Методическая разработка. «Развитие детей младшего дошкольного возраста (двух-трех лет)»
методическая разработка (младшая группа)
На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собственного «Я». В этот период у малыша сильно развиты когнитивные способности, он ищет контакта с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Развитие детей младшего дошкольного возраста (двух-трех лет)»
На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собственного «Я».
В этот период у малыша сильно развиты когнитивные способности, он ищет контакта с окружающим его миром, приобретает некоторые навыки познавательного характера.
В этот период малыш активно развивается по следующим направлениям:
1. Познает окружающие его предметы.
2. Учится говорить, запоминает новые слова.
3. Учится считать.
4. Развивается физиологически
5. Закладывается социальная основа. Малыш познает себя и окружающий мир. Выстаивает взаимодействия с окружающим миром. Кто я такой? Как вести себя в той или иной ситуации? Как контактировать с окружающим миром?
6. Развивается творческое мышление.
Несколько игр в день на разные тематики достаточно для развития всей системы ума-тела малыша. Здесь главное правило — все в меру, с занятиями лучше не переборщить, чтобы не отбить у ребенка охоту заниматься чем-либо. Ведь в двух — трех летнем возрасте малыш не способен подолгу удерживать внимание на чем-то одном. Желательно также, чтобы игры были разнообразные и не повторялись изо дня в день.
Не бойтесь проявлять фантазию, ведь развивая малыша, развивается и мама!
Познаем мир.
Игра 1: Учим формы, цвета и размеры:
Два года - подходящий возраст для изучения форм, цветов и размеров. Показывая ребенку предмет определённого цвета, следует несколько раз повторить название предмета и цвета, а затем спросить у ребенка что это такое? К слову, обучать ребенка форме и цвету можно когда угодно, хоть с рождения, называя не только предметы, которые его окружают, но и их цвета.
Например: «Смотри, какая белая собачка!», или «Ой, а это красный цветочек!», или «Давай поставим желтый кубик на зеленый» и т.д. Или давай соберём пирамидку. Какое колечко больше? Какое поменьше? Чтобы малыш научился лучше различать, формы, цвета и группировать предметы по цвету и размеру, вовлекай его в игру.
Игра 2: Познаем предметы и явления. Учимся мыслить конструктивно.
Рассказывайте ребёнку об окружающем мире. Выйдя на улицу, расскажите ему о природе и ее явлениях. Чувствуешь ветер? А посмотри, как он колышет деревья. Смотри какие они крепкие, попробуй толкнуть дерево. Оно не упадет, ведь оно очень твердое. А ветер не такой твердый, но тоже сильный. А листики на дереве зеленые. Потрогай.
Давайте ребенку возможность трогать, чувствовать и называйте предметы как есть.
Лучше не вводить своего отношения — плохо — хорошо. Ведь то, что для некоторых плохо, для других хорошо. Лучше всего в описании мира опираться на факты. Некоторые родители любят вешать ярлыки на события и вещи, но это не совсем правильно.
К примеру, мальчик ударил кого-то. Не спешите давать определения мальчику. Лучше сказать, смотри вот мальчик ударил девочку, ей больно, она плачет. Если ударить кого-то, то будет больно и не приятно. Поэтому лучше так не поступать.
Или собака зарычала. Лучше объяснить, что происходит. К примеру, смотри, собачка так защищает свою территорию, она думает, что ты хочешь сделать ей больно. Не бойся собачки, но лучше не подходи к ней, а то она может укусить.
Игра 3: Выезжаем с ребенком куда-нибудь за пределы района. Хотя бы раз в неделю. Это даст возможность малышу расширить границы своего мира и понять, что он гораздо более многообразный.
К примеру, едем в зоопарк и смотрим на животных (если конечно время года позволяет) или посещаем выставку и картинную галерею. Можно погулять в лесу, сходить в кино на мультфильм, выбраться в соседнее кафе и выпить чашечку кофе, поехать в гости к друзьям, сходить с малышом в бассейн, на концерт и еще много всего интересного.
Иногда кажется, что так много дел, но поверьте, дела подождут - они всегда были, есть и будут!
Развиваем речь:
В возрасте двух — трех лет у ребёнка активно развивается речь. В этот период от родителей нужен особый подход и правильно подобранные игры, главная цель которых «разговорить» ребёнка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребёнка. Такого эмоционального подъёма можно достичь только в игре. Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуляния! Он играет со звуком. Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Вот некоторые рекомендации психологов по развитию речи для малышей 2-3 лет:
Совместное рассматривание предметов
Взрослый вместе с ребёнком наблюдают за чем-то, за кем-то. При этом он очень выразительно описывает все, что они видят.
Например: «Смотри, какая киса, какие у нее лапки, хвостик. Потрогай мягкую серую шерстку у кисы. Киса сидит спокойно. Давай позовём ее: «Киса-киса, иди сюда». Прим этом важно, чтобы дети могли проявить свою активность – выполнить простые движения, сочетая, связывая их со знакомыми и незнакомыми словами. И, конечно, всякие проявления активности ребенка к предмету следует поощрять и поддерживать.
Чтение потешек, стихов
Взрослый повторяет стишок или потешку несколько раз. Когда текст малышу хорошо знаком, взрослый делает в конце строк (на рифме) паузу, побуждая ребенка этим закончить фразу. Так возникает диалог в стихах, который приносит радость малышу и взрослому. Так развивается и речь и память ребенка – так малыш начинает читать наизусть.
В нашем магазине представлен большой выбор книг со стихами и потешками.
Познакомиться и возможно что-то подобрать вы можете здесь .
Знакомство с новым словом
Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект этого действия, усиливая таким образом интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, «Ваня кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» При этом рассматриваются картинки или выполняются действия с игрушками.
Рассматривание картинок
Взрослый и ребенок рассматривают вместе знакомые картинки. «Это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, - а что он делает? А где птичка? Покажи дерево?» Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но все же надо добиться, чтобы потом он ответил сам, глядя на ту же картинку. На третьем году жизни вопросы могут быть более сложными.
Поручения, требующие ответа-действия
Взрослый просит ребенка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от развития речи ребенка (пассивной и активной): поручение должно быть ему понятно и доступно, но потребовать от него сосредоточенности и не механических действий. Простейшая просьба – принести игрушку, лежащую на виду, когда ничто не отвлекает внимания ребенка. Более сложная – найти и принести игрушку, отобрав ее среди других: сначала двух, потом трех... Еще сложнее найти игрушку, лежащую не на виду, требуется целенаправленный поиск. Последующие задания включают поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, потом мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом – пока еще словом взрослого. Помочь ему можно, повторив слово. Желательно, чтобы и ребенок сам повторял, что ему нужно принести, а выполнив просьбу, сказал, что принес. Если ребенок не хочет выполнять ваши поручения, не заставляйте его – это игра.
Звуковое обозначение своих действий
Любые действия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными звуками. Стучит – «тук-тук». Рисует дождь – «кап-кап». Хлопает – «хлоп-хлоп». Взрослый обучает ребенка звукоподражанию, малыш повторяет за ним, затем они вместе сопровождают звуками действия ребенка, а потом он уже сам делает одновременно и то, и другое.
Речевое сопровождение действия
Ребенок сопровождает свое действие уже не звуками, а развёрнутой речью. Для этого упражнения походят хороводные игры, многие детские стихи. Например: «Зайка». Кроме таких игр, полезно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать соответствующие вопросы: «Ваня умывается. Что Ваня делает? Что Ваня хочет?»
Множество стихов, потешек, а также рассказов для детей 2-3 лет предлагает российское издательство Азбукварик.
Спектакль
Разыграйте простую сценку с игрушками малыша. Зайчик плачет, мишка бегает, собачка ест, котик потерял мячик. Ребенок должен пожалеть игрушку или помочь ей так, как это делает взрослый. После спектакля можно спросить малыша, что он видел.
Игровых приёмов, активизирующих речь малыша, множество, все зависит от вашего желания играть, общаться и фантазировать.
Основы математики:
Учим фигуры, их размеры и считаем
Игра 1. Запаситесь различными пирамидками и сортерами. Показывая фигуру, четко называйте ее название. Лучше, если они будут разных цветов, что позволит повторять и цветовые различия. Начать следует с более легких фигур: квадрата, круга, треугольника, переходя затем к прямоугольнику, ромбу, овалу и др. После 2-х лет можно ненавязчиво начинать учить ребёнка считать во время игр, время от времени называя ему цифры, количество предметов, игрушек и т. д.
Игра 2. Считаем монетки в кошельке. Можно высыпать все монетки из кошелька и учиться считать их.
Игра 3. Посчитай сколько у тебя пальчиков. Загибая пальчики, помогайте малышу считать. Покажите, что и у вас тоже такие же пальчики, предложите малышу их пересчитать.
Игра 4. Сейчас в магазинах есть множество различных книг, которые предлагают огромное разнообразие выбора методик и практик по изучению математики. Сядьте с малышом и мягко вовлекая его в игру, посмотрите вместе книжку.
Подвижные игры и игры на свежем воздухе:
Движение - жизнь! Не стоит забывать о подвижных играх, доставляющих детям искреннее удовольствие. Редко какой карапуз не любит прогулок. На прогулке дети обычно знают, чем занять себя — можно и в песочнице покопаться и с горки покататься и побегать с соседской детворой. Лучше, если одежда для прогулок будет такой, чтобы ее не жалко было испачкать.
Пусть малыш проявляется как хочет (ну естественно, в рамках разумной безопасности для его здоровья). А то порой видишь на площадках, как у малыша все гудит внутри, он хочет кататься, бегать и прыгать, а мама ему все запрещает, мотивируя это тем, что он может испачкаться. Вот так вот и блокируется энергия и появляются болезни и плохие настроения у детей. Поэтому, лучше подобрать попроще одежду, если лужи и мокро, то резиновые сапоги и непромокаемые штанишки и вперед малыш!!!
Очень важны для малышей игры с песком. Они успокаивают нервную систему, развивают мелкую моторику, и приносят много удовольствия малышам. Если же погода не позволяет пойти гулять на улицу, что делать?
В этом случае, можно сделать с ребенком гимнастику. Включите музыку и разомните все мышцы. Это кстати, будет полезно, не только малышу, но и маме тоже, ведь за заботами она часто забывает и о себе.
Можно заняться вместе йогой или китайской гимнастикой.
Слава богу в интернете сейчас есть множество видео-роликов, которые помогут вам. Также можно придумать множество игр с водой. Налейте тазик с водой, поставьте его в комнате или в ванной, запустите туда кораблики, стаканчики для переливания и резиновые игрушки. Малыши просто обожают переливать водичку.
Творческая или сюжетная игра
Пальчиковый театр: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев". (В. Сухомлинский).
Хотите чтобы ваш ребенок попал в волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир? Тогда разыграйте перед ним пальчиковый театр! Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.
Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно –двигательный тренажер, подходящий для деток старше 1 года.
Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини –представления.
Игру можно использовать для знакомства и изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «Справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
А ещё маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любимые стихи, сказки, потешки.
Незамысловатая игрушка разовьет интонацию, исполнительские умения и творческие способности.
Рисуем:
Рисование - развивает не только мелкую моторику малыша, но оно необходимо для творческого развития, восприятия цвета и формы. В этом возрасте вместо каракуль могут появиться осмысленные рисунки.
Давайте малышу возможность творить то, что он захочет, не ограничивайте его. Хотя иногда можно и наоборот, придумать какое-то задание. Например, книжки - раскраски. Можно предложить малышу раскрашивать, не заходя за линию.
Лепим:
Лепка как сенсорный опыт способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать массу для лепки или пластилин. В возрасте 2 лет, многие малыши очень любят при помощи формочек в картинками делать различные фигурки. Слава богу, что мы живет в такое время, когда в продаже есть большой выбор пластилина с формами, шприцами для выдавливания и формочками.
Покажите малышу несколько различных приемов, к примеру, раскатать пластилин, взять формочку и сделать несколько фигурок. В следующий раз можно лепить животных или несуществующих человечков, потом можно вместе приготовить мороженное в стаканчиках. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Кроме того, такие незамысловатые упражнения развивают его творческое начало.
Слушаем музыку:
Дети в этом возрасте любят слушать музыку. Полезным в этом случае может стать просмотр музыкальных мультфильмов, например, "Бременские музыканты" или музыкальных фильмов, к примеру «Золушка» или «Мама». Чем больше музыкальных жанров вы предложите малышу, тем лучше. Слушайте с ним африканскую, кельтскую, классическую музыку, не забудьте при вальс, танго, румбу, шаманские мелодии и другие. Также включайте малышу спокойную музыку перед сном, чтобы успокоить его нервную систему.
Танцуем:
Танец позволяет высвободит заблокированную энергию, расслабляет мышцы, поднимает тонус организма и помогает нейтрализовать негативные эмоции. Танцуйте как можно чаще!
Начинайте первыми, ваш малыш обязательно присоединиться к вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы - пожарные" (методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста)
Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Образовательная область "Познание"....
Презентация.Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста .Инструктаж по правилам дорожного движения.
Презентация.Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста .Инструктаж по правилам дорожного движения....
Методическая разработка "Развитие детей младшего дошкольного возраста"
На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собственног...
методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста " День рождения города"
Цель: воспитание любви и уважения детей младшего дошкольного возраста к городу, в котором они живут...
Методическая разработка. Экскурсия детей младшего дошкольного возраста в бассейн
Привлечь внимание детей и родителей к плаванию, как к увлекательному и полезному виду спорта....
Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста по проектной деятельности "Огород на подоконнике"
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласк...
Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста тема «Мебель»
Программное содержание: Образовательные: Учить детей отвечать на вопросы. Закрепить в речи детей обобщающие слова; побуждать детей поддерживать диалог; формировать представление по теме: мебель, вос...