Тренинг с педагогами "Невербальное общение"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому важно создавать в образовательных учреждениях здоровьесберегающую среду.
Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
- определение роли невербального общения на личностное развитие ребенка.
Методы, используемые на занятии: психологические игры, решение педагогических ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_neverbalnoe_obshchenie.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг с педагогами
Тема «Невербальное общение»
Представители педагогической профессии считают свою работу эмоционально и интеллектуально крайне напряженной, связанной со значительными физическими и психическими нагрузками. Поэтому важно создавать в образовательных учреждениях здоровьесберегающую среду.
Цель занятия: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
- определение роли невербального общения на личностное развитие ребенка.
Методы, используемые на занятии: психологические игры, решение педагогических ситуаций.
Материалы и оборудование: свеча, карточки с педагогическими ситуациями, магнитофон, аудиозапись спокойной музыки.
Упражнение «Приветствие со свечой».
Комментарий ведущего: Ведущий передает свечу и дает установку группе на спокойствие, доверительные отношения и позитивное настроение.
Упражнение «Подарки».
Комментарий ведущего: Ведущий организует невербальную деятельность. Участникам необходимо подарить друг другу подарки, не говоря о них, а показать средствами пантомимы. Получив подарок, участник благодарит и делает подарок следующему участнику. В конце упражнения предлагается всем взяться за руки и громко сказать: «Спасибо!»
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было невербально дарить подарок?
- Легко ли было невербально получать подарок?
- Что чувствовали, принимая подарок?
- Какие чувства испытывали, когда дарили подарок?
- Легко ли было понимать невербальное общение?
- Пользуетесь ли вы невербальными средствами общения в жизни?
Комментарий ведущего: жесты по-разному трактуются у разных народов и национальностей. Таким образом, каждая конкретная культура накладывает сильный отпечаток на невербальные средства общения, невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как ее словесный язык. Это необходимо знать, т.к. школы и детские сады посещают дети разных национальностей. В педагогической практике жесты играют значительную роль.
Приведите, пожалуйста, примеры самых распространенных жестов в педагогической практике. Участники называют жесты.
«Педагогические ситуации»
Комментарий ведущего: Ведущий предлагает рассмотреть педагогические ситуации. Затем участники занятия делятся на группы, распределяют роли и разыгрывают ситуации (приложение 1).
Вопросы для обсуждения:
- Поделитесь своими впечатлениями?
- Что, по вашему мнению, означает данный жест для педагога?
- Как ребенок будет реагировать в данных ситуациях?
- Приведите примеры из практики, когда вы попадали в подобную ситуацию?
Что было результатом такого общения?
Комментарии ведущего: Ребенок попадает в подчиненное, зависимое положение, теряет свою автономность и самостоятельность. В любом случае, воспитательная ценность такого общения невелика. Младшие школьники и дети дошкольного возраста не всегда понимают значение слов, но они очень хорошо понимают выражение глаз, мимику, речь и жесты собеседника. Кроме того, если взрослые могут найти выход в любой ситуации общения, то дети не всегда могут это сделать. Педагогам необходимо учитывать это в повседневной практике.
Упражнение «Рисование на спине».
Комментарий ведущего: Упражнение выполняется в парах. Ведущий объясняет, что невербально можно передавать свое отношение к человеку через прикосновение. Участники попеременно рисуют на спине своего коллеги.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства испытывали, когда вам рисовали на спине?
- Какие чувства испытывали, когда вы рисовали на спине?
- В какой роли чувствовали себя комфортно?
- Всегда ли удается понять, что хотел тебе передать партнер по общению?
Упражнение «Ворота для глаз».
Комментарий ведущего: задача участников выбрать ведущего, он выходит из комнаты, а остальные участники в его отсутствие выбирают двух человек, стоящих рядом, которые будут «воротами».
Ведущий должен отгадать «ворота» по глазам и выйти из круга. Остальные члены группы, кроме «ворот», стараются равнодушно поглядывать на того, кто стоит в центре круга. Все участники, в том числе и «ворота», должны сохранять нейтральное выражение лица, однако «ворота» взглядом приглашают идти. Человек, стоящий в кругу, чувствует или догадывается, где «ворота», и пытается пройти. Если он ошибается, из круга его не выпускают. Если угадал, «ворота» открываются.
Вопросы для обсуждения:
- Расскажите о своем состоянии, чувствах, ожиданиях?
- В чем испытывали трудности?
- Что понравилось?
- Удается ли в жизни понимать, те знаки, которые вам подает собеседник?
Вопросы для рефлексии:
- Что полезного узнали?
- Поделитесь своими впечатлениями?
В заключении ведущий раздает рекомендации для педагогов.
Литература:
- Психология общения.- М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Психологические консультации для начинающего учителя – М.: Просвещение, 1995
- А. Пиз, А. Гарнер Язык разговора.- Издательство ЭКСМО – Пресс, Издательство ЭКСМО - Маркет, 2000
- Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999
Приложение 1
Ситуация №1
Педагог стоит перед ребенком (учеником), скрестив руки на груди (поза недоверия и закрытости).
Ситуация №2
Педагог стоит перед ребенком (учеником), сжав губы, нахмурив брови,
шумно выдыхает воздух (поза напряженности).
Ситуация №3
Педагог стоит над ребенком, уперев руки в бока, как бы нависая, а ребенок сидит перед ним (поза давления).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....
ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....
Психолого-педагогический тренинг: Развиваем талант общения!
Цель тренинга: совершенствование коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков умения правильно ставить вопро...
Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".
Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...
Тренинг: "Мир позитивного общения"
Тенинг позволяет создать дружескую отмосферу между учащимися, снятие эмоционального напряжения....
Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"
Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга...