Родительское собрание «Этот удивительный младший дошкольный возраст» «Кризис трех лет: стратегия развития конструктивных взаимоотношений»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Калиниченко Ольга Викторовна

Что делать если 2-х летний ребенок сводит вас с ума свои упрямством, капризами, желанием все сделать наоборот. Хотя еще несколько месяцев назад, ваш малыш был послушным, ласковым «лапушкой». Прежде всего, не впадать в панику. Ваш ребенок, как и все дети, переживает кризис периода упрямства. У разных детей он начинается в разное время, но, в общем, этот период проходит в возрасте 2 - 2,5 до 5 - 5,5 лет. У девочек он, как правило, начинается раньше, чем у мальчиков, и обычно проходит легче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rs_ml.v.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в I младшей группе

«Этот удивительный младший дошкольный возраст»

«Кризис трех лет: стратегия развития конструктивных взаимоотношений»

Что делать если 2-х летний ребенок сводит вас с ума свои упрямством, капризами, желанием все сделать наоборот. Хотя еще несколько месяцев назад, ваш малыш был послушным, ласковым «лапушкой».

Прежде всего, не впадать в панику. Ваш ребенок, как и все дети, переживает кризис периода упрямства. У разных детей он начинается в разное время, но, в общем, этот период проходит в возрасте 2 - 2,5 до 5 - 5,5 лет. У девочек он, как правило, начинается раньше, чем у мальчиков, и обычно проходит легче.

В чем причина изменений происходящих с ребенком?

В 2 - 2,5 года малыш начинает выделять себя как личность из окружающего мира. Раньше он и его семья воспринимались им как нечто целое. Отсюда и его психологическая сверхзависимость от матери. Теперь эта зависимость ослабевает, и ребенок начинает понимать свою самоценность и автономность. Именно с этого времени он вполне осознанно говорит «Я», постепенно понимая, что «Я - Коля» - это одно, а мама - это другое. У нее есть свои чувства, мысли, дела, желания. Они могут не совпадать с его - Колиными. Поэтому за какую-то невинную с точки зрения малыша шалость, он вполне
может получить нагоняй.
Например, что плохого в том, что активный ребенок с
удовольствие бегает на прогулке? Но представьте себе, что малыш, охваченный
радостью, бежит по тротуару, не разбирая дороги, не реагируя на призывы бабушки, пока
его не останавливают прохожие на краю проезжей части. /Бегать по широкой улице - как
это интересно. А малыша, почему-то все ругают, вместо того чтобы побегать и
порадоваться в месте с ним, как это было вчера на
детской площадке./

Наверное, немало подобных мыслей проносится в головке ребенка. Ведь он еще
только учится быть самостоятельным. Ребенок, наконец-то научился бегать, прыгать, он
может спрашивать, выражать свои желания. Пусть это еще не так ловко, как у взрослых,
но для него это совершенно иные горизонты, по сравнению с его недавним беспомощным
детством. Естественно, что жажда познания жизни, и открывающиеся новые возможности
толкают малыша на бесконечное количество экспериментов. У него еще нет наших
взрослых знаний о мире и его опасностях, обществе и его ограничениях. Он еще только
начинает их приобретать сталкиваясь с реакцией взрослых на собственные действия.
Поэтому ребенок пробует все возможные варианты поведения, ведь определить, что
можно - что нельзя, что хорошо - что плохо, что правильно - что неправильно, он может,
только почувствовав это на собственном опыте.

Именно в это время у детей начинает формироваться воля. К этому возрасту, дети уже не нуждаются в ежеминутной опеке взрослых. Их физическое и умственное развитие, овладение речью дают им новую степень свободы, которая проявляется в самостоятельности во многих делах и стремлении самим принимать решения и делать выбор. Поэтому так часто дети решительно отвергают помощь взрослых и открыто протестуют против требований, которые им не нравятся. Естественно желания малыша далеко не всегда могут быть удовлетворены и не всегда они соответствуют требованиям его безопасности или общепринятым нормам. Возникает конфликт.

Необходимо понять, что конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны. Их может быть только больше или меньше, но обойтись совсем без них не удастся.

!!! Поэтому не следует требовать всегда и во всем беспрекословного подчинения старшим, вы же не хотите вырастить безвольного, полностью зависимого от мнения окружающих человека? К тому же подобная личность не может быть здоровой, так как постоянное упрятывание своих собственных потребностей и стремлений внутрь, тревожное стремление угадать мнение окружающих и поступать так, чтобы быть хорошим для всех, обязательно приводят к развитию неврозов.

Родителям 2-3 - летнего упрямца приходится нелегко. Прежде всего, им самим следует научиться гибкому поведению во время конфликта и умению отстраниться от своих эмоций. Ребенок часто испытывает родительское терпение, познавая уровень допустимого поведения. Его провокации могут быть вполне осознанны.

Если в столкновении со взрослым всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности. Он твердо усваивает, что своими настойчивыми требованиями, капризами, криками он может добиться всего. Он привыкает обращать внимание только на свои желания, которых с каждым разом становится все больше и больше. В результате растет эгоист, не способны согласовывать свои действия с реальными возможностями. Кроме того «победив» родителей, ребенок автоматически устраняет их из процесса воспитания. Они для него становятся неавторитетными, и все свои дальнейшие неудачи он будет отыгрывать в семье, подобно тирану, гоняющему верных рабов.

С другой стороны, если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получит уже описанный выше тип невротика. Причем внешне такой ребенок может выглядеть вполне привлекательно - послушный, аккуратный, вежливый, серьезный. Окружающим взрослым он может нравиться, потому что с ним нет никаких проблем. Вот только хорошо ли это для самого ребенка? Таким детям очень трудно самоутвердиться в жизни, они склонны к тревожности и пассивности. Они нуждаются в постоянном руководстве со стороны более сильного, и если в детском возрасте в этих качествах как будто и не видно ничего плохого, то во взрослой жизни им придется очень трудно, т. к. они все время будут зависимы от окружения, обстоятельств.

Это две крайние позиции, а истина, как водится, где-то посередине. Это значит, что все разумные требования ребенка, его попытки к самостоятельности должны быть удовлетворены, а демонстративное своеволие — однозначно пресечено.

Больше всего дети в кризисный период упрямства нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых. Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение. Если в ответ на неудачу малыша, вы постараетесь объяснить ему ошибку и причину дурного настроения, это будет самой правильной реакцией. Чтобы окончательно снять состояние стресса у ребенка, предложите ему сделать что-то интересное вместе с вами, так вы поможете ему переключиться и вновь обрести самоуважение и душевное равновесие.

Поскольку период упрямства является кризисным не только для вас, но в первую очередь для самого ребенка, он часто бывает, подвержен негативным эмоциям. Дети очень чувствительны и ранимы в этом возрасте. Они объективно не могут быть всегда «хорошими». Для них очень важно знать, куда им деть злость, обиду, страх, если что-то не получается, что-то идет не так как хочется. Не стоит внушать малышу, «что хорошие мальчики никогда не сердятся» или «нельзя обижаться на мамочку» и т. п. Подобным образом вы даете ребенку запрет на переживание отрицательных эмоций. Но он, как любой другой человек, не может быть лишен их. В различных ситуациях он все равно испытывает «плохие чувства», но запрещает себе показать их или сказать о них. Рано или поздно они прорываются наружу, и зачастую в преувеличенной форме, так что справиться с ними самостоятельно малыш уже не может.

Что же делать?

Нужно показать малышу разрешенные способы негативных эмоций, так обида и злость прекрасно отыгрываются в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поколотите специальную подушку. Будьте сами как можно больше эмоциональными в этих играх. Играя со своим ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможет ненавязчиво проследить за тем, что бы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать.

Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них.

Специалисты установили, что если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставят ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно. При этом конечно нужно помнить, что организация безопасного пространства для ребенка целиком и полностью лежит на родителях.

И еще один важный момент.

Говоря о необходимости терпения и поддержки со стороны родителей, взрослому нужно понимать, что терпение не означает вседозволенности, а поддержка - беспрерывного восхваления любых детских проявлений. Для ребенка важно иметь разумный набор ограничений, и слово «нельзя» должно входить в круг известных ему понятий. Взрослым следует помнить несколько правил пользования этим словом:

•  запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалось возможность
выбора форм поведения и развития функции самоконтроля.

•  запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Маме и
папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание
ребенка.

•  запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя
ребенку использовать шантаж для достижения своих целей. Лучше всего это
сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое.

Период «упрямого детства» - серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится много учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время - залог ваших будущих отношений с ребенком и фундамент для них вы закладываете сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые технологии

По словам М.Л.Лисиной под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Взаимоотношение – это субьективные связи, во...

Методическая разработка. «Развитие детей младшего дошкольного возраста (двух-трех лет)»

На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собст...

Конспект родительского собрания в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет «Этот сложный Возраст. Адаптация. Кризис 3 лет»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет  «Этот сложный Возраст. Адаптация. Кризис 3 лет»...

Родительское собрание во второй младшей группе. Тема: " Кризис трех лет».

Цель: Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет.Задачи:1. Раскрыть понятие «Кризис трех лет».2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрям...

Доклад «Формирование функциональной грамотности детей младшего дошкольного возраста через создание игровых ситуаций, формирующих правила взаимоотношения со сверстниками»

На современном этапе образования функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личност...