руках)
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рожденному нашей землей.
Труд – его имя,
Мир – его отчество,
И для народа он
Самый родной.
Дети:
Миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел на это сил!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
Конспект открытого занятия в средней группе "Хлеб всему голова"
Тема «Хлеб всему голова»Программное содержание:Развивать элементарные представления о хлебе, о том, как его выращивают;Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;Закрепить представлен...
приложение к конспекту открытого НОД для старшего дошкольного возраста по теме: Хлеб-всему голова.
приложение №1 РЕцепты из хлеба....
Конспект открытого занятия "Хлеб-всему голова". Самоанализ.
Формирование представления детей о хлебе, дать понятие ценности хлеба в жизни человека....
Открытая непосредственно-образовательная деятельность на тему:"Хлеб - всему голова"
Развитие патриотического воспитания средствами мини-музея "Хлеб - всему голова"....
Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых...