Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования
статья на тему
Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные формы дошкольного образования, одной из которых являются Консультационные центры, являющиеся структурными единицами ДОУ. Такой подход обеспечивает включение детей с особенностями в развитии и их семьи в единое образовательное пространство.
В целях обеспечения психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и заботы о реализации прав ребенка на полноценное и свободное развитие, для семей, дети которых получают дошкольное образование в форме семейного образования, на базе МБДОУ д/с № 8 г. Североморска создан Консультационный центр для родителей неорганизованных детей раннего и дошкольного возраста. в том числе с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_v_usloviyah_konsultatsionnogo_tsentra.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дошкольное образование в форме семейного образования
В России проживает свыше 142 млн. человек, 25% составляют дети до 18 лет. При этом число детей с различными нарушениями интеллектуального и физического развития достигает 1,5 млн человек, около 600 000 из них – дети–инвалиды. И лишь незначительная часть этих детей (около 5%) содержатся в образовательных учреждениях, но основная часть детей-инвалидов воспитываются в семьях.
Семьи, имеющие детей-инвалидов, испытывают проблемы социально-психологического, внутрисемейного характера. По данным статистики содержание больного ребенка в 3 раза выше, чем здорового. Основной бюджет идет на создания полноценных условий для коррекции и развития детей, для приобретения необходимого коррекционно-развивающего оборудования, полноценного отдыха и общения детей-инвалидов.
Дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют в активном участии и развитии социума.
Инвалидность – это значительное ограничение жизнедеятельности ребенка, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения его развития, способностей к самообслуживанию, развитию творчества, к передвижению, ориентации, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением, пониженной самооценке.
Многочисленные исследования (Н.Ю. Иванова, Н.Л. Коваленко, Г.Л. Аксарина, А.Г. Румянцева и др.) свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители часто ограничивают себя и своих детей в общении, избегают новых знакомств. Социальная среда детей с особенностями в развитии ограничена семейным кругом, поэтому детям зачастую трудно социально адаптироваться в обществе. Также родители излишне опекают ребенка, вследствие чего малыш начинает пользоваться своей ущербностью, становится ревнивым, требует повышенного внимания, что может привести к формированию психологических защит (отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление).
Для оказания квалифицированной консультативной, диагностической, психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей – инвалидов в условиях семейного образования, внедряются вариативные формы дошкольного образования, одной из которых являются Консультационные центры, являющиеся структурными единицами ДОУ. Такой подход обеспечивает включение детей с особенностями в развитии и их семьи в единое образовательное пространство.
В целях обеспечения психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и заботы о реализации прав ребенка на полноценное и свободное развитие, для семей, дети которых получают дошкольное образование в форме семейного образования, на базе МБДОУ д/с № 8 г. Североморска создан Консультационный центр для родителей неорганизованных детей раннего и дошкольного возраста. в том числе с особыми образовательными потребностями.
Работа специалистов центра (педагога- психолога, учителя – логопеда, воспитателей) направлена на осуществление бесплатной консультационной, диагностической, методической и коррекционно-развивающей работы с семьями, имеющими детей в возрасте от 2 месяцев и до 7 лет.
Деятельность Консультационного центра осуществляется на основе Положения о КЦ, плана и графика работы. С целью ознакомления родителей о предоставлении услуги информация о деятельности КЦ представлена на сайте ДОУ (http://дс8.рф), опубликована в СМИ («Североморские вести», «РИО Североморск»).
Актуальность темы и обоснование:
Консультационный центр позволяют повысить доступность дошкольного образования для всех детей, с учётом их возраста и особенностей развития, даёт возможность вовлечь семьи детей, не охваченных дошкольным образованием, в единое информационное образовательное пространство. Деятельность специалистов КЦ направлена на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и образования детей раннего и дошкольного возраста.
Деятельность педагога-психолога Консультационного центра (далее по тексту КЦ) ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста, в том числе с особыми образовательными потребностями, а также их семей, родителей (законных представителей), осуществляющих воспитание детей в условиях семьи.
При построении своей работы учитываю принципы психологической безопасности образовательной среды:
- Опора на развивающее образование, развитие всех сфер (логика взаимодействия педагогов, родителей и детей, а не воздействия).
- Психологическая защита каждого субъекта учебно-воспитательного процесса (устранение психологического насилия во взаимодействии).
- Помощь в формировании социально-психологической умелости (анализ ситуации и выбор соответствующего поведения, самостоятельность в решении возникающих проблем) [1, с.87]
Цель деятельности педагога-психолога заключается в содействии успешной социализации детей, их семейному и социальному благополучию, сохранению и укреплению их психологического здоровья, профилактика и коррекция проявлений дезадаптации. Для реализации цели решаю следующие задачи:
- Изучение особенностей психологического развития ребёнка, определение его актуального состояния и резервных возможностей.
- Разработка рекомендаций для родителей (законных представителей) по оптимальному взаимодействию, обучению, развитию, социализации ребёнка.
- Развитие дефицитарных составляющих психологического развития ребёнка, коррекция нарушений.
- Просвещение участников образовательного процесса по актуальным вопросам образования, детского развития с точки зрения психологической науки.
- Психологическая поддержка, консультирование родителей (законных представителей), имеющих ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты:
- Повышение педагогической компетентности родителей, получивших методическую, психолого — педагогическую, диагностическую и консультативную помощь;
- Формирование адекватной самооценки ребенка;
- Безболезненная адаптация детей-инвалидов раннего возраста к условиям жизни в обществе;
- Успешная социализация дошкольников с ОВЗ, не посещающих детский сад;
- Снижение значимости травмирующего фактора;
- Обучение детей снятию напряжения
Диагностическая и коррекционно-развивающая работа проводится в присутствии родителей (законных представителей), по окончании выдаются устные или письменные рекомендации
При ведении сопровождения, с родителями (законными представителями) заключается договор на 1 год.
Родитель (законный представитель) имеет право посещать индивидуальные коррекционно-развивающие, игровые сеансы КЦ, наблюдать за игрой детей, задавать интересующие его вопросы.
Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.
В своей работе использую различные формы работы:
- Беседы и анкетирование, тестирование семьи ребенка. Данная форма работы направленна на изучение семьи, стиля ее жизни, взаимоотношений ребенка с родителями.
- Консультации: коллективные и индивидуальные, оперативные и плановые. Данные формы работы предполагают информирование родителей об особенностях психологического развития ребенка, обсуждаются вопросы детско-родительских отношений и формирования благоприятного психологического климата в семье.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми и их родителями (законными представителями).
На занятиях использую элементы сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, интерактивные игры, игры драматизации. Здесь родители (законные представители) узнают о наиболее эффективные формы и методам взаимодействовать со своим ребенком, способствующих сохранению и укреплению его психологического здоровья.
- Проведение конкурсов и развлечений, тренингов совместно с родителями.
Здесь родители учатся содержательному взаимодействию со своими детьми, но и осваивают эффективные методы и формы общения с ними.
Работу осуществляю поэтапно.
1 этап: Подготовительный
Содержание работы:
- Прием обратившегося родителя (законного представителя), на котором с ним заключается согласие на консультирование, диагностику ребенка, психолого-педагогическое сопровождение в зависимости от того какую помощь он хочет получить. На этом приеме ведется беседа с выяснением интересующих его вопросов, происходит сбор информации о семье и ребенке.
- Запись обратившегося родителя (законного представителя) в журнал предварительной записи на консультацию, где ему назначается время и дата консультации по интересующей его теме;
- Перед оказанием помощи подбираю подходящую методическую литературу или диагностический инструментарий.
2 этап: Основной - этап практический.
Содержание работы:
- Проведение диагностики по запросу родителя (законного представителя);
- Проведение консультации в разной форме (лектории, семинары практикумы, тренинги, тематические беседы);
- Совместное коррекционно-развивающие занятия родителями (законными представителями) и их детьми, получающими дошкольное образование в форме семейного;
- Проведение родительских собраний;
- Разработка рекомендаций, памяток, буклетов.
Вся проводимая работа регистрируется в журнале учёта работы КЦ, где указывается тема и ее формы проведения;
Об эффективности проводимой работы в условиях КЦ свидетельствуют отзывы родителей:
У детей, посещавших консультационный центр, появляется устойчивая познавательная активность, улучшается внимание, память; формируется поведение, мысли и чувства, адекватные окружающим условиям и событиям; вырабатывается социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения; наблюдается положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию; улучшается социализация.
В свою очередь родители (законные представители) повысили свою компетентность в вопросах воспитания и развития, получили представление о влиянии различных форм и методов на воспитание развитие своего ребенка, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций.
Используемая литература:
- Баева И.А. Обеспечение психологической безопасность в образовательном учреждении. – СПб.: Речь, 2012. – 288 с.(С. 87-91);
- Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. –М.: Просвещение, 2008. – 239 с. (С. 4- 9);
- . Стребелева Е.А, Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста.- СПб.: Каро, 2013.- 336 с. (С.8-33);
- Беличева С.А. – Медико-социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями и социально-психологическая поддержка их семей.-М.: Консорциум "Социальное здоровье России"-2005 – 193 с.
- Федосеева О. А. Социально-психологические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида // Молодой ученый. – 2013 г. - №2. -С. 314-316.
Приложение 1
Используемый диагностический инструментарий
- Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей»;
- Стребелева Е.А.. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста»;
- Н.Я. Семаго, М.Н. Семаго «Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка» дошкольный и младший школьный возраст;
- Семаго Н.Я. «Диагностический Комплект психолога. Методика Предметная классификация» (вариант для детей 3-5 лет) (вариант для детей 5-8 лет);
- Павлова Н., Руденко Л. «Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте» (2, 5 - 3 года);
- Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР;
- Проективная методика исследования личности Рене Жиля;
- А.Я.Варга, В.В. Столин «Тест-опросник родительского отношения»;
- Эйдемиллер Э.Г. «Опросник АСВ»;
- Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен. «Тест детской тревожности»;
- Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга;
Приложение 2
Используемые программы и методические пособия:
- Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»;
- Крюкова С.В «Удивляюсь, злюсь, боюсь». Программа групповой психологической работы;
- Куружаева Н.Ю. «Цветик семицветик» (программа психолого-педагогических занятий с детьми 3-4, 4-5, 5-6,6-7 лет);
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства);
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М. -2002;
- Пазухина И.А. - Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей (3-4, 5-6 лет). - М. 2001;
- Рылеева Е.В. – Вместе веселее. Игры для развития навыков сотрудничества у детей 4 - 6 лет. – М.
- Семенака С.И. - Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. - .М. 2012
- Середа Е.И. Тренинги решения семейных проблем;
- Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста;
- Фопель К. – Как научить детей сотрудничать?
- Фопель К. – Сплоченность и толерантность в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений
В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...
Нормативные основания осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Освещаются нормативно- правовые основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Предлагаю вам статью на тему "Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окр...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироватьс...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...