Организационные формы предшкольного образования
статья по теме

Формы организации предшкольного образования, условия организации предшкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon organizacionnye_formy_predshkolnogo_obrazovaniya.zip10.22 КБ

Предварительный просмотр:

Организационные формы предшкольного образования

       Подготовка детей к начальной школе - одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Сегодня к первому классу детей готовят по желанию родителей – в  семье, в детском саду, в учреждениях дополнительного образования. Единого подхода в этой сфере нет. В результате дети приходят в начальную школу с совершенно разным уровнем подготовленности. Учителю, принявшему первый класс, приходится много времени и сил тратить на выравнивание знаний и умений учащихся, что не может не повлиять на качество обучения. Термин "предшкольная подготовка" появился недавно. Главная цель предшкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

       Главная задача государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере. Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе.

      Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе.

      Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. «Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

        Предшкольное образование должно обеспечить оптимальные условия для максимальной реализации ребенком своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

      При организации предшкольного образования необходимо учитывать, что:

- содержание предшкольного образования не должно дублировать программы начальной школы;

- занятия не могут строиться по типу классно-урочных;

- содержание образовательного процесса должно быть направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на развитие у детей школьно-значимых качеств и умений (любознательности, творческого воображения, коммуникативности, речи, мышления, произвольного внимания, памяти и т.д.);

- необходимо проводить работу с родителями, информировать их о роли предшкольного образования для успешного обучения детей в школе.

        В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам.  Эти программы созданы и экспериментально проверены   коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских  лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.  Поэтому главными центрами предшкольной подготовки должны являться и являются детские сады, в которых эта подготовка осуществляется силами дошкольных работников.

       Детский сад, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу.

Формы организации предшкольного образования:

Форма 1. Группы полнодневного пребывания детей в ДОУ, реализующих комплексные образовательные программы. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных ДО. Группы могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», прогимназий, Центров развития ребенка; к педагогическому процессу по желанию родителей могут привлекаться специалисты.

Форма 2. Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных ДО. Группы могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», прогимназий, Центров развития ребенка, сельских школ (при отсутствии ДОУ); к педагогическому процессу по желанию родителей могут привлекаться специалисты.

Форма 3. Коррекционные группы в ДОУ. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием. Коррекционные группы могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», сельских школ (при отсутствии ДОУ); к педагогическому процессу по желанию родителей могут привлекаться специалисты.

Форма 4. Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образования. Предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием.

Форма 5. Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе. Консультативные центры могут функционировать на базе ДОУ, образовательных учреждений «Начальная школа-детский сад», прогимназий, Центров развития ребенка, сельских школ (при отсутствии ДОУ).

       Для обеспечения доступности предшкольного образования нужно, во-первых, предоставлять  детям предшкольного возраста первоочередное право поступления в детские сады, во-вторых, развивать на базе детских садах  группы кратковременного пребывания по подготовке к школе для неорганизованных детей.

        Основными формами образования детей в предшкольных группах должны быть развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, общение, конструирование и моделирование (а не занятия по типу учебных).

       Для детей, одновременно посещающих детский сад и группы предшкольной подготовки за его пределами, должны создаваться скользящие графики посещений, позволяющие, с одной стороны, более оптимально использовать место в дошкольном учреждении, с другой стороны, избежать перегрузки ребенка за счет слишком большого количества занятий. В свою очередь, детский сад должен учитывать ситуацию, в которой школьное обучение начинается с шести лет, и предлагать родителям разные варианты групп предшкольной подготовки, программы для которых составлены с учетом возрастных особенностей и с учетом дальнейших перспектив ребенка.

      Можно констатировать, что предшкольная подготовка в крупных и средних городах отличается разнообразием форм и использованием различных образовательных программ, и это разнообразие следует приветствовать.

Однако использование различных организационных форм требует создания более гибкой системы их взаимодействия с учетом возможностей ребенка и ориентирующейся на основные параметры психологического развития, способствующие формированию школьной готовности.

Литература

Гогорибзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление ДОУ. – 2006. - №1.

Калина И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в РФ // Дошкольное воспитание. – 2006. - №9.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. – 2000. - №4.

Комплекс мер по развитию дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2007. -№1.

Чиндилова О. Перспективы развития дошкольного и начального образования // Начальная школа плюс до и после. – 2006. -№8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

программа предшкольного образования

Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

Использование возможностей дополнительного образования как вариативной формы предшкольной подготовки детей.

На сегодняшнем этапе планируемые итоговые результаты осовения детьми основнорй общеобразовательной программы дошкольного образования предполагают развитие у ребёнка интегративных качеств.В связи с эти...

«Разнообразие организационных форм по духовно-нравственному воспитанию и образованию в ДОО. Реализация творческой деятельности детей.»

Методическая разработка описывает современные формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию...

Проектные технологии, одна из организационных форм дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по использованию проектной деятельности в дошкольном образовании, согласно требованиям ФГОС....