Научно-исследовательский проект " Использование театрализованных игр для развития социальных эмоций дошкольников"
проект (старшая группа)

Котенева Лариса Юрьевна
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются представления о социальных нормах, но эти представления ещё неотделимы от его положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Эмоциональные процессы становятся всё более избирательными и управляемыми. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.Действенным средством для успешного развития социально – эмоциональной сферы является творческая театрализованная деятельность, т. к театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issledovatelskiy_proekt.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательский проект « Использование театрализованных игр для развития социальных эмоций дошкольников » Выполнила: Котенева Л. Ю. 2024 г.

Слайд 2

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются представления о социальных нормах, но эти представления ещё неотделимы от его положительных и отрицательных эмоциональных переживаний. Эмоциональные процессы становятся всё более избирательными и управляемыми. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Действенным средством для успешного развития социально – эмоциональной сферы является творческая театрализованная деятельность, т. к театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в развитии эмоций и чувств человека, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей. Актуальность :

Слайд 3

Объект исследования : развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : потенциал театрализованной игры как средства для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования : предоставить теоретическое обоснование возможностей театрализованной игры в качестве инструмента для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Задачи: 1. Провести исследование психолого-педагогической литературы, касающейся развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. 2. Изучить потенциал театрализованных игр для содействия развитию эмоциональной сферы дошкольников. 3. Создать серию занятий, ориентированных на развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников, и оценить их эффективность в практическом применении. Методы исследования: - провести теоретический анализ методической и психолгого-педагогической литературы по данной теме исследования; - наблюдение, беседа, тестирование, оценка результатов.

Слайд 5

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бутовская средняя общеобразовательная школа №1» посёлок Измайлово, 22 Ленинского района Московской области.

Слайд 6

Констатирующий этап исследования 1.Диагностика эмоциональной сферы ребёнка. Стрелкова Л.П. Методика "Изучение социальных эмоций". Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

Слайд 7

Диагностика эмоциональной сферы ребёнка. Стрелкова Л.П. Задание 1. Диагностика эмоциональной сферы ребёнка. Задание 2. Исследование восприятия детьми эмоциональной сферы человека.

Слайд 8

Диагностика по методике "Изучение социальных эмоций". Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Первая серия диагностики. Вторая серия диагностики.

Слайд 9

Формирующий этап исследования На первом этапе с детьми проводились простые игры направленные на раскрепощение детей, снятие у них эмоционального зажима, развитие чувства эмпатии к партнёру по игре: «Назови себя», «Позови ласково», «Волшебный стул». Также дошкольникам были предложены игры на формирование умения показывать и понимать простые эмоции и умения изображать задуманное животное: игры «Передача чувств» и «Перевоплощение». Все задания воспринимались детьми с радостью, что способствовало быстрой адаптации к начальным этапам обучения театрализации. На втором этапе обучения упражнения и игры усложнялись, от ребят потребовалось более глубокое понимание передаваемых эмоций, они тренировались показывать их не только при помощи мимики лица, но и позами, жестами, пантомимикой. Это были такие игры и упражнения, как «Тренируем эмоции», «Передай улыбку по кругу», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Сижу, сижу на камушке». Также они учились улавливать, «слышать» эмоциональное состояние героев рассказов и сказок в игре «Эмоции героев» и передавать эмоциональное состояние по средствам игры «Интонация». На завершающем этапе программы дошкольники учились азам театрализации, играя роли в этюдах и мини сценках. Были разыграны такие этюды как «Тише», «Ласка», «Вкусные конфеты», инсценировки с игрушками «Готовое решение» и «Поможем нашим игрушкам», мини сценки и мини спектакли «Пантомимы», «Телефон», «Заюшкина избушка», «Колобок» и другие.

Слайд 10

Контрольный этап исследования (сравнительные гистотраммы) Задание 1. Диагностика эмоциональной сферы ребёнка. Задание 2. Исследование восприятия детьми эмоциональной сферы человека. Вторая серия диагностики Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Первая серия диагностики Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.

Слайд 11

Выводы Результаты контрольного среза показали положительную динамику развития эмоциональной сферы у детей, включённых в контрольную группу. Дети стали более раскрепощёнными, общительными, дружелюбными друг к другу, научились использовать мимику и пантомимику для выражения эмоций, определять эмоции по их графическому изображению и внешним проявлениям. Кроме того, участие в сценических ситуациях и этюдах позволило детям закрепить полученные умения и навыки на практике. В результате проведённого исследования было отмечено увеличение показателя высокого и среднего уровня развития эмоциональной сферы у детей , а показатель низкого уровня снизился. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что театрализованная игра может служить эффективным средством развития социальных эмоций у детей, была полностью подтверждена.

Слайд 12

Игра «Тренируем эмоции»

Слайд 14

Игры «Передай улыбку по кругу», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Перевоплощение».

Слайд 15

Этюды как «Тише», «Ласка», игра «Сижу, сижу на камушке»

Слайд 16

Игра «Эмоции героев»

Слайд 17

Мини сценки и мини спектакли «Пантомимы», «Телефон», «Заюшкина избушка»

Слайд 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : 1. Акулова О . Театрализованные игры [ Текст ] / О . Акулова // Дошкольное воспитание -2005. - № 4. - с . 24. 2. Артёмова Л . В . Театрализованные игры дошкольников [ Текст ]: Кн . для воспи тателя дет . сада . / Л . В . Артёмова . – М .: Просвещение , 1991.– 127 с . 3 . Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков : / Сост .: Н . А . Литвинов . – Южно - Сахалинск : Изд - во ИРОСО , 2020. – 52 4 . Игры на развитие выразительности и воображения ( Электронный ресурс ) Режим доступа : URL: https://cyberpedia.su/20xd702.html, свободный . Дата обращения : 17.10.24 5 . Стрелкова Л . П . « Развитие эмоций дошкольников . Занятия . Игры . » - Москва , 1999 г ./ Диагностика эмоциональной сферы ребёнка ( Электронный ресурс ) Режим доступа : URL:http://ds30.omsk.obr55.ru/files/2020/07/ Эмоциональная - сфера - ребенка - Стрелкова - Л . П .pdf, свободный . Дата обращения : 15.10.24 6 . Урунтаева Г . А ., Афонькина Ю . А . Методика " Изучение социальных эмоций " ( Электронный ресурс ) Режим доступа : URL:https://nemolchy.ru/metodiki-i-tekhniki/141-metodika-izuchenie-sotsialnykh-emotsij-uruntaeva-afonkina , свободный . Дата обращения : 15.10.24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию социальных эмоций дошкольников

Совместная деятельность психолога для детей с проблемами в коммуникативной сфере. Для подгруппы детей с разными нарушениями общения. Требуется предварительная работа- знакомство с эмоциями, способами ...

План работы по самообразованию: "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников".

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложне...

«Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»Большинство детей в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная ра...

«Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Доклад "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников" на методическом объединении воспитателей...

Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Консультация для педагогов "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников"...

Проект "Использование игровых технологий в развитии социально-личностных качеств дошкольников".

В настоящее время дети учатся видеть мир глазами разных людей, так как другой человек может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совсем по другому. Воспитатние терпимости к другим, ...

Использование театрализованных игр для развития социальных эмоций дошкольников

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста представляет собой важнейшее направление в педагогической работе. Эмоции играют ключевую роль в жизни ребёнка, помогая ему адаптироваться к ра...