Педагогическая поддержка развития художественно-эстетической деятельности с с описанием ситуации и действий педагога
статья на тему

Егорова Ольга Александровна

Педагогическая поддержка развития художественно-эстетической деятельности с с описанием ситуации и действий педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обеспечение художественно-эстетического развития детей дошкольного  возраста в соответствии с ФГОС ДО» на тему

«Педагогическая поддержка развития художественно-эстетической деятельности с  с описанием ситуации и действий педагога»

   Педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).

     Художественно-эстетическая деятельность — это деятельность,   в которой  ребенок может наиболее полно раскрыть себя, свои возможности, свои таланты,  другими словами реализоваться как творческая личность.  Понятие творческая личность, творить выходят далеко за рамки рисования, лепки, разучивания  песен, танцев, слушание музыкальных произведений, хотя все вышеперечисленные виды деятельности употребляются и являются инструментами для развитии, пробуждении в ребенке творческого начала. Мне нравится определение творческой личности из краткого психологического словаря   «Творческая личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью— устойчивой доминирующей системой мотивов— интересов, убеждений и т. д.…» т.е.  действия такого человека, выходят за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.  В своей практике уже некоторое время я пытаюсь побуждать детей выходить за «границы требований», стараясь создавать им благоприятные условия для их самостоятельной деятельности, экспериментирования с предложенными мной или детьми темами, произведениями, стараясь быть не ведущим, а поддерживающим, направляющим звеном.

     В моем детском саду я веду музыкально-театральный кружок «Музыкальная радуга». И  жизненную ситуацию хочу привести как раз из рабочих моментов нашего кружка. Больше всего в кружке детей их средней и старшей группы. На кружке мы разучиваем музыкальные сказки, все вместе пропевая песни-арии всех героев и совместные хоры, так что дети все и всегда знают все песни и роли в сказке. Когда мы  ставили первую большую музыкальную сказку и стали говорить о ролях, кто и какую роль будет  исполнять. Начался большой и шумный спор между детьми.  Сразу же «борьба» началась за большие, главные роли, и весь спор проходил так шумно, что мне не сразу удалось успокоить детей. Но все же когда яя привлекла к себе внимание, в предложила так сразу не  решать кто и какую роль будет исполнять, а предложила детям описать каждого героя. (Сказка , которую мы разучивали была «Гуси-лебеди»). С начала я попросила перечислить всех наших героев , а потом мы начали их обсуждать и здесь я решила, что буду только слушать, что говорят дети, как они опишут героев. Призвав их к самостоятельному рассуждению, я была удивлена, как  интересно дети описывали наших сказочных героев.  

    Поделюсь некоторыми интересными выводами. Они решили, что гуси не такие уж и злые, а им просто приходится служить Бабе Яге и после этого один из мальчиков , исполняющий роль гусей, тут же запел  песню гусей более жалостливо, и после этого к нему решили примкнуть еще пару детей и то-же  решили исполнять эту роль. После этого я решила подтолкнуть разговор в русло «Песни-реченьки», которая прятала от гусей братца и сестру и требовала нескольких человек на эту хоровую роль.  Я спросила «А какая она песня Реченьки» и получила несколько ответов «Мягкая», «Спокойная», «Добрая»,  порассуждав о характере Реченьке несколько девочек решили, что у них характер такой-же и выбрали эту роль. Затем мы расстались и я предложила детям и дальше самим порассуждать о характерах героев и кто к какой бы роли подошел. Я несколько раз наблюдала, как они обговаривали эту тему в группах и в результате даже роль Бабы Яги оказалась нарасхват. Дети самостоятельно , рассудительно смогли разобраться с этим вопросам.  Это с одной стороны для меня было облегчением, т.к. мне не пришлось раздавать роли и ни кто не был обижен, и они самостоятельно справились с этой проблемой. Это сподвигло меня на  поиски создания  условий  для самостоятельной деятельности детей. В последствии я им предлагала создавать и придумывать движения для выхода их героев и  теперь практически каждый герой придумывает этот момент самостоятельно (и даже если движения не очень получаются все равно это ценно т.к. придуманы самостоятельно.) Были даже предложения сочинять песни. Это задание сложнее, но с педагогическим сопровождением и это нам оказалось возможно.

     В решении этой ситуации решались все задачи художественно-эстетического развития детей: и развитие эмоциональной отзывчивости , и развитие детского творчества и на мой взгляд очень важное  создание условий для самостоятельной деятельности.

  Чем старше становятся наши дети, тем больше им  придется принимать самостоятельных решений. Я увидела , как это для детей важно и как это можно  и нужно внедрять в образовательный процесс развивая самостоятельную , творческую личность.  

Литература

  1. 1. Н.Н. Насекин.   «Теория педагогической поддержки О.С. Газмана»

2.Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Конспект открытого педагогического мероприятия на тему: "Дары Осени" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" /старшая группа/

Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в старшем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с признаками осенних явлений природы и жизни людей....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Деловая игра для педагогов ДОУ в форме педагогического ринга "Знатоки художественно-эстетического развития"

Представлен конспект делово игры в форме педагогического ринга. Можно  использовать в качестве педагогического совета или какой-либо его части...

Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»

Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.Слайд1. НазваниеСлайд 2.Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для дет...