Развитие социальных эмоций у дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Статья о современных принципах развития социальных эмоций детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialnyh_emotsiy_doshkolnikov_bakk_m._e.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социальных эмоций дошкольников
Дошкольный возраст – наилучшее, благоприятное время для развития социальных эмоций у дошкольников. Несомненно, для этого необходимо выстраивать организованную педагогическую и психологическую систему работы, направленную на управление эмоциональной сферой. Именно в дошкольном возрасте ребенок открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей, для него эмоции и интеллектуальное развитие неразделимы, связаны с развитием всех психических процессов. Современные тенденции развития образования ориентируют на всемерное обогащение и развитие субъективного опыта детей, превращая его в опыт социокультурный. По данным исследования В.С. Мухиной, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо формировать представление об эмоциях и способах их выражения, обогащать спектр эмоциональных проявлений, учить их дифференцировать и осознавать их, вербализировать. В процессе взаимоотношения с другими людьми- сверстниками, значимыми взрослыми и при ситуативном общении ребенок получает опыт взаимодействия, учит регулировать свое поведение соответственно нормам морали, оценивать поведение других. Так происходит формирование социального контроля и самоконтроля, нравственные представления. Все это возникает вместе с формированием социальных эмоций. Таким образом социальность эмоций предполагает, с одной стороны, их приобретение детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в результате приобретенные индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью ребенка, его личности, а в дальнейшем социальные эмоции становятся содержательным мотивом поведения ребенка. Воспитание социальных эмоций ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношений ребенка к людям и к окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые формы социальных эмоций - сопереживание, сочувствие, содействие другому человеку, необходимые для совместной деятельности. В отечественной психологии и педагогике данные формы социальных эмоций трактуются в следующих значениях. Сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Содействие - комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. Данный комплекс социальных эмоций многие исследователи определяют как различные формы протекания эмпатийных переживаний. Определенное значение трех ведущих социальных эмоций позволяет интерпретировать эмпатию, как продукт социализации личности, рассматривая ее как «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека». Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если в младшем дошкольном возрасте основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. С. Дональдсон и Н. Вестерман выделили следующие этапы развития понимания социальных эмоций детьми дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте ребенок правильно определяет одну эмоцию, но признает существования нескольких. Определенная эмоция — результат определенной ситуации. В среднем дошкольном возрасте появляется признание существования, даже противоречивых эмоций, но не одновременно, а последовательно. Определенная эмоция — результат различных ситуаций. В старшем дошкольном возрасте дети начинают принимать факт переживания противоречивых эмоций в одной ситуации или по отношению к одному и тому же лицу, но не могут примирить или понять смешанные эмоции. В начальной школе дети признают одновременное существование смешанных и конфликтных эмоций и чувств. У них проявляется полное понимание амбивалентности, взаимного влияния эмоций и согласованность влияния ситуации с памятью, мыслями, установками. Одним из наиболее эффективных путей развития социальных эмоций дошкольников является игра. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребенка (в частности, для обогащения его эмоционального опыта). На существование особого эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. А.В. Запорожец указал, что взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Именно в игре педагогу необходимо реализовать поставленные задачи для развития социальных эмоций у детей, учить их преодолевать трудности в восприятии и понимании детьми эмоциональных состояний, выделять экспрессивные эмоциональные признаки, учить их вербализовать (словесное обозначение), поощрять использование мимики и пантомимики(выразительные движения, поза), использовать интонационную окрашенность речи, обогащать словарь прилагательными, обозначающими эмоциональные проявления. Без развития социальных эмоций педагог не может прогнозировать интеллектуальную успешность детей. Только разносторонне развитая личность ребенка является нашей первостепенной задачей и только о таком ребенке можно уверенно сказать- он готов к школьному обучению.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно-ориентированной технологии.
Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии»....
занятие для детей подготовительных к школе "Развитие социальных эмоций "Путешествие в страну Эмоционалию""
Занятие для детей подготовительных к школе групп по развитию социальных эмоций...
Совместная деятельность по развитию социальных эмоций дошкольников
Совместная деятельность психолога для детей с проблемами в коммуникативной сфере. Для подгруппы детей с разными нарушениями общения. Требуется предварительная работа- знакомство с эмоциями, способами ...
Развитие социальных эмоций у детей подготовительных к школе групп. «Путешествие в страну «Эмоционалию»»
Развитие социальных эмоций у детей подготовительных к школе групп. «Путешествие в страну «Эмоционалию»...
«Развитие социальных эмоций и мотивов в общении ребенка с природой»
Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с...
«Особенности использования театрализации в формирование социальных эмоций у дошкольников»
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителям...