План самообразования 2014-2015
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №44 «Петушок»
Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социально-личностного развития ребенка.
г.Чита
Индивидуальный план работы по самообразованию
Музыкального руководителя
Гладковой Валентины Николаевны
На 2014-2015 учебный год
«Развитие чувства ритма у детей
Дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Начало работы над темой -2014 год
Предполагаемая дата окончания работы -2016 год
Содержание
- Матрица индивидуального плана по самообразованию…………….
- Введение………………………………………………………………..
- План по самообразованию за 2015-2016 года………………………..
- Литература………………………………………………………………
Приложение №1
Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения игре на ДМИ»
Приложение №2
Консультации для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»
Приложение №3
Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду»
Приложение №4
Консультация для родителей «Изготовление шумовых музыкальных инструментов дома»
Приложение №5
Презентация для воспитателей и родителей «Детские музыкальные инструменты»
Приложение №6
«Презентация для детей дошкольников «Музыкальные инструменты»
Актуальность своей работы считаю в том, что занятие в оркестре шумовых ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей, способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов, развитию мышления, памяти, внимания, слухового воспитания, ассоциативной памяти, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для дошкольного возраста.
Цель:
Образовательные:
-развивать чувство ритма;
-тренировать внутренний слух;
-способствовать развитию познавательного интереса;
-учить выделять сильную долю такта;
Воспитательные:
-развивать творческое воображение;
-воспитывать дружеские отношения между детьми;
-приобщать к исследовательской деятельности;
Задачи:
-осуществить теоретический и музыкально-методический анализ педагогической литературы по изучаемой проблеме;
-выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;
-разработать систему занятий с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма;
-использовать в работе теоретический и практический материал, для формирования чувства ритма у детей, учитывая физическое и психологическое развитие дошкольников;
Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста; предметом – педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах;
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть осуществлена при условии:
-если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя
1 блок – ознакомительный (ритмические упражнения, тематические занятия)
2 блок – основной (обучающие занятия игре на ДМИ)
3 блок – итоговый (игра в детском оркестре)
Ожидаемый результат:
Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первостепенным в музыкально-исполнительской грамотности.
Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу.
Введение
Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов.
Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в в музыке категория не только времяизмерительная, но и эмоционально- выразительная, образно- поэтическая, художественно- смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства.
Конечно, огромными развивающими возможностями является ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле, нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребенку удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учитывать партию партнера, учит музыкальному мышлению – понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики, уступать, воспитывать чувство коллективизма.
Ансамблевая игра не только дает взрослому возможность дать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное чувство темпа.
Требует, прежде всего, синхронности исполнения,
Месяц, год | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Приобретение музыкального репертуара и литературы. Разработка система обучения детей игры на ДМИ | Изучение теоретического материала по данной теме |
Октябрь | Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ» | Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах |
Ноябрь | Консультация для воспитателей: «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности» | Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности» |
Декабрь- февраль | «Ударные шумовые инструменты» | Проводится изучение всех видов шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. |
Январь | «Ударные мелодические музыкальные инструменты» | Проводится изучение всех видов мелодических музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду. |
Март | Участие в празднике посвященному 8 марта | Дети показывают в ходе утренника свои знания и умения игре на ДМИ |
Апрель | «Участие в открытых занятиях, конкурсах» | Дети демонстрируют технику игры на музыкальных инструментах, эмоциональное исполнение |
Май | Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому» | Примеры и показы изготовления инструментов, применение ИКТ |
Литература
- М.Александровская «Каждый ребенок- музыкален» 13/2001г. «Дошкольное образование»
- Т.Э.Тютюнникова «Педагогика сотрудничества» 5/2000г. «Дошкольное образование»
- Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка» 4/1999г. «Дошкольное образование»
- Т.М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» 1988г. «Просвещение»
- В.Даль «Толковый словарь русского языка» 2002г. Москва
- Н.А.Ветлугина «Музыка в детском саду» Издательство «Музыка»
- Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
- Журналы «Музыкальный руководитель» 2004-2009гг.
- Г.П.Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности старшего дошкольного возраста» Метод.рекомендации М.АРКТИ 2002г.
Приложение 1
«Значение и задачи раннего приобщения игре на ДМИ»
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Этот оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку».
Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает малышей, повышая интерес к музыке. В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не имеющих звукоряда.
При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.
Дети знакомятся с музыкальными инструментами. Учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, знать и различать звучание бубна и погремушки. В работе с малышами используются музыкальные игрушки: дудочки, колокольчики, барабан, бубны, которые помогают заинтересовать детей, побуждают к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно, усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты. Например, зайчик приносит в корзинке музыкальные инструменты – погремушки. Дети рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. По показу зайчика, дети выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую – поднимают ее вверх и слегка встряхивают. На занятия часто приходят куклы. Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель передает шаги куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки. Коллективные исполнения сочетаются с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности.
С помощью простейших музыкальных инструментов учимся воспроизводить звукоподражания, сопровождать игрой на инструментах различные игровые действия.
Малыши различают знакомые музыкальные инструменты и игрушки по тембру звучания, запоминают их названия.
Способствуют активизации и концентрации внимания малышей использование игрового приёма, а именно, побыть музыкантами и поиграть на разных предметах. Выполнение этого задания проводится с постепенным усложнением: сначала с одним предметом и анализом извлекаемого из него звука, затем с несколькими предметами в сравнении. Например, используя бутылки, наполненные водой так, чтобы они отличались объемом воды, в течение недели вместе с детьми извлекаем из них звуки. Также используются бумага, крышки от кастрюль, вёдра, тазики, деревянные палочки и т. д.
Тем самым решаются такие задачи, как:
Активизация и обогащение звукового опыта ребенка;
Развитие интереса к музыкальным и немузыкальным звукам, к восприятию музыкальных произведений малышами;
Поддержание и развитие индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку.
Немаловажную роль играет активное участие родителей в поддержании заинтересованности ребенка к исполнительской деятельности и вне дошкольного учреждения, а именно дома. Поэтому среди родителей проводятся консультации на тему «Музыка в семье», «Музыка и дети», даются рекомендации для родителей, как подобрать фонотеку для детей младшего возраста, проводится анкетирование для успешного решения задач по музыкальному развитию ребенка.
Таким образом, постепенно у маленьких детей обогащается опыт восприятия музыки, активизируется интерес к музыке и осуществляется развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Инструменты в руки взяли
И в оркестре заиграли.
Музыканты хороши,
Веселятся от души!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования 2014-2015
На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....
план самообразования 2014-2015
На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....
Отчёт по самообразованию 2014-2015 гг.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через народные традиции...
План самообразования 2014-2015 учебный год
План работы в старшей группе....
План самообразования 2014-2015 год
В данном материалле, мой план самообразования по теме«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
План самообразования 2014 - 2015 уч.год.
План самообразования 2014-2015...
Индивидуальный план работы по самообразованию. 2014-2015.
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Азбука общение »Старшая общеразвивающая группа. (Ф.И.О. педагога): Понягина Светлана Владимировна. (специал...