Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»
статья
В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Художественно-эстетическое развитие детей всегда интересовало меня, как педагога. Именно оно способствует обогащению внутреннего опыта, эмоционального состояния ребёнка, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную мотивацию.
Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, сюжета, образа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
воспитателя: Субботкиной Ольги Александровны
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №20 комбинированного вида» г.о. Саранск
- Тема: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности».
- Сведения об авторе:
Субботкина Ольга Александровна родилась 16 апреля 1981 года. Имею высшее педагогическое образование. В 2004 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, факультет педагогики и методики начального образования, по специальности «Педагогика и методика начального образования», квалификация: учитель начальных классов. В 2015 году прошла профессиональную переподготовку в ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования», квалификация: воспитатель. С 2004 года работаю в системе дошкольного образования воспитателем. Общий и педагогический стаж работы в данной образовательной организации 20 лет.
- Актуальность, научность и проблема массовой практики.
В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Художественно-эстетическое развитие детей всегда интересовало меня, как педагога. Именно оно способствует обогащению внутреннего опыта, эмоционального состояния ребёнка, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную мотивацию.
Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, сюжета, образа.
Цель интеграции - соединение различных видов деятельности детей в содержательный педагогический процесс комплектования представлений об окружающем мире.
В процессе интеграции заложена мощная динамика творческого развития личности. Все виды деятельности консолидируются художественным образом. Именно в дошкольном возрасте интеграция разных видов деятельности носит натуральный, заложенный природой характер. Дошкольники с лёгкостью переключаются с одного вида деятельности на другой, активно взаимодействуют и быстро втягиваются в игру, заинтересовываясь выдуманным образом или действием. Поэтому любой вид творческой работы детей необходимо подкреплять другими видами художественной деятельности, а именно: словом, жестом, музыкой, игровой ситуацией, игрой-драматизацией.
Для интегрированных занятий характерен выход на творчески практическую деятельность: рисование, ручной труд, экспериментирование. На таких занятиях без произвольного заучивания воспитатель уточняет имеющиеся знания детей, пополняет их новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в литературе, музыке, живописи, тем самым побуждая к самостоятельности и инициативности, ведёт их к творчеству в практической деятельности.
Таким образом, комплексные занятия поддерживают развитие творческого мышления, пополняют знания детей об окружающем мире, формируют яркие положительные эмоции.
В образовательном процессе интеграция предполагает соединение знаний из различных областей на основе одной основной темы, образа или сюжета. Тема интегрированных занятий может иметь большой перечень: мой дом, моя семья, мир животных, растения, экология.
Создавая методику их проведения, необходимо принимать во внимание то, что творческий образ должен рассматриваться во взаимосвязи. Детям открывается перспектива познать, как одно и то же явление проявляется в различных видах искусства, какие средства использовали поэт, композитор, художник.
Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе дошкольного образования. С раннего возраста дети ярко принимают всё, что вокруг, прекрасное в любом образе: музыке, природе, игрушке, птице и т.д. К тому же, маленькие дети стараются «творить». Художественно-эстетическое развитие – важнейшая составляющая гармоничного воспитания. Любой воспитатель должен обладать полными знаниями в этой области, чтобы суметь видеть в детях, развивать чувство прекрасного и творческие способности. По стандартам ФОП ДО, художественно – эстетическое развитие занимает одно из главных мест в дошкольном образовании. Так как, значимой задачей для эффективной педагогической деятельности является развитие эмоционального мира ребёнка. Исходя из выше сказанного, данный вопрос можно считать актуальным и востребованным, ведь воспитатели, обладающие знаниями в обучении дошкольников художественно – эстетическому развитию очень ценны и востребованы в дошкольных учреждениях.
- Основная идея опыта.
В сфере нашего профессионального интереса лежит проблема интеграции содержания изобразительной деятельности и других образовательных областей в рамках художественно-эстетического развития дошкольников. Интегрированный подход в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста - это процесс, охватывающий широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей.
Коллектив нашего МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» пятый год работает в инновационном режиме по теме: «Художественно-эстетическое образование детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности». Целью нашей работы является создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Как активный участник общего процесса, я уделяю огромное внимание развитию художественно-эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности у детей. Внедряю в практику следующие инновационные проекты: «Мини-музей «От пера до ручки»», «Вместе с ребёнком. Кармашек идей». Наблюдения показывают, что дети с огромным удовольствием принимают участие в процессе такой деятельности. Повысился интерес к педагогическому процессу и у родителей воспитанников.
Проектная работа – глубокое, усиленное исследование всеми участниками деятельности какой-нибудь задачи или вопроса. Проект подсобляет в реализации детьми своих возможностей и потенциала личности. Работа над темой проекта: создаёт в команде атмосферу стимулирующую, социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную, атмосферу раскованности, в которой ребёнок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где он не боится совершить ошибки, ощущает содействие взрослого и всего окружения, учится общаться, помогать. Обогащает предметно - развивающую среду, обеспечивает гибкое индивидуализированное направление деятельности детей их педагогическую поддержку.
- Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
В последние годы интерес к проблемам художественно-эстетического развития возрос в связи с тем, что современное общество нуждается во всесторонне образованных, творчески развитых личностях, с развитым эстетическим чувством. Художественно-эстетическое развитие является важной составляющей частью образовательного процесса. Он реализуется через различные виды детской деятельности. Изобразительное искусство способствует развитию у детей способности видеть и понимать красоту окружающего мира, творчески выражать свои мысли и чувства в художественных образах.
Комплексное применение видов деятельности помогает выявить тематическое и стилистическое единство, найти общие изобразительно-выразительные средства, объединяющие различные художественные направления, установить соответствия между средствами выразительности в разных видах искусств. Такой подход позволяет детям глубже понять и оценить произведения искусства, а также развить собственные творческие способности. Включение различных видов искусства в образовательную программу детского сада способствует развитию эстетического восприятия, воображения, мышления и речи детей. Рисование, лепка, аппликация, музыка, литература и театр предоставляют детям возможность выразить свои мысли и чувства, развить творческое мышление и сформировать эстетический вкус. Художественное воспитание и образование детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач, стоящих перед современным образованием.
Художественно-эстетический аспект развития детей дошкольного возраста рассматривался еще выдающимися мыслителями Платоном, Аристотелем, Ж.Ж. Руссо и другими, как особый способ взаимодействия человека с миром.
Вопрос художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получил отражение и в современных трудах. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других предложены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, которые позволяют детально изучать эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В корне концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, положен принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
В своей работе я опиралась на следующие разработки:
Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом,
2004.
Лыкова И.А. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.
- Новизна, творческие находки автора.
На мой взгляд, художественная деятельность представляется едва ли не самым увлекательным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку воплотить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Увлекая ребенка волшебным миром искусства, постепенно развивая фантазию и талант ребенка. Учитывая возрастные способности дошкольников, все занятия проводятся в комплексе с мелодическим сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим.
Изобразительная деятельность представляется одним из самых занимательных и интересных занятий для детей дошкольного возраста. В ходе создания улучшается наблюдательность, художественное восприятие, эстетический вкус, творческие способности. Несформированность графических навыков и умений часто мешает ребенку показать в работе задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.
Методика изображения предметов сложна для детей дошкольного возраста. Это и влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всей деятельности и ведёт к детской неуверенности.
Степень новизны в освоении нетрадиционных для детей дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение совокупности задач.
Новизна заключается в разработке и апробировании на практике совместных творческих проектов для удовлетворения информационных потребностей участников всего образовательного пространства.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что занятия направлены на развитие творческих задатков детей с помощью интеграции образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» с другими образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Целью моей работы является создание условий и содействие художественно-эстетическому развитию посредством интеграции различных видов детской деятельности.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
- проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста;
- разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области художественно-эстетического развития посредством интеграции различной деятельности;
- апробирование различных видов игровых приемов в процессе художественно-эстетического развития.
В своей работе я руководствуюсь принципами, которые нацелены на целостное и гармоничное развитие личности ребенка.
Индивидуальный подход:
- уважение и внимание к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников;
- разработка оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребенка с учетом его природных способностей и наклонностей.
Единство воспитательного и образовательного процесса:
- обеспечение целостности этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребенка;
- создание условий для формирования у дошкольников целостного представления о мире, развития их творческих способностей и инициативы.
Интеграция различных видов искусства:
- способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира;
- разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребенка.
Принцип народности и культуросообразности:
- помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа;
- расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов;
- прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов.
Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольников и младших школьников:
- обеспечение преемственности в содержании, формах и методах художественно-эстетического образования дошкольников и младших школьников;
- создание условий для адаптации дошкольников к условиям обучения в школе.
Помимо перечисленных принципов, я также использую в своей работе следующие подходы:
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход;
- системно-деятельностный подход.
Эти подходы позволяют мне создавать условия для активного участия детей в образовательном процессе, развивать их самостоятельность, инициативу и творчество.
Формы организации эстетического развития дошкольников
Эстетическое развитие дошкольников осуществляется в различных формах, способствующих формированию у детей творческих способностей, художественного восприятия и образного мышления.
1. Игровая деятельность
Игра является основным видом деятельности дошкольников и средством интеграции творческой деятельности со всеми видами искусства. В игре дети проявляют свои эстетические чувства, воображение и фантазию. Игры с художественным содержанием способствуют развитию у детей эстетического восприятия, формированию художественных умений и навыков. К таким играм относятся:
- сюжетно-ролевые игры на темы из художественной литературы, истории, театра;
- игры-драматизации по сказкам, рассказам, стихотворениям;
- игры с художественным материалом (красками, пластилином, бумагой и т.д.);
- дидактические игры на развитие эстетического восприятия, художественных умений и навыков.
2. Образовательная деятельность
Образовательная деятельность по эстетическому развитию включает в себя обучение детей рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации. Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах или уголках творчества. Во время занятий дети знакомятся с основными элементами изобразительного искусства, музыкальной грамотой, основами конструирования и лепки. Они учатся использовать различные материалы и техники для создания художественных образов.
3. Выставка детских работ
Выставка детских работ позволяет продемонстрировать динамику эстетического развития детей, а также является мониторингом результатов образовательной работы. Выставки могут быть организованы в рамках детского сада, школы, города или района. На выставках дети могут представить свои рисунки, поделки, аппликации, музыкальные композиции и т.д. Участие в выставках способствует развитию у детей чувства гордости за свои достижения, а также формирует у них эстетический вкус.
4. Экскурсии
Экскурсии являются эффективной формой эстетического развития дошкольников. Во время экскурсий дети знакомятся с различными объектами в природных условиях или в музеях. Они учатся наблюдать, сравнивать, анализировать и оценивать увиденное. Экскурсии способствуют формированию у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и любви к прекрасному.
5. Праздники
Праздники являются важным элементом эстетического развития дошкольников. Во время праздников дети участвуют в различных творческих мероприятиях: детских концертах, конкурсах, театральных тематических и литературных постановках и вечерах, играх-развлечениях, прогулках-сюрпризах, музыкальных сказках. Праздники способствуют формированию у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и любви к прекрасному.
6. Оформление выставок детского творчества
Оформление выставок детского творчества является важным элементом эстетического развития дошкольников. Выставки способствуют формированию у детей эстетического восприятия, художественного вкуса и любви к прекрасному. Выставки могут быть организованы в рамках детского сада, школы, города или района. На выставках дети могут представить свои рисунки, поделки, аппликации, музыкальные композиции и т.д. Участие в выставках способствует развитию у детей чувства гордости за свои достижения, а также формирует у них эстетический вкус.
В работе по эстетическому развитию дошкольников используются различные методы и приемы. Наиболее распространенными являются:
- информационно-рецептивный метод;
- репродуктивный метод;
- эвристический метод;
- исследовательский метод;
- метод проблемного изложения материала;
- игровые методы и приемы.
Выбор методов и приемов зависит от возраста детей, уровня их эстетического развития, содержания образовательной программы и конкретных задач занятия.
Эстетическое развитие дошкольников является важным процессом, который способствует формированию у детей творческих способностей, художественного восприятия и образного мышления. Разнообразные формы организации эстетического развития дошкольников, а также использование различных методов и приемов позволяют добиться высоких результатов в этой работе.
Этапы реализации: 2019-2024
1. Подготовительный этап
Анализ программно - методического обеспечения, выбор методик и технологий.
До начала работы изучила следующую методическую литературу: Лыкова И.А. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.
Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству.
Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому следующим шагом было пополнение предметно - пространственной среды группы:
- созданы картотеки дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
- подобраны репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ; различные виды красок (акварельные, гуашевые, пальчиковые, витражные, акриловые); кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши, печати и штампы, трафареты, мелки, парафин, поролон, палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, мех, цветная бумага и картон, бумажные салфетки, фольга, клей, природный материал (веточки, листья, цветы, мох, семена, песок, шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, пенопласта, открытки, бусины, ленты, тесьма, пластилин и др);
2.Основной этап (деятельностный)
Основной формой организации интеграционного процесса в детском саду является не интегрированное занятие, а процесс, интегрированный в повседневную деятельность детей. В процессе комплексного обучения ребенок учится: рассматривать явления с разных точек зрения, применять знания из различных областей для решения конкретной творческой задачи, проявлять себя в том или ином творчестве.
Интегративные компоненты способны погрузить ребенка в тему учебной деятельности. Литература будоражит воображение; поэзия, проза и сказки полны ярких образов, побуждающих к творчеству.
В ходе занятия можно использовать наглядный ряд репродукций или слайдов с сопроводительной информацией, содержащей необходимую информацию, способную заинтересовать ребенка и побудить его к творческой деятельности.
Следующий этап – тематическое рисование или импровизация (дети самостоятельно выбирают тему работы).
Для формирования целостных художественно-творческих способностей продуктивно интеграция разных видов изобразительной деятельности.
Как вариант, помимо рисования (создания коллажей) можно внедрить лепку и аппликацию. На листе бумаги можно разместить нарисованные изображения и аппликации из кусочков ткани, картона, натуральных материалов и лепнины.
При проведении образовательной деятельности я выполняю следующие правила:
1. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал. Весь этот материал находится в доступном для ребёнка месте на протяжении всего времени пребывания его в саду.
2. Ребёнка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях. Сначала учу применять каждый вид изображения отдельно, затем различные виды в комплексе.
В работе с детьми я использую: «пластилиновые сказки», нетрадиционные рисунки, музыкальное сопровождение и инсценировки сказок на основе пройденного материала.
Правильно выполненная работа по лепке и внимательное отношение к ней педагога приводят к тому, что дети с энтузиазмом создают предметы, которые они могут использовать в игре.
Традиционные подходы зачастую недостаточны для развития современных детей. В последнее время появились новые программы и технологии, которые делают процесс визуального творчества более интересным и продуктивным. Один из приемов – организация работы с детьми с использованием нетрадиционных методов рисования.
Для нашей группы я использую в работе следующие виды нетрадиционных техник: точечный рисунок, пальчиковая роспись, импринтинг, печать, объемная аппликация, рисунок по мокрой бумаге.
Свою работу я начала с хорошо известных детям техник: рисования пальчиками и ладошками.
Затем постепенно внедряла новые техники: рисование ватными палочками, трафаретами, штампами и т. д.
Работа первого этапа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки своих рук, с удовольствием рассматривали их и показывали друзьям. С помощью нетрадиционных техник рисования можно развивать интеллект детей, научить их нестандартно мыслить и активизировать творческую деятельность. Обобщающий курс проходит в форме театрализованного представления или в форме игры с учетом возможностей современных технических и мультимедийных средств.
Задача педагога – научить детей манипулировать материалами различного качества и свойств, использовать нетрадиционные способы изображения.
Форма интегрированных курсов нетипична и интересна. Использование на уроке различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что говорит о том, что занятие достаточно эффективно. Комплексные занятия снимают усталость и переутомление ребенка за счет переключения на разнообразную деятельность, значительно повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память и творческую активность. Для использования комплексного подхода в дошкольном образовательном учреждении необходимо найти оптимально подходящие методы, условия и содержание, способствующие эстетическому воспитанию дошкольников посредством комплексной деятельности, цель которой - уметь развивать ребенка целостно, во взаимосвязь интеллектуальной и чувственной сфер.
Содержание образовательной области «Эстетическое и художественное развитие» интегрировано с содержанием таких образовательных областей, как:
1. «Познавательное развитие». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в плане изобразительного искусства и творчества.
2. «Развитие речи». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми о процессе и результатах продуктивной деятельности.
3. «Физическое развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Формирование основ безопасности собственной жизни в различных видах производственной деятельности.
4. «Социально-коммуникационное развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Этапы моей деятельности по получению положительного результата были следующими:
- мотивация и стимулирование путем ознакомления детей с новыми изобразительными материалами, производственным оборудованием, интересом к играм в различных видах детской деятельности;
- продуктивно-познавательная путем организации учебной деятельности с детьми в группе (прикладная, лепка, рисование, конструирование, ручная работа, элементарное конструирование, робототехника и др.);
- эффективная диагностика благодаря обобщению результатов детской деятельности (выставки, подарки родителям, сюрпризы друзьям и т.п.).
В образовательном процессе художественно-эстетического развития активно использую:
1. Технологию музейной педагогики. Произведения искусства, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, опыта чувств и отношений. Коллекционирование развивает умение систематизировать, обобщать, углублять познания. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру, деятельности. Для расширения кругозора детей и приобщения к миру прекрасного был организован мини-музей «От пера до ручки». Результатом проведенной работы у детей произошли следующие качественные изменения: был сформирован устойчивый интерес к истории письменности, появился интерес к самостоятельному творческому поиску новых занятий с использованием различных предметов для письма в творческой деятельности, сформированы навыки творческого рассказывания об истории письменности, элементарные представления о музее и его функциях, дети узнали историю возникновения письменности на Руси.
Пополнилась коллекция перьев и ручек. Создана презентация проекта мини-музей «От пера до ручки».
2. Технологию проектирования – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребёнка в решении проблемы, лично значимой для ребёнка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания. Дети свободны в своём творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты. Важным достижением считаю организацию работы Изо-студии «Мы творим, а значит развиваемся!». Результатом, которой стало методическое пособие, рецензированное кандидатом филологических наук, доцентом кафедры методики дошкольного и начального образования Е.Н. Киркиной ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». Опубликовано на сайте https://ds20sar.schoolrm.ru/
В работе над проектами участвовали не только дети, но и их родители. Проект «Вместе с ребенком. Кармашек идей» дал следующие результаты:
Для детей:
- желание и способность детей творить самостоятельно, испытывая радость творчества;
- умение детей использовать разнообразные изобразительные средства и нетрадиционные способы рисования в продуктивной изобразительной деятельности;
- развитие у детей мелкой моторики, творческого воображения, композиционных навыков цветовосприятия и зрительно-моторной координации.
Для родителей:
- овладение детьми соответствующими техническими и рисовальными навыками;
- развитие духовно богатой личности ребенка;
- развитие стойкой мотивации к творческой самореализации;
- приобретение творческих навыков.
Для учителей:
- создание системы работы с детьми в изобразительном искусстве с
использовать разнообразные художественные материалы;
- повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
- исследования, развитие образовательного сотрудничества с семьями учащихся в области художественно-эстетического воспитания детей.
3. Технология сотрудничества Л.С. Римашевской, что способствует развитию способностей дошкольников к сотрудничеству друг с другом. Я активно использую модели организации процесса, модели организации групповой работы, модели как источники знаний для дошкольников, которые позволяют детям в групповой работе не только определять цель задания (проекта), но и совместно планировать свою деятельность, выполнить и оценить результат.
4. Мультимедийные технологии. Они обогащают процесс обучения и делают обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большую часть сенсорных компонентов ребенка. Я использую мультимедийные технологии не только для решения образовательных задач, но и как средство эмоциональной разгрузки.
5. Методы нетрадиционной техники рисования, поскольку использование необычных и нестандартных материалов позволяет детям пережить незабываемые эмоции, развить творческие способности и общий психический и личностный настрой детей. Ярким примером такого урока является мастер-класс «На цветочной поляне», представленный на III Республиканском образовательном форуме «Я – педагог! », организованный Республиканским институтом образования Мордовии; опубликованы в интернет-печатном научно-образовательном издании «Высшая школа бизнеса» «Вестник дошкольного образования» и представлены на сайте нашего дошкольного образовательного учреждения.
Интегрированные курсы, в отличие от традиционных курсов, более сложны по интенсивности. Они требуют серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала и проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность увеличивается в зависимости от темы курса, его целей и конечно же возраста детей.
Важную роль в реализации задач художественно-эстетического развития детей играет вовлечение родителей в работу с детьми и поиск единомышленников.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям:
-вовлечение семьи в образовательный процесс.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.
-повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, диспуты, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, творческие гостиные.
Оформляем папки-передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности группы.
3. Заключительный этап
Проведение мониторинга результативности работы.
Результативность
Результат работы по развитию художественно-эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста через интеграцию разных видов детской деятельности привел к положительным изменениям.
Изменения навыков включают в себя:
- богатый багаж знаний для детей;
- развитие навыков и умений в художественной деятельности;
- творческая деятельность.
В личных изменениях:
- уверенность в выборе материала и его применении;
-самостоятельность в использовании методик;
- целеустремленность, ответственность в достижении поставленной цели.
Эффективное участие педагога в соревнованиях различного уровня (от муниципального до международного).
Создание рабочей программы «Художественно-эстетическое развитие детей второй младшей группы посредством проектной деятельности» и методического пособия «Мини-музей своими руками – пространство инновации и творчества в детском саду», рецензированных кандидатом филологических наук, доцентом кафедры методики дошкольного и начального образования Е.Н. Киркиной ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева».
Диагностические мероприятия
Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики, которая осуществлялась через наблюдение за детьми и общение с родителями. Для его проведения использовала диагностику развития творческих способностей, рекомендованных в реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
Следовательно, можно сделать вывод, что данные результаты совместной деятельности плодотворно влияет на художественно - эстетическое развитие у детей дошкольного возраста. Эту систему рекомендую использовать в работе с детьми дошкольного возраста коллегам.
После целенаправленной проведенной работы был сделан вывод, что интеграция разных видов детской деятельности оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей, стимулирует к созданию ярких образов, развитию цветовосприятия, доставляет им радость, помогает воспитанию художественного вкуса.
Трансляция
Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, сайтах https://ds20sar.schoolrm.ru/ , https://nsportal.ru/ , https://www.maam.ru/ , а также на официальных страницах ДО в Одноклассниках и В Контакте, на Ютуб канале.
Перспектива
В перспективе - продолжать планировать работу по совершенствованию системы художественно-эстетического воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО, развивать чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения, создавать условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
Планирую дополнить приемы нетрадиционного рисования; развивать интеллектуальные способности у детей (мышление, восприятие, внимание, память); распространить опыт работы в дошкольных группах ДОУ. Таким образом, нетрадиционный подход к выполнению изображения даст толчок развитию детского интеллекта, подтолкнет творческую активность ребенка, научит нестандартно мыслить. Ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволит не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Вывод
Опыт работы по использованию данного подхода, позволяет сделать вывод о том, что раскрывается творческий потенциал всех участников педагогического процесса, гармонизируются отношения между детьми, педагогами и родителями, повышается уровень художественной и общей культуры.
Список литературы
1. Афанасьева С. Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006,
стр. 53.
2. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир: Мини-хрестоматия методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью / Светлана Вдовиченко. - М.: Чистые пруды, 2009. - 32 с.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
5. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников в 5-7 лет с
основами цветоведения: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 48 с.
6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Гном и Дом,
2004.
7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1985.
8. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное
воспитание № 4 / 2005.
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
10. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994.
11. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном
творчестве дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
12. Кудейко М., Туфкрео Р. Коллекция идей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.
13. Лыкова И.А.. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир, 2017 г.
14. Лыкова И.А. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.
15. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию
детей / Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
16. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
17. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с.
Приложение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования
«Цветочная поляна»
Интеграция ОО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
(мастер-класс с детьми подготовительной к школе логопедической группы в рамках педагогического Совета №4 «Оптимизация инновационной деятельности»)
Подготовила и провела:
Субботкина Ольга Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
САРАНСК, 2023
Цель:
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить детей рисовать разными нетрадиционными способами и отражать в рисунке своё настроение.
- Объяснить принцип монотипии при рисовании бабочки.
- Инициировать поиск средств художественно-образной выразительности.
- Формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
- Продолжать учить детей размещать изображения на листе соответствии с их реальным расположением.
- Закрепить знания о теплых цветах и оттенках.
Развивающие:
1. Развивать чувство цвета, формы, композиции.
2. Совершенствовать технику изображения.
3. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске художественной выразительности.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами.
Словарная работа: монотипия.
Предварительная работа.
Рассматривание дидактического иллюстративного материала «Цветы». Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования.
Материалы, инструменты, оборудование.
Демонстрационный:
Слайд шоу (презентация), электронное письмо.
ТСО:
1.Проектор, экран, ноутбук.
2.Магнитофон (музыкальный центр).
3. СД-диск с аудиозаписями «цветочной» музыки для релаксации.
Раздаточный:
Альбомные листы на каждого ребёнка, предварительно затонированные голубым цветом; непроливайки с водой; гуашь разного цвета, разведенная водой заранее в пластиковых стаканчиках; воздушные шарики (по 3 штуки каждому), плёнка-пупырчатка; ватные палочки; бабочки, предварительно вырезанные (для монотипии); клейстер; 2 кисточки – для красок и клея; влажные салфетки; тарелочки пластиковые на каждого ребенка (для раздаточного материала), пипетки Пастера.
Методические приемы:
1.Создание у детей хорошего настроения, игровой мотивация, «… состоится необычное путешествие в мир красок. Мы научимся получать новые цвета и оттенки, как настоящие художники. И будем рисовать красивые цветочные картины».
2.Прослушивание в аудиозаписи письма из страны «Рисовандии» от Мастера Карандаша.
3.Беседа.
4. «Превращение» в волшебников.
5. Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок».
6. Показ нового способа рисования цветов воздушным шаром.
7.Самостоятельная деятельность детей.
8.Индивидуальная работа. Помощь со стороны педагога.
9. Физкультминутка «Мы весной цветы сажаем».
10. Рисование нетрадиционными способами травы, стеблей, бабочки.
11. Рефлексия.
12. Анализ детских работ.
13. Итог.
Ход занятия.
Вводная часть
Дети стоят полукругом перед столами, воспитатель обращается к педагогам:
«Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мастер-класс с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Цветочные поляны», с использованием нетрадиционных техник рисования».
Воспитатель, обращаясь к детям: Вы, конечно, догадались, чем мы будем сегодня заниматься?
Дети: Рисовать!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоится необычное путешествие в мир красок. Мы научимся получать новые цвета и оттенки, как настоящие художники. И будем рисовать красивые цветочные картины.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня на мой ноутбук пришло электронное письмо. Давайте его послушаем!
На экране Слайд 1 (картинка волшебной страны Рисовандии и Мастера-Карандаша). Звучит звуковое письмо (аудиозапись) с голосом Мастер-Карандаша.
«Здравствуйте, мои маленькие художники. Я - Мастер Карандаш, приглашаю вас в сказочную страну «Рисовандию». Вы там встретите много интересного. В ней живём мы – добрые волшебники, по нашим ярким красочным цветочным полянам бегают непоседы – кисточки, гордо вышагивают карандаши. Мы думаем, что вам интересно побывать в нашей стране и стать волшебниками»
Воспитатель: Интересно, что это за страна такая «Рисовандия»? Как вы думаете, почему она так называется?
Дети: Там все рисуют; жители этой страны любят рисовать и т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, стать настоящими волшебниками и творить чудеса?
Дети: Конечно, хотим!
Воспитатель: Тогда закроем глаза и скажем волшебное заклинание:
«Топ – топ, хлоп - хлоп,
Вокруг себя повернись,
В настоящего волшебника превратись».
(Звучит волшебная музыка).
Воспитатель: Вот мы и превратились в волшебников, и я вас приглашаю, отправится в волшебную страну Рисовандию. Вы готовы?
Ответы детей.
На экране появляется Слайд 2 (картинка закрытой двери).
Воспитатель: Чтобы попасть в волшебную страну «Рисовандию», надо открыть эту дверь. А ключами к этой двери являются ваши волшебные пальчики, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика
На двери замок висит (ритмичные соединения пальцев рук в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули (руки тянутся в стороны)
Покрутили (круговые движения пальцев от себя)
Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
Воспитатель: Посмотрите, дверь открылась.
На экране появляется Слайд 3 (с открытой дверью), затем на экране появляется Слайд 4 (полянка цветов не цветная).
Воспитатель: Мы очутились на заколдованной поляне. Скажите, какая полянка?
Дети: не красивая, грустная, белая и серая.
Воспитатель: Хотите помочь полянке стать яркой, сказочной, по – настоящему волшебной.
Ответы детей.
Воспитатель: А как мы это сделаем?
Дети: Сделаем её яркой, цветной!
Воспитатель предлагает детям пройти к столам и присесть (обращение внимания на правильную осанку.)
«Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, сейчас произойдёт знакомство с новой техникой рисования нетрадиционными материалами, а именно воздушным шариком, плёнкой-пупырчаткой, ватными палочками. С целью обучения детей рисованию разными нетрадиционными способами и материалами».
Воспитатель: Ребята, вначале я покажу новый способ рисования цветов воздушным шаром. Я набираю в пипетку красную краску и капаю её в центр листа бумаги, затем набираю в пипетку жёлтую краску и капаю её рядом с каплей красного цвета. А теперь набираю розовую краску и капаю маленькие капельки вокруг нашего пятна. Беру воздушный шарик, посмотрите, какой он упругий, и ставлю печать в нашу каплю. Делаем это аккуратно, сильно шарик не раскачиваем. Поднимаем шарик и … О, чудо! Посмотрите, волшебный цветок, восхитительного оттенка у нас получился!
А теперь ваша очередь. Возьмите пипетку и капните краску, выбранного вами цвета. Рисуем три, пять, семь цветов таким способом.
Самостоятельная деятельность детей под спокойную музыку, оказание помощи детям.
Воспитатель: Пока наши цветы сохнут, предлагаю вам размяться.
Физкультминутка «Мы весной цветы сажаем».
Мы весной цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны,
Пусть растут цветы для мамы!
Выполняется 2 раза.
Воспитатель: Теперь рисуем траву. Но снова нетрадиционным способом. Возьмите плёнку-пупырчатку и нанесите на неё зелёную краску при помощи кисти. А теперь переверните и прижмите к низу листа. Убираем плёнку и видим красивые отпечатки на нашем листе.
Стебельки цветов и листочки рисуем ватными палочками.
А теперь возьмите бабочек с тарелочки. Их мы раскрасим новым способом «монотипией». Монотипия – это оттиск (отпечаток) на бумаге. Сложите бабочку пополам и раскрасьте краской лишь одну половинку, а теперь сложите бабочку снова пополам и прогладьте ладонью. Разворачиваем и смотрим, что получилось.
Дети: Восхитительная, разноцветная бабочка прилетела на нашу полянку!
Воспитатель: Дадим ей немного высохнуть и наклеим на цветок с помощью клея.
Заключительная часть
Рисунки выставляем на выставку.
Воспитатель: Расскажите, что у вас появилось на полянке?
Дети: Цветы, травка, бабочка…
Воспитатель: А какие они?
Дети: Яркие, ароматные, красивые, разноцветные, волшебные.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а какая полянка вам нравится больше? Почему?
Дети: мне нравится работа Даши, у неё красивые и аккуратные цветы. А мне нравится работа Юли, у неё яркие цветы и ровная трава и т.д.
Воспитатель: Мне очень нравятся ваши цветы, думаю и жителям «Рисовандии» тоже понравятся.
На экране появляется Слайд 5 (полянка цветов, но уже цветная).
Воспитатель: Посмотрите, наша полянка расколдована, на ней появились яркие краски.
Звучит Аудиозапись Мастер-Карандаша.
Мастер – карандаш:
«Спасибо, мои маленькие волшебники! Ваши красочные рисунки помогли расколдовать поляну в моей стране. Я хочу вас наградить за помощь высшей наградой сказочной страны «Рисовандии» – волшебные раскраски и конечно же, карандаши. Всем огромное спасибо!»
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Мастера – карандаша, за такие замечательные подарки.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: Ну, а на этом наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
«Топ - топ Хлоп - хлоп
Вокруг себя повернись
И в ребяток превратись».
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие?
Что больше всего понравилось? Ответы детей.
Список использованных источников
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Лыкова И.А.. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир, 2017 г.
- Лыкова И.А. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание и развитие детей дошкольного возраста путём интеграции разных видов деятельности
Опыт работы для воспитателей....
«Художественно-эстетическое развитие детей младшего возраста посредством интеграции различных видов деятельности»
По мнению В.А.Сухомлинского «художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности
«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.
Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией....
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 5-6 лет)...
Из опыта работы "Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой"
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения в вопросе социально-коммуникативного развития детей через знакомство со сказками....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных техник» (возрастная группа 6-7 лет)
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные х...