Тренинг педагогического общения. Невербальная коммуникация. "Мир эмоций"
материал на тему
Развитие коммуникации педагогов. Научить понимать эмоции собеседника и правильно выражать свои эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_trening.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт Гуманитарно-педагогический институт
Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль Дефектология
Дисциплина
«Тренинг педагогического общения»
ИДЗ 3
«Разработка конспекта тренингового занятия по развитию коммуникативных навыков»
Выполнил:
студентка группы ДФОбз-1431а
Тимофеева Е.Ю.
Преподаватель:
Щетинина В.В.
Оценка: ________________
Тольятти, 2017
Тема: Мир эмоций ( невербальные средства общения)
Характеристика группы: 12 человек – членов одного коллектива.
Длительность: 90 минут (вводная часть –10 минут; основная часть –60 минут; заключительная часть –20 минут).
Место (условия) проведения: помещение, свободное от мебели, 12 стульев.
Материалы: 12 фотографий с изображением эмоций у людей, 12 листов А4, 12 фломастеров синего цвета.
Цель тренинга: научить распознавать свои и чужие эмоции для комфортного общения
Задачи тренинга:
1. научить правильно выражать свои эмоции и понимать чужие
Перечень заданий:
1. Приветствие «Приветствие без слов».
2. Упражнения: «Всеобщее внимание», «Испорченный телевизор», «Фотография».
3. Рефлексия занятия, упражнение «Чему я научился»
4. Анализ. Дискуссия «Нужно ли уметь правильно выражать свои эмоции и распознавать чужие»
- Приветствие «Приветствие без слов»
Длительность: 7 мин.
Инструкция: «Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы — но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мимики и жестикуляции. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Постарайтесь попробовать как можно больше разных возможностей для приветствия. Не забывайте об улыбке. Я буду следить за временем».
Вопросы для анализа:
- Какие варианты приветствия вам больше всего понравились?
- Какое количество возможностей невербального приветствия вам удалось использовать?
- Как партнер реагирует на приветствие, сопровождаемое дружественным невербальным поведением?
- Основная часть.
Упражнение 1. "Всеобщее внимание"
Длительность: 20 минут
Цель упражнения: - развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, - формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим и речевым действиям, нужно привлечь внимание окружающих .
Вопросы для анализа:
- Кому удалось больше всех обратить на себя внимание?
- Какие средства невербального общения использовал этот человек?
- Какие эмоции при этом он испытывал?
Упражнение 2. «Передача чувств»
Длительность: 20 минут
Цель: совершенствование навыков восприятия эмоций, выраженных невербально.
Инструкция: Участники встают в шеренгу. Друг за другом, первый человек поворачивается ко второму и показывает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, удивление и т.п.). Второй человек должен «передать» третьему это же чувство, третий – четвертому и т.д. У последнего спрашивают, какое чувство он «получил». И сравнивают с тем, какое чувство было «послано» вначале, и как каждый участник понимал «полученное» им чувство.
Вопросы для анализа:
- Какую эмоцию, по их мнению, им показывали?
- Легко ли было ее угадать? Почему?
- Что смутило?
(Так можно найти звено, где произошло искажение смысла, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.
Упражнение 3. «Фотография».
Длительность: 20 минут
Инструкция: Участники получают фотографии незнакомых им людей. Задание – всмотреться в лицо, обратить внимание на взгляд, мимическое выражение, позу, одежду. Постараться определить характер, настроение, род занятий, привычки, стиль жизни и т.д. у этих людей. Попытаться понять, смогли бы вы подружиться с этим человеком? Почему? Постараться понять и рассказать.
Вопросы для анализа:
- Какая эмоция?
- Что Вас привлекает, а что отталкивает?
Что вызвало затруднение?
- С какой эмоцией можно спутать? Почему?
Рефлексия. Упражнение «Чему я научился»
Цель: рефлексия работы в тренинге.
Длительность: 5 минут
Необходимые материалы: бумага формата А4-12 шт., фломастеры синего цвета-12 шт.
Инструкция: на листе бумаги написаны имена участников тренинга. Напротив имени каждый участник должен написать эмоцию, которую по его мнению, испытывает в данный момент коллега. Затем каждый участник читает, что у него получилось. Идет обсуждение, кто правильно угадал эмоцию.
Анализ: Выделяются позитивные моменты, связанные с приобретением нового опыта в процессе обучения.
Заключительная часть
Анализ занятия. Длительность: 10 минут
Необходимые материалы: карточки с вопросами
Дискуссия «Нужно ли уметь правильно выражать свои эмоции и распознавать чужие»
Вид дискуссии: беседа за круглым столом.
Форма организации работы участников: фронтальная.
Инструкция по организации дискуссии: ведущим дискуссию является один из участников тренинговой группы. Во время беседы участникам рекомендуется использовать результаты, полученные от рефлексии данного занятия и от участия в практикуме. Желательно, чтобы высказывания основывались на личностной позиции выступающего. Для этого каждому участнику предлагается карточка с распечаткой таких вопросов:
1. Насколько вам удалось систематизировать сведения о невербальных средствах общения?
2. В чем состоит сложность обучения «контроль эмоций»?
3. Как полученные сведения можно применить в работе воспитателя?
Заключительное слово тренера:
Цель: подведение итогов занятия
Длительность: 5 минут
Наш тренинг подошел к завершению. Надеюсь, мы с вами достигли цели нашего мероприятия. Желаю Всем позитивных эмоций. Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Невербальные средства общения"
методическая разработка педагога-психолога может быть полезна в организации работы с воспитателями, упражнения данного тренинга помогут педагогам лучше понимать эмоциональное состояние окружающих...
Невербальная коммуникация в педагогическом процессе
Невербальное общение - неречевая форма общения. Одежда один из видов невербального общения. Человеком выбирается такая одежда, которая более всего соответствует его предполагаемой социальной роли. В д...
Тренинг педагогического общения
Представлены упражнения для сплочения пед коллектива....
Тренинг педагогического общения
Цель: развитие групповой сплоченности коллектива, коммуникативных умений педагогов (эмпатия, рефлексия), развитие эмоциональной готовности педагога к инновациям в системе образования (снятие тревоги и...
Тренинг с педагогами "Невербальное общение"
Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому ва...
Тренинг педагогического общения . "Мы команда" январь 2021.
Трениенг педагогического общения мы команда...