Отчёт по самообразованию 2014-2015 гг.
статья (подготовительная группа) на тему
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через народные традиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию
2014-2015г.
Зелепукина Татьяна Ивановна.
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через народные традиции»
Свою работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с обычаями и традициями русского народа, я рассматриваю на материале праздничной культуры, то есть знакомила детей с традициями русских народных праздников.
Накануне всегда проводила беседу, объясняя значение и традиции празднования. Участвуя во всех праздниках, дети получали знания, эмоциональный подъём и радостное настроение.
Праздник «Осенины», Ярмарка - праздник урожая.
Рождество – колядки, «ряженые», заклички,
Пасха – крашение яиц, изготовление «Пасхальной корзиночки» с участием родителей.
Масленица – праздник прихода весны, блинные дни, проводы зимы.
Занятие «День Матери».
Новый год, День Защитника Отечества, День Победы, День России, День Знаний; День защиты детей, Международные женский день 8 Марта;
Дни рождения детей, выпуск детей в школу
Считаю особенно важным, что народные праздники, обряды и традиции являются значимыми явлениями духовной культуры народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребёнка.
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, я развиваю личность каждого ребёнка, который позволит расширить социальный и исторический кругозор ребёнка, активно разовьёт его речь, совершенствуя эстетический вкус.
Дидактические игры: «Встречаем гостей», «Кто знает больше волшебных слов», «Подбери орнамент», «Сложи сказку».
Список литературы:
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез,2005.
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры: О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева.
- Воспитание детей на традициях народной культуры. Программа, разработки занятий и мероприятий. /Авт. сост. В.П.Ватаман. –Волгоград:Учитель, 2008.
Приложение 1
Пословицы и поговорки
1.Где родился – там и сгодился.
2.В каком народе живёшь – того и обычья держись.
3.За морем теплее, а у нас светлее.
4.Народы нашей страны дружбой сильны.
5.От Родины теплом веет.
6.Первое дело в жизни служить – Отчизне.
7.Человек без Родины, что соловей без песни.
8.Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
9.Береги друга, чтобы сберечь самого себя.
10.Даже красавице ум не меха (тат.пословица)
11.Вражда – разоряет города, сжигает деревни.
12.Если народ един , он непобедим.
13.Дружно за мир стоять – войне не бывать.
14.Друг за друга держаться ничего не бояться.
Приложение 2
Картотека дидактических игр
1. Собери орнамент
Дидактическая задача: познакомить детей с орнаментом разных национальностей.
2. Оденем куклу на праздник
Дидактическая задача: назвать элементы народного костюма, выбрать среди нескольких национальных костюмов тот, который соответствует данному народу, рассказать о празднике, на который собирается кукла.
3. Встречаем гостей
Дидактическая задача: закреплять знания детей о традиционной народной культуре, дифференцировать представления о различных этнических общностях, о правилах национального этикета. Воспитывать культуру общения.
4. Кто знает больше « волшебных» слов по…….»
Дидактическая задача: закреплять навыки владения родным (национальным) языком с использованием « волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др. Воспитывать культуру общения.
5. Театр народного костюма
Дидактическая задача: закреплять знания детей об элементах народного костюма, развивать навыки совместных действий, развивать творчество детей.
6. Мои любимые сказки
Дидактическая задача: Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.
7.Сложи сказку
Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.
8.Узнай и расскажи
Дидактическая задача: Развитие кругозора, словарного запаса, опыта ребёнка, речи. Развитие наблюдательности, сообразительности, мыслительных операций.
9.Подбери головной убор к сарафану
Дидактическая задача: учить различать между собой и называть предметы женских костюмов; воспитывать интерес к русскому народному костюму, развивать внимательность, память, способствовать развитию активной речи .
10.Собери сервиз
Дидактическая задача: учить различать между собой посуду с хохломской и городецкой росписью, гжель; учить правильно называть предметы посуды; собирать сервизы, развивать внимательность, память, умение группировать предметы по одному признаку.
11.Собери самовар из частей
Дидактическая задача: учить собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу.
Приложение 3
Вопросы к детям
1. Это красивая девочка – чувашка, нарядно одетый мальчик – татарин, а ты кто?
2. На каком языке мы разговариваем с тобой?
3. Какие народы живут в нашей стране, городе?
4. Как ты думаешь чем они отличаются? А чем похожи?
5. Разговариваешь ли ты на своём родном языке?
6. Какие народные сказки ты знаешь? Кто их написал?
7. Понимаешь ли ты когда разговаривают на твоём родном языке?
8. Нравятся ли тебе народные сказки, игры? Какие?
9. Какие национальные кушанья ты знаешь? Перечисли.
10. Готовят ли их тебе твои мама или бабушка? Нравятся ли они тебе?
11. Хочешь ли ты узнать больше о своём народе, о том, как и где, жили твои предки, как они одевались, что умели делать, как веселились?
12. Как ты думаешь, приятно ли будет человеку, если ты с ним поздороваешься на его родном языке?
Приложение 4
Анкета для родителей
1.Можете ли вы рассказать о традициях русского народа:
а) как жили наши предки?
б) какими занимались ремёслами?
в) как сеяли хлеб?
г) какую на Руси носили одежду?
2.Знаете ли Вы русские праздники?
3.Нужно ли ребёнку давать толкование старославянских слов?
4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?
5.Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?
6.Надо ли знать народные сказки и былины?
7.Должны ли рассказывать об истоках русской культуры?
8.Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек?
9.Знает ли о них малыш?
10.Какие народные игры Вам известны?
11.Играете ли вы в них с ребёнком?
12.Ходите ли Вы в музеи ( исторический, краеведческий)?
Приложение 5
Технологическая карта № 1.
Тема: « Ярмарка».
Цель: знакомство с русским народным творчеством.
Задачи:
- систематизировать знания детей о ярмарке;
- познакомить с женским народным костюмом;
- закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества;
-развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь;
- воспитывать умение постигать народную мудрость, спрятанную в слове.
Предшествующая работа: прослушивание русских народных наигрышей, рассматривание девичьего костюма, игрушек народных умельцев, заучивание народных потешек, пословиц, загадок.
Словарная работа: ярмарка, скоморох, коробейник, балаган, кокошник, косоворотка, кушак, душегрея, кика.
Дизайн предметной среды: народный костюм для воспитателя, костюмы для детей, кукла би-ба-бо Петрушка, балаганы с народными игрушками, лоток с лентами, пряниками, костюмы скоморохов, народные инструменты, обруч с разноцветными лентами для игры «Карусель», костюм медведя, воздушные шары.
Музыкальное оформление: народные мелодии.
Структура воспитательно-образовательного мероприятия:
1.Беседа с детьми.
2.Рассматривание игрушек народных мастеров: семёновские матрёшки, дымковские, филимоновскиеигрушки.
3.Подвижная игра «Карусель».
4.Рассказывание пословиц.
5.Русская народная пляска.
6.Отгадывание загадок.
Технологическая карта № 2.
Тема: Жизнь наших предков.
Цель: Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребёнка, обряд первого купания;
- продолжать формировать интерес к своей родословной через генеалогическое древо жизни;
- упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме;
- предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье;
- поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей;
- воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций в книге «Всё про всё» ( раздел «История древней Руси» ), рассматривание семейных фотографий, изготовление каждым ребёнком генеалогического древа жизни, заучивание пословиц о семье, заучивание песни « Семья» сл.А. Кондратьевой, муз. В. Елинека, беседа: история обычных вещей /Л. Б Фесюкова /.
Дизайн предметной среды: уголок русской избы, хозяйка в русском костюме с младенцем (куклой), ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголёк из печи, зёрнышки, генеалогическое древо каждого ребёнка.
Структура воспитательно-образовательного мероприятия:
1.Беседа с детьми.
2.Знакомство с русской избой, хозяйкой.
3.Рассказывание пословиц, песня.
4.Игра: «Строим общий дом».
5.Игра: «Когда-то и сейчас».
Технологическая карта № 3.
Тема: Русские матрёшки.
Цель: Обогащать представления детей о народном искусстве.
Задачи:
– познакомить с декоративно-прикладным искусством-русской матрёшкой;
- учить создавать рисунки с помощью тампонов, развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами;
- воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Предшествующая работа: рассматривание альбома, матрёшки различных росписей, чтение и разучивание произведений малого фольклора, знакомство с народным прикладным искусством и выполнение элементов народных росписей.
Дизайн предметной среды: русский народный костюм для педагога, силуэты матрёшек, краски, гуашь, ватные палочки, баночки для воды, палитра, салфетки, матрёшки.
Структура воспитательно-образовательного мероприятия:
1.Беседа.
2.Индивидуальные выступления.
3.Рассматривание матрёшек различных росписей.
4.Рисование матрёшек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования 2014-2015
На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....
план самообразования 2014-2015
На данный момент времени к педагогам предъявляется много профессиональных требований, одно из них - профессиональный рост .Чтобы что-то делать правильно нужен четкий план - план самообразования....
Отчет по самообразованию 2014-2015 гг.
Развитие образного мышления и графических навыков у старших дошкольников...
План самообразования 2014-2015
План самообразования 2014-2015...
План самообразования 2014-2015 учебный год
План работы в старшей группе....
План самообразования 2014-2015 год
В данном материалле, мой план самообразования по теме«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...
План самообразования 2014 - 2015 уч.год.
План самообразования 2014-2015...