Семинар для педагогов
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов – дошкольников
«Создание условий в МКДОУ д-с «Буратино» по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни».
Подготовила: воспитатель
МКДОУ д-с «Буратино»
Прокопова Н.А.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараемся органически соединить между собой все элементы комплекса:
1. Образовательного
2. Медико-профилактического
3. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
4. Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровье сберегающего пространства в детском саду:
1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
2. Физическое развитие
3. Организация лечебно-профилактической работы с детьми
4. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».
Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на общем собрании трудового коллектива проводится изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы имеется информация, где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.
В здоровье сберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Наши музыкальные залы, физкультурные площадки и спортивные групповые зоны оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. Педагоги успешно используют в своей работе такие здоровьесберегающие программы «Оздоровительная гимнастика» Л.И.Пензулаевой, «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Н.И.Еременко, но с учетом соматического здоровья и психофизиологических особенностей детей. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия. С каждой группой таких детей воспитатель проводит дополнительные занятия в вечернее время.
Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Образовательная деятельность требует от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения (физминутка «Зима»)
Физкультурные занятия в МКДОУ д-с разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
1. Традиционные
2. Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний, летний лес».
4. Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
7. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья» и многоедругое.
В нашем детском саду воспитатели дают представление о здоровом образе жизни сюда входят:
∙ «Разговор о правильном питании»
∙ «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
∙ «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
∙ Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
2. Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
4. Облегченная одежда в детском саду
5. Гимнастика после сна
6. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
∙ Мытье прохладной водой рук
∙ Комплекс контрастных закаливающих процедур
7. Полоскание рта водой
8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке
9. Самомассаж
Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:
1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени ( дыхательная гимнастика, закаливание)
2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла.
3 этап – реабилитационный, щадящий режим (ООД, занятий), индивидуальный подход по группе здоровья.
Очень хочется чтобы, все сотрудники были внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относились к каждому ребенку. Рекомендую:
Всем педагогам эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, цветник, дают массу положительных эмоций, душевное равновесие. В детском саду создана логопедическая служба. Логопеды проводят групповые и индивидуальные занятия по исправлению дефектов речи. Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – «не навреди».
Я считаю, что работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей. Для этого мы используем различные формы работы:
Педсовет по физическому развитию детей
Консультации для воспитателей по физическому развитию
Контроль:
Тематический:«Организация и проведение ООД по физическому развитию детей , ООД с использованием оздоровительных методик»
Оперативный контроль: «Соблюдение двигательной активности в режиме дня», «Организация режимных моментов», «Организация и проведение утренней гимнастики».
Смотр предметно-развивающей среды и информации для родителей по теме «О здоровом образе жизни», конкурс детского рисунка «Если хочешь быть здоров».
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
∙ Повышение педагогической культуры родителей.
∙ Установка на совместную работу с целью решения здоровье сберегающих задач.
∙ Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
∙ Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через наглядную информацию, консультации.
Для этого используем следующие формы работы с родителями:
1. проведение родительских собраний, консультаций, дней открытых дверей.
2. педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
3. совместные занятия и развлечения.
Физическим развитием детей занимается практически каждый работник детского сада, но первое слово, разумеется, принадлежит воспитателям. Усовершенствовать содержание двигательной деятельности дошкольников можно с помощью внедрения спортивных игр с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими силами из «вторичного материала».
Дети дошкольного возраста очень любят нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержки здоровья», и совсем другое помогать сказочным героям, преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.
Методы, используемые педагогами в работе с родителями:
a. анкетирование (56 анкет)
b. наблюдение за ребенком
c. беседы с родителями
d. беседы с ребенком
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, медиков, родителей и детей.
Перспектива работы по данной проблеме:
1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
4. Улучшение материально-технической базы
∙ Обновление и пополнение физкультурного оборудования
∙ Дополнить и обновить медоборудование
Упражнение «Спасибо»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.
Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"
Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...
Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"
Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"
Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...
Семинар для педагогов "Внедрение Профессионального стандарта педагога-новый шаг к качеству образования"
Внедрение профессионального стандарта педагога в ДОУ...
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....