План самообразования 2014-2015
методическая разработка по теме

Гладкова Валентина Николаевна

План самообразования 2014-2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2014.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №44 «Петушок»
Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социально-личностного развития ребенка.
г.Чита

Индивидуальный план работы по самообразованию

Музыкального руководителя

Гладковой Валентины Николаевны

На 2014-2015 учебный год

«Развитие чувства ритма у детей

Дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

  Начало работы над темой -2014 год

  Предполагаемая дата окончания работы -2016 год

Содержание

  1. Матрица индивидуального плана по самообразованию…………….
  2. Введение………………………………………………………………..
  3. План по самообразованию за 2015-2016 года………………………..
  4. Литература………………………………………………………………

Приложение №1

Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения игре на ДМИ»

Приложение №2

Консультации для воспитателей «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»

Приложение №3

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду»

Приложение №4

Консультация для родителей «Изготовление шумовых музыкальных инструментов дома»

Приложение №5

Презентация для воспитателей и родителей «Детские музыкальные инструменты»

Приложение №6

«Презентация для детей дошкольников «Музыкальные инструменты»

Актуальность своей работы считаю в том, что занятие в оркестре шумовых ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей, способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов, развитию мышления, памяти, внимания, слухового воспитания, ассоциативной памяти, развитию мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для дошкольного возраста.

Цель:

Образовательные:

-развивать чувство ритма;

-тренировать внутренний слух;

-способствовать развитию познавательного интереса;

-учить выделять сильную долю такта;

Воспитательные:

-развивать творческое воображение;

-воспитывать дружеские отношения между детьми;

-приобщать к исследовательской деятельности;

Задачи:

-осуществить теоретический и музыкально-методический анализ педагогической литературы по изучаемой проблеме;

-выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей;

-разработать систему занятий  с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма;

-использовать в работе теоретический и практический материал, для формирования чувства ритма у детей, учитывая физическое и психологическое развитие дошкольников;

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста; предметом – педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах;

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть осуществлена при условии:

-если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя

1 блок – ознакомительный (ритмические упражнения, тематические занятия)

2 блок – основной (обучающие занятия игре на ДМИ)

3 блок – итоговый (игра в детском оркестре)

Ожидаемый результат:

Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первостепенным в музыкально-исполнительской грамотности.

Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу.

Введение

Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов.

Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в в музыке категория не только времяизмерительная, но и эмоционально- выразительная, образно- поэтическая, художественно- смысловая.

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства.

Конечно, огромными развивающими возможностями является ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле, нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребенку удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учитывать партию партнера, учит музыкальному мышлению – понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики, уступать, воспитывать чувство коллективизма.

Ансамблевая игра не только дает взрослому возможность дать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное чувство темпа.

Требует, прежде всего, синхронности исполнения,

Месяц,

год

Тема

Содержание работы

Сентябрь

Приобретение музыкального репертуара и литературы.

Разработка система обучения детей игры на ДМИ

Изучение теоретического материала по данной теме

Октябрь

Консультации для родителей «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на ДМИ»

Развиваем чувство ритма детей при восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах

Ноябрь

Консультация для воспитателей: «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»

Развиваем у детей чувство ритма: игра на ДМИ, как один из видов музыкальной деятельности»

Декабрь-

февраль

«Ударные шумовые инструменты»

Проводится изучение всех видов шумовых музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.

 Январь

«Ударные мелодические музыкальные инструменты»

Проводится изучение всех видов мелодических музыкальных инструментов. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в детском саду.

Март

Участие в празднике посвященному 8 марта

Дети показывают в ходе утренника свои знания и умения  игре на ДМИ

Апрель

«Участие в открытых занятиях, конкурсах»

Дети демонстрируют технику игры на музыкальных инструментах, эмоциональное исполнение

Май

Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов на дому»

Примеры и показы изготовления инструментов, применение ИКТ

Литература

  1. М.Александровская «Каждый ребенок- музыкален» 13/2001г. «Дошкольное образование»
  2. Т.Э.Тютюнникова «Педагогика сотрудничества» 5/2000г. «Дошкольное образование»
  3. Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка» 4/1999г. «Дошкольное образование»
  4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь» 1988г. «Просвещение»
  5. В.Даль «Толковый словарь русского языка» 2002г. Москва
  6. Н.А.Ветлугина «Музыка в детском саду» Издательство «Музыка»
  7. Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  8. Журналы «Музыкальный руководитель» 2004-2009гг.
  9. Г.П.Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности старшего дошкольного возраста» Метод.рекомендации М.АРКТИ 2002г.  

Приложение 1

«Значение и задачи раннего приобщения игре на ДМИ»

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Этот оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку».

Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детской исполнительской деятельности, который чрезвычайно привлекает малышей, повышая интерес к музыке. В младшем возрасте ребенок овладевает приемами игры преимущественно на шумовых и ударных инструментах, не имеющих звукоряда.

При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными и с годами желание извлекать звуки из музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает.

Дети знакомятся с музыкальными инструментами. Учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, знать и различать звучание бубна и погремушки. В работе с малышами используются музыкальные игрушки: дудочки, колокольчики, барабан, бубны, которые помогают заинтересовать детей, побуждают к активности. Знакомство с музыкальными инструментами проводится постепенно, усложняя задания от занятия к занятию, используются игровые моменты. Например, зайчик приносит в корзинке музыкальные инструменты – погремушки. Дети рассматривают их, ощупывают, учатся обращаться, извлекают звук. По показу зайчика, дети выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую – поднимают ее вверх и слегка встряхивают. На занятия часто приходят куклы. Воспитатель водит куклу, а музыкальный руководитель передает шаги куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Затем кукла приглашает всех походить и побегать. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм и реагировать на смену музыки. Коллективные исполнения сочетаются с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности.

С помощью простейших музыкальных инструментов учимся воспроизводить звукоподражания, сопровождать игрой на инструментах различные игровые действия.

Малыши различают знакомые музыкальные инструменты и игрушки по тембру звучания, запоминают их названия.

Способствуют активизации и концентрации внимания малышей использование игрового приёма, а именно, побыть музыкантами и поиграть на разных предметах. Выполнение этого задания проводится с постепенным усложнением: сначала с одним предметом и анализом извлекаемого из него звука, затем с несколькими предметами в сравнении. Например, используя бутылки, наполненные водой так, чтобы они отличались объемом воды, в течение недели вместе с детьми извлекаем из них звуки. Также используются бумага, крышки от кастрюль, вёдра, тазики, деревянные палочки и т. д.

Тем самым решаются такие задачи, как:

Активизация и обогащение звукового опыта ребенка;

Развитие интереса к музыкальным и немузыкальным звукам, к восприятию музыкальных произведений малышами;

Поддержание и развитие индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку.

Немаловажную роль играет активное участие родителей в поддержании заинтересованности ребенка к исполнительской деятельности и вне дошкольного учреждения, а именно дома. Поэтому среди родителей проводятся консультации на тему «Музыка в семье», «Музыка и дети», даются рекомендации для родителей, как подобрать фонотеку для детей младшего возраста, проводится анкетирование для успешного решения задач по музыкальному развитию ребенка.

Таким образом, постепенно у маленьких детей обогащается опыт восприятия музыки, активизируется интерес к музыке и осуществляется развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Инструменты в руки взяли

И в оркестре заиграли.

Музыканты хороши,

Веселятся от души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования 2014-2015

На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....

план самообразования 2014-2015

На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....

Отчёт по самообразованию 2014-2015 гг.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через народные традиции...

План самообразования 2014-2015 учебный год

План работы в старшей группе....

План самообразования 2014-2015 год

В данном материалле, мой план самообразования по теме«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста  средствами художественной литературы»...

План самообразования 2014 - 2015 уч.год.

План самообразования 2014-2015...

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2014-2015.

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«Азбука общение »Старшая  общеразвивающая группа.  (Ф.И.О. педагога): Понягина Светлана  Владимировна. (специал...