Тренинг для педагогов "Невербальное общение"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга:
«Разговор через стекло».
Цели:
1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.
2. Повышение уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
Задачи:
- понимание себя и другого человека;
- эмоциональная разгрузка.
Психологическая настройка на работу. Сплочение группы
Упражнение «Приветствие».
Приветствуйте друг друга словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.
Информация:
- 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;
- 0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;
- 1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).
Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.
Составить атмосферу благоприятную для общения: настроится друг на друга
Техники установления контакта: контакт глаз, улыбка, приветствие, обращение по имени, открытая поза, короткая дистанция, открытые жесты, подчеркивание значимости.
II. Педагогическая техника
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.
1. Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».
Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.
После игры у участников должно возникнуть желание понять, что такое невербальное общение, как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица. Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.).
Варианты состояний:
1- враждебное
2 - саркастическое,
3 - радостное
4- злое, гневное,
5- грустное, хмурое
6 - уставшее
7 - скептическое
8 - спокойное, нейтральное.
2.Упражнение «Мимика и жесты».
Педагогам предлагается передать какое-либо сообщение используя только невербальные средства общения.
а) только при помощи рук
б) только при помощи мимики (жестов)
в) только при помощи мимики и жестов
Обсуждение :
- Как часто вы используете мимику и жесты в общении с родителями?
- Оказывает ли влияние ваша мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?
- Можете ли вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?
3.Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.
Психологический практикум: Проверьте свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
1. А) Я должен как можно больше предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.
3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.
Правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта.
значимости.
Упражнение «Огонек». Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра». Упражнение выполняется стоя в кругу. Для этого необходимо небольшой красивый
подсвечник, со свечей помещающийся в руку. Зажигаем свечу, и передаем ее по кругу со словами или пожеланиями добра стоящему рядом педагогу, который принимает свечу, благодарит за добрые слова, затем передавая следующему все повторяется пока свеча добра не пройдет по всему кругу.
Рефлексия впечатлений.
- Что мне понравилось?
- Что мне не понравилось?
- Где я мог бы применить полученные знания?
- Что бы я посоветовал?
Литература:
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем
- Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
- Карвасарский В.Д. Психотерапия
- Леви В.Л. Искусство быть собой.
- Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....
ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....
Психолого-педагогический тренинг: Развиваем талант общения!
Цель тренинга: совершенствование коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков умения правильно ставить вопро...
Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".
Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...
Тренинг: "Мир позитивного общения"
Тенинг позволяет создать дружескую отмосферу между учащимися, снятие эмоционального напряжения....
Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"
Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга...