Отчет по самообразованию
материал (старшая группа) на тему

Удовиченко Татьяна Александровна

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

за 2016-2017 учебный год воспитателя Удовиченко Т.А.

ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Роль дидактической игры в развитии умственных способностей  детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_dekabr_2016.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

за 2016-2017 учебный год воспитателя Удовиченко Т.А.

ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Роль дидактической игры в развитии умственных способностей  детей дошкольного возраста».

Цель: изучение роли  дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников, повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

Задачи:

  1. Повысить собственный  уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
  2. Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
  3. Развивать креативность мышления;
  4. Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление;
  5. Развивать любознательность и умственные способности; первичные интеллектуальные умения и навыки; ·
  6. Последовательно увеличивать у детей запас знаний, проводить их упорядочение, уточнение, систематизацию.
  7. Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности, коммуникативные навыки.
  8. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Раздел плана

Сроки выполнения

Форма работы

Этапы работы

Практические результаты

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов

Октябрь-ноябрь

Самостоятельная деятельность педагога.

1. Изучение традиционных методик

2. Современный взгляд на проблему

3. Опыт работы педагогов других ДОУ

Изучила дополнительную литературу:

- "Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г.

- «Дидактические игры», пособие для воспитателя детского сада, Ф. Н. Блехер, М., 1948г.

- «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007.

- «Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000.

- «Математика от 3 до 7.» З. А. Михайлова С. - П. «Акцидент» 1997г

- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. ,М. ,Просвещение,1991.

- Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М. ,Просвещение,1988г

- Смоленцева А. А. "Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием",М. ,Просвещение,1987г

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/

https://kopilkaurokov.ru/

http://mdou18-korkino.ucoz.ru/

http://www.prodlenka.org

http://studopedia.ru/

Разработка плана внедрения изучаемой темы в пед. процесс

Ноябрь-декабрь

Совместная работа с педагогом-напарником, старшим воспитателем, специалистами ДОУ

1. Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей

2. Подбор пособий и наглядного материала, создание картотеки (дидактических, настольно-печатных игр и т.д.)

3. Разработка современного плана работы по месяцам (по теме самообразования)

Подобрала методы проведения дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

– показ игровых действий воспитателем;

– определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил),

– определение количества играющих;

– выработка у детей игрового настроения, желания играть;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Анализ игры направлен:

– на выявление приёмов её подготовки и проведения;

– на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;

– усложнение игры и обогащение новым материалом.

При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребёнка в них.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.

Воспитатель руководит  дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение.

В работе воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Приемы: использование загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше.

Создала картотеку дидактических игр по математике, картотеку опытов и экспериментов.

План разработан

Внедрение разработанного плана в пед. процесс

Январь-март

Совместная деятельность педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Значение дидактической игры в жизни ребёнка» (январь 2017);
  2. Выступление на родительском собрании  «Игра – спутник детства» (март 2017)

Распространение опыта среди педагогов ДОУ

Апрель

Показ открытого мероприятия. Выступление на семинаре-практикуме.

  1. Оформление выставки «Дидактические игры для детей» (апрель 2017)

Анализ работы по самообразованию

Май

Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете

Отчет о результатах работы по самообразованию на пед. совете

Закрепление изученного материала в процессе самообразования

Май-август

Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период). Распространение опыта через интернет-сайт, статьи в периодических изданиях.

  1. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудование для развития игровой деятельности) (май 2017);
  2. Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышления, внимания, воображения, усидчивости) (в течение года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...


 

Комментарии

Покатилова Наталия Олеговна

Очень хорошая работа !