Опыт работы по программе кружка « Чудесные полоски»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Программа кружка " Чудесные полоски" для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 42.43 КБ |
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 16.28 КБ |
prilozhenie.docx | 315.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 « Солнышко» г. Ртищево Саратовской области
Программа кружка
«Чудесные полоски»
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 14 « Солнышко»
г. Ртищево Саратовской области
для детей старшего дошкольного возраста.
Руководитель:воспитатель первой категории
Иванова О.С.
Список детей:
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Возрастные особенности детей.
- Перспективное планирование.
- Список литературы.
Пояснительная записка
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Изготовление поделок из полосок бумаги требует от ребенка ловких действий, гибкости, точности в выполнении действий, согласованности в работе глаза и руки.
В процессе систематических занятий по конструированию из бумажных полосок рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Это важно для подготовки руки к письму в будущем, поэтому мелкую моторику рук у ребёнка надо развивать.
Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, мелкой моторики, связной речи, эмоциональной отзывчивости. Занятия по конструированию из полосок в игровой форме превращают ручной труд в удовольствие и незаметно развивают мелкую моторику.
Известно, что для старших дошкольников работа с цветной бумагой и клеем наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, но недостаток трудового опыта, неумение оценить свои силы и способности часто приводят к тому, что дети теряют сначала уверенность, а затем и интерес к начатому делу. Сказываются неусидчивость, отсутствие навыков, которые накапливаются только при систематической работе. Чтобы работа с бумагой, клеем и ножницами не стала для воспитанников ( обучающихся) тяжелой и нудной обязанностью, нужно превратить ручной труд в удовольствие. Для этого разработана система игровых образовательных ситуаций кружка « Чудесные полоски» для детей старшего дошкольного возраста.
Кружковая работа проводятся один раз в неделю по 25 минут:
в месяц - 2 образовательные ситуации.
в год – 18 .
Срок реализации программы 1 уч.год.
Цель: Развитие мелкой моторики, как средству развития связной речи.
Задачи :
Образовательные Развивающие Воспитательные
Образовательные:
- Научить различным приемам работы с бумагой
- Научить детей простейшему сенсорному анализу.
- Овладение последовательностью микропроцессов от элементарных к сложным.
- Обучение детей способам создания и преобразования предметов.
- Научить детей практически использовать поделки в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности.
- Формирование умения следовать устным инструкциям.
- Ознакомление детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
- Способствовать развитию мелкой моторики, глазомеру.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, формировать коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.
- Воспитывать культуру безопасного поведения.
- Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов.
Образовательные:
- Обучение различным приемам работы с бумагой
- Овладение последовательностью микропроцессов от элементарных к сложным.
- Обучение детей способам создания и преобразования предметов.
- Научить детей практически использовать поделки в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности.
- Формирование умения следовать устным инструкциям.
- Ознакомление детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
- Способствовать развитию мелкой моторики, глазомеру.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, формировать коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.
- Воспитывать культуру безопасного поведения.
- Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ:
1. Разрезание цветной бумаги на полоски с помощью полоски- мерки, путем сгибания пополам.
2. Склеивание полосок в (круглую, овальную, в виде капли )
3. Сборка готовой поделки.
4. Складывание цветной бумаги для получения «гармошки».
МАТЕРИАЛ: клей ПВА, ножницы, бумажные салфетки, цветной картон, цветная бумага, цветная бумага для ксерокса.
Доминирующая образовательная область, по которой ведётся кружковая работа :
«Художественно- эстетическое развитие».
Связь с другими образовательными областями
Области:
« Речевое развитие»
« Социально- коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
Склеивание полосок бумаги развивает мелкую моторику рук и пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т.е развивает речь. Употребление профессиональных терминов в работе, способствует расширению словарного запаса детей, развитию коммуникативных связей, свободному общению взрослых и детей.
При создании коллективных работ развивается умение договариваться, осуществлять свой замысел с другими замыслами и достигать положительный результат.
Закрепление сенсорных эталонов форм и цветов, а также промежуточные цветовые гаммы, обследование предметов, связь между частями и сбор в целое ведет к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует предпосылки к проектной деятельности, индивидуального видения.
Ожидаемые результаты
Работая по данной программе, дети научатся :
* различным приемам работы с бумагой;
* основным геометрическим понятиям;
* научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия из полосок;
* овладеют навыками культуры труда;
* улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
* работа будет способствовать развитию внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Старший дошкольный возраст (5—6 лет).
Ребенок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный).
Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься
не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе с взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки.
Известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики.
Так как деятельность в кружке благотворно сказывается на развитии детей, помогает в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересна детям, то именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания. Эта работа является эффективной, плодотворной и нужной.
Учебно-тематический план программы кружка «Чудесные полоски»
№ | Название темы | Количество часов |
1 | «Что можно сделать из одной полоски» | 1 |
2 | « Серьги для уголка ряженья» | 1 |
3 | «Грибной дождь» | 1 |
4 | « Ромашка» | 1 |
5 | «Волшебный цветок» | 1 |
6 | «Рыбка» | 1 |
7 | « Снегири» | 1 |
8 | «Праздничная рубашка для Кота Неймейки » | 1 |
9 | «Ёлочка» | 1 |
10 | « Корона из крестиков » | 1 |
11 | « Бантики для куклы» | 1 |
12 | «Снежинки» | 1 |
13 | « Весёлый снеговик » | 1 |
14 | « Мышка » | 1 |
15 | « Котёнок» | 1 |
16 | « Подснежники » | 1 |
17 | « Цыпленок» | 1 |
18 | « Цветы, венок» | 1 |
18 | ||
Заключение.
В результате занятий в кружке «Чудесные полоски» дети стали увереннее в своих силах, научились самостоятельно создавать различные фигурки животных, украшения из полосок. Улучшилось состояние мелкой моторики рук, что оказало положительное влияние на формирование навыков письма.
Проводимая работа оказала положительное влияние на формирование пространственных представлений у дошкольников. По наблюдениям педагогов, дети стали лучше ориентироваться в пространстве относительно себя, на листе бумаги и в тетради.
Кружковая работа, проводимая с детьми, явилась одним из значимых факторов при подготовке детей к школе.
Список использованной литературы:
И.М Петрова. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2007 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №14 « Солнышко» г. Ртищево Саратовской области
Опыт работы воспитателя
Первой категории
Ивановой Ольги Сергеевны
по программе кружка « Чудесные полоски»
Обоснование актуальности опыта.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Давно известно о взаимосвязи развития рук, интеллекта и развития речи. Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка – от 3-х до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а значит развитием речи. Формирование речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, т.е. формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено.
Л.В. Фоминой была выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Почему я решила разработать программу кружка «Чудесные полоски».
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания.
В группе достаточно много детей, со слабо развитой мелкой моторикой, что как следствие, связано с развитием речи ребёнка. У многих детей развитие речи нарушено. А деятельность кружка «Чудесные полоски» нацелена на целенаправленную и систематическую работу по развитию мелкой моторики руки в процессе занятий ручным трудом и способствует развитию речевой деятельности, формированию интеллектуальных способностей.
Работа кружка способствует общему развитию ребенка и содержит задания с полосками бумаги.
Изготовление поделок из полосок бумаги – это не только выполнение определенных движений, но и развитие практического интеллекта. Эта работа учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, что способствует развитию мелкой моторики рук, а также способствует развитию сенсорной моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
Содержание занятий кружка составлено с учетом возрастных особенностей детей 5 -6 лет и построены с учетом широкого и всестороннего использования игры.
Свою работу по разработке программы кружка я начала с анкетирования родителей. В ходе, которого было выявлено, что большинство родителей обеспокоено тем, что у их детей есть проблемы с развитием речи. Также анкетирование показало, что родители наблюдают у своих детей интерес к работе с бумагой. Большинство родителей отметило, что дети дома, после посещения детского сада, с большим удовольствием из бумаги вырезают и склеивают простейшие поделки.
С помощью консультаций для родителей, я рассказала о пользе конструирования из полосок бумаги для развития мелкой моторики и развития речи. Тем самым я заинтересовала родителей деятельностью кружка «Чудесные полоски». Поэтому большинство из них изъявило желание, чтобы их дети посещали кружок « Чудесные полоски».
Занятия по конструированию из полосок в игровой форме превращают ручной труд в удовольствие и незаметно развивают мелкую моторику.
Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи.
В процессе систематических занятий по конструированию из бумажных полосок рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это важно для подготовки руки к письму в будущем.
Педагогической целесообразностью программы является то, что развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы при выполнении множества разнообразных бытовых и учебных действий.
Диагностика результатов на начальном и конечном этапах обучения осуществляется в форме беседы и игры.
В процессе кропотливой работы с бумагой формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Так же развивается мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества. Тем самым у ребенка изначально закладывается успешность, которая так важна в дальнейшей жизни.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей и речевой деятельности.
Чтобы работа с бумагой, клеем и ножницами не стала для воспитанников ( обучающихся) тяжелой и нудной обязанностью, я постаралась превратить ручной труд в удовольствие и разработали систему игровых образовательных ситуаций кружка «Чудесные полоски» для детей старшего дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Приложение:
Работы детей.
- 2.
- 4.
5. 6.
7.
8. 9.
10.-11
12.
13.
14.-15
16.
17.
18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Чудесная мастерская"
Программа кружка "Чудесная мастерская"...
Программа кружка "Волшебные полоски"
Кружковая работа для детей среднего возраста на 1год....
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДЕСНАЯ ТЕСТОПЛАСТИКА»
Программа «Чудесная тестопластика» имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу обучающихс...
Программа кружка «Чудесные фигурки» во второй младшей группе
Программа кружка «Чудесные фигурки» во второй младшей группе...
Рабочая программа кружка «Чудесный пластилин»
Рабочая программа кружка«Чудесный пластилин» Воспитатель: Пашенок Кристина Сергеевна Цель: Развивать осязание и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Чудесная мастерская» для обучающихся 5-6лет (художестенно-эстетическая направленность)
Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению ве...