Индивидуальный план повышения профессионального мастерства
учебно-методический материал на тему

Хазиева Лилия Наилевна

Индивидуальный план профессионального мастерства воспитателя Хазиевой Л.Н. на 2015-2020 уч.год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства 

воспитателя  Хазиевой Л.Н. на 2015 - 2020  уч. год.

 

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей  дошкольного возраста».

Должность: воспитатель

ФИО: Хазиева Лилия Наилевна

Образование: высшее

Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2020 г.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».              

                                                                                           В.А.  Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

          Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, пальчиковые игры, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование  пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Вторая группа раннего возраста

  • Разовьют мелкую моторику рук.
  • Научатся раздеваться и одеваться.
  • Научатся правильно держать ложку, карандаш, кисть.
  • Научатся получать удовольствие от творческой и игровой деятельности

Младшая группа.

  • Разовьют мелкую моторику рук.
  • Научатся манипулировать мелкими предметами
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся правильно держать ложку, карандаш, кисть.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах.
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- пальчиковые игры;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисование;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

 Успешность работы с детьми  во многом зависит от того, как организована работа с  детьми в детском саду.

 I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

 Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают  пальчиковые игры  под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности , где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

 II этап – диагностический

 На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

 III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

Формы работы:

 - совместная деятельность воспитателя с детьми;

 - индивидуальная работа с детьми;

 - свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В организованно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями - консультации и беседы.  

Основные этапы работы по самообразованию

1.Информационно-аналитический этап

Методическая литература

Сроки выполнения

1.

Изучить методическую литературу.

2015 - 2020 уч.г.

2.

Систематизировать изученную литературу.

2015 - 2020 уч.г.

3.

Изучение опыта работы педагогов (через публикации в периодической печати, сайты).

2015 - 2020 уч.г.

4.

Провести диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

В начале и в конце каждого учебного года.

 

2.Внедрение в практику (работа с детьми, работа с родителями)

Мероприятия, виды работ

Сроки выполнения

1.

Обновление средств обучения с учетом темы (образцы, презентации).

2015 - 2020 уч.г.

2.

Разработка проектов, развлечений.

2015 - 2020 уч.г.

3.

Проведение мероприятий -  развлечений, праздников и т.д.

2015 - 2020 уч.г.

4.

Проведение открытых занятий.

2015 - 2020 уч.г.

5.

Создание предметно – развивающей среды (дидактические игры, костюмы и т.д.)

2015 - 2020 уч.г.

6.

Приобретение и оснащение необходимым оборудованием

2015 - 2020 уч.г.

7.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, выставок, дней открытых дверей, акций

2015 - 2020 уч.г.

8.

Привлечение родителей к изготовлению поделок, выставок

2015 - 2020 уч.г.

9.

Разработка и оформление в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек, газет, материалов для родителей

2015 - 2020 уч.г.

10.

Использование ИКТ технологий в работе

2015 - 2020 уч.г.

11.

Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного, в соответствие с реализуемыми образовательными программами и проектами)

2015 - 2020 уч.г.

12.

Индивидуальная работа с детьми.

2015 - 2020 уч.г.

13.

Повышение квалификации на курсах повышения квалификации

2018 г.

3.Представление опыта работы

Мероприятия, виды работ

Сроки выполнения

1.

Участие в муниципальном, зональном, республиканском этапах конкурсах «Воспитатель года-2016»

2016 г.

1.

Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских, семинарах, конференциях, конкурсах

2015 - 2020 уч.г.

2.

Подготовка статей для публикаций в педагогических изданиях.

2015 - 2020 уч.г.

3.

Открытые мероприятия для педагогов – занятия, консультации и т.д. (обмен опытом с педагогами детских садов района)

2015 - 2020 уч.г.

4.

Мастер-классы для педагогов ДОУ, района, родителей

2015 - 2020 уч.г.

5.

Обобщение опыта по теме

2020 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства воспитателя...

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства воспитателя

Тема: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»...

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства на 2013-2017 годы

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства на 2013-2017 годы учителя-логопеда МБДОУ "Рыбно-Слободский детский сад "Мишутка" Ахметвалиевой Гульфии Нурулловны...

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства на 2013-2017 годы.

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства на 2013-2017 годы...