Программа кружка "Чудесная мастерская"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Дундукова Людмила Владимировна

Программа кружка "Чудесная мастерская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Сказка»                                                                      

  станица Обливская Ростовская область

Программа

кружка по ручному труду

«Чудесная мастерская»

                                                                                                                                                                                                        Руководитель:

                                                                                                                                                                              Дундукова

                                                                                                                                                                                                      Людмила Владимировна

Пояснительная записка

    В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

    Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

    Работа в кружке «Волшебная мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

     Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

      Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал, а чтобы дополнительные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, папье-маше, освоили новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек и т.д. Работа кружка  организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

      Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

      Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

   «Чудесная мастерская» - так называется курс. Он предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Всё это необходимо современному человеку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью.

     Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

     Занятия  по программе «Волшебная мастерская»  проводятся во второй половине дня 1 раз в

неделю, 4 раза в месяц с детьми 5-6 лет.

     Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей не более 20-25 мин.  в соответствии с СанПиН 2.4.1-13.

 

       Цель программы:

Создание условий для развития личности ребенка, способной к художественному творчеству и самореализации  через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. 

         

          Задачи:

 1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, ваты, поролона, пластика, природного и бросового материалов.

 2. Формирование творческого начала в личности  ребенка.

 3. Развитие его индивидуальности.

 4. Развитие воображения, мелкой моторики, речи.

 5. Воспитание трудолюбия, аккуратности.
 6. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей детей, чувство цвета, композиционных умений, мелкой моторики и глазомера.

7. Воспитание познавательного интереса, усидчивости, аккуратности при выполнении, стремление добиваться хорошего результата, эстетический вкус.

8. Подвести итоги проведённой работы с детьми (оформить выставку работ).

   

       Принципылежащие в основе программы:

-  доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-  наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

 “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

-  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

      Требования к уровню подготовки воспитанников.

    В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами воспитанники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

     В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области  изобразительного искусства, литературы.

   

    Ожидаемые результаты.

   В результате обучения по данной программе воспитанники:

– научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику – декупаж;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.

      Содержание программы.

      Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

    Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

  1. Работа с природным материалом.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

    2. Папье – маше.

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники  заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием,  аппликацией,навыками моделирования.  
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. 

    3.Декупаж.

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация.

     Уровни освоения программы

Высокий уровень (2,5 – 3 балла) – ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к конструктивной и художественной деятельности. Владеет конструктивными и художественными навыками и умениями, пользуется ими осознанно и самостоятельно.

Средний уровень (1,7 – 2,4 балла) – ребенок проявляет не достаточный интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, недостаточно владеет техническими и художественными навыками и умениями, пользуется ими при помощи взрослого.

Низкий уровень (1 – 1,6 балла) – ребенок не проявляет интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

    Пакет диагностических заданий.

Анализ продукта детской деятельности детей

Цель: выявить уровень сформированности конструктивной деятельности детей.

1.Конфигурация

Материал: круг, квадрат, треугольник, овал.

3 балла – различает основные формы материала;

2 балла – испытывает незначительные затруднения в различении материала;

1 балл – испытывает значительные затруднения в различении материала.

2.Создание композиции:

3 балла – ребенок создает композицию самостоятельно;

2 балла – ребенок создает композицию с незначительной помощью взрослого;

1 балл – ребенок создает композицию с помощью взрослого.

3.Технические навыки и умения:

А) Работа с бумагой;

1 балл – навык не сформирован;

2 балла – навык в процессе становления;

3 балла – навык усвоен прочно;

Б) Использование салфетки;

1 балл – навык не сформирован;

2 балла – навык в процессе становления;

3 балла – навык усвоен прочно

В) Умение держать кисть;

1 балл – ребенок неправильно держит кисть;

2 балла – ребенок не всегда правильно держит кисть;

3 балла – ребенок правильно держит кисть

4.Цвет

Материал: предметы красного, зеленого, желтого, белого, черного, синего, голубого, розового цвета.

Инструкция: взрослый дает ребенку по очереди предметы и просит назвать цвет или взять зеленый кубик и так далее

1 балл – ребенок различает и называет меньше 50% представленных предметов по цвету

2 балла – ребенок называет 50% представленных по цвету предметов

3 балла- ребенок называет большинство или все цвета

Октябрь

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Золотой листопад» Коллективная работа

Закрепить умение склеивать готовые формы аккуратно, помогать друг другу в работе,дополнять поделку элементами дизайна(цветные ленты).

Картон: красный, оранжевый, темно-зеленый; плотный картон; жатая зеленая бумага; оранжевая нить (толстая); клей, кисть.

«Я – дизайнер» 4/07 стр.10

2..

«Осенний пейзаж»

Аппликация из сухих листьев

Коллективная работа

Познакомить с техникой выполнения аппликации из сухих листьев, обратить внимание на хрупкость материала, аккуратность при работе с ним,украшать декор.элементами(бусины,паетки).

Картон: желтый, оранжевый, красный, зеленый; засушенные листья деревьев, травы; кисть, клей

«Я – дизайнер» 4/07 стр.12

3.

«Листопад»

Аппликация из бумаги

Закреплять умение составлять композицию из готовых форм,располагая их по спирали, диагонали; сочетать по цвету, познак.со св-ми фольгир.бумаги.

Листы бумаги голубого цвета, готовые формы в виде осенних листьев (разного цвета и размера), клей, кисть, салфетка.

«Чудесная мастерская» Н.М. Конышева стр.29.

4.

«Божья коровка»

Аппликация из бумаги

Закреплять умение составлять композицию из готовых элемен-тов,выполненных из разных видов бумаги(цветная,картон,фольгир.),  прорисовыватьмелкие детали фломастером(глазки,усики,точки).

Картон: красный бордовый, зеленый, бежевый, черный. Фломастер, кисть, клей.

«Я – дизайнер» 5/07 стр.12

Ноябрь

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Гирлянда из цветов» Коллективная работа

2 занятия

Закреплять умение склеивать готовые формы, соотносить их по цвету и размеру,украшать бусинами,лентами,проявлять взаимопомощь.

Картон: красный, зеленый, желтый; толстый зеленый шнурок, палочка, зеленый фломастер, клей, кисть.

«Я – дизайнер» 3/09, стр.8

2.

«Кораблик»

Познакомить со св-ми гофрир.картона,использовать в работе бросов.материал(фан-тики,зубочистки)для изготов-ления деталей поделки.

Гофрированный картон, фантики, зубочистки, толстая нить, клей, кисть.

«Веселые детские праздники» стр.25

3.

«Три медведя» театр на столе

 

Развивать у детей творческое воображение, самостоятельность в выборе цвета для поделки, элементов для оформления.

4 цилиндра от туалетной бумаги, коричневая самоклейка, готовые формы голов, лап, частей лица медведей и девочки; ножницы, клей, кисть для клея, салфетки.

И.М. Петрова «Театр на столе» стр.10,20

4.

«Украшение для коктейльной трубочки»

Развивать умение вырезать по контуру, склеивать аккуратно элементы.

Трубочки для коктейля, цветы и листья из бумаги, клей, кисть, ножницы.

«Коллекция идей» 1/04, стр.28

Декабрь

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Снежинка»

Учить складывать бумагу в определенной последовательности, вырезать элементы что бы получилась ажурная снежинка,украшать блёсками(из самокл.бумаги).

Квадрат 15 на 15 из белой и голубой бумаги, карандаши, ножницы.

«Объемная аппликация» И.М. Петрова стр.21-22

2.

«Новогодний фонарик»

Учить выполнять работу в соответствии с условными обозначениями на заготовке, упражнять в нарезании узких полос по разметке.

Заготовка для фонарика и его ручки (16 на 9) с разметкой из плотной цветной бумаги, клей, кисть, ножницы, салфетка, элементы из самоклейки для украшения.

«Конструирование из бумаги в д/с»

И.В. Новикова стр.70-71

3.

«Дед Мороз и Снегурочка»

Развивать творческое вообра-жение,фантазию,предоставить право выбора декор.элементов для оформл.фигурок.

2 цилиндра от т/б, вата, цветная бумага, готовые формы для лица, клей, кисть для клея, ножницы, салфетка

«Настольный театр»

И.М. Петрова

Стр.24-25

4.

«Новогодняя икебана»

Коллективная работа

Познакомить с культурой Японии,искусством составле-ния-икебано,учить выполнять работу в опредленной послед.,использ.различные материалы.

Ваза, искусственные еловые ветки, свечи, шишки, ленты и др.материалы.

«Мастерим, размышляем, растем»

Занятие №17

И.М. Конышева

Январь

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Звездочка» (из соленого теста)

Продолжать учить работать с соленым тестом, проявлять творчество в росписи подел-ки,допол.декор.элем.(бисер,бусины,ленты).

Соленой тесто, краски, кисть, ленты, формочка в форме звезды

2.

«Лиса и заяц»(пальчиковый театр в технике оригами)

Упражнять в складывании квадратной заготовки пополам по диагонали, складывании базовой формы «стрела», нарезании узких полос по разметке.

Заготовки: 9на9 для петуха; 8на5 для хвоста петуха; детали: бородка, гребешок, крылья; 9на9 для лисы и зайца; клей, кисть, ножницы, салфетки.

 «Конструирование из бумаги в д/с»

И.В. Новикова стр.52-54

3.

«Мышка»

Продолжать учить работать с ножницами(вырезать деталь в форме капли по контуру),использ.для оформления поделки нетра-диц.матерериал-макароны,ракушки,орехов.ско-рлупа(на выбор),прорисовывать мелкие детали(нос,глаза,усики).

Картон разного цвета (в форме капельки), макароны, ракушка или ореховая скорлупа, клей, черный фломастер.

«Я – дизайнер»

4/07, стр. 15

4.

«Закладка для книги» (аппликация из ткани)

Продолжать знакомить с техникой выполнения аппликации из ткани, закреплять умение составлять узор, чередовать элемент.

Заготовки из картона (4на20) разного цвета, элементы вырезанные из ткани, клей, кисть.

«Творим и мастерим» стр.60

И.М. Конышева

Февраль

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Ежики»

(Лепка из пластилина)

Закрепить различные способы лепки ( скатывание шарика, оттягивание носика), развивать мелкую моторику рук,посредством изготовления иголок из семян яблока и подсолнуха.

Пластилин, семена яблока или подсолнечника (мелкие).

«Мастерим, размышляем, растем»

Занятие №6

И.М. Конышева

2.

«Клоуны» (из коробок)

Продолжать учить работать с бросовым материалом,подвести к выводу:»Даже из ненужных вещей можно сделать красивую поделку!»

Коробки разного размера, оберточная бумага, багеты из лент, самоклейка, нити для волос.

 «Чудеса для детей из ненужных вещей» М.Н.Нагибина стр. 36-37

3.

«Пропеллер»

Закреплять умение работать с ножницами (выполнять прямой разрез по линии), сгибать бумагу по пунктирным линиям.

Заготовка из бумаги (5на20см.), ножницы.

«Мастерим, размышляем, растем»

Занятие №12

И.М. Конышева

4.

«Автомобили»

Познакомить со склеиванием полоски способом «Петелька», упражнять в вырезании кругов из квадратов по контуру.

Заготовка (4на20) для машины, 4 квадрата (2на2) для колес;, готовые формы (фары, окно), клей, кисть для клея, ножницы, салфетка.

«Конструирование из бумаги в д/с»

И.В. Новикова стр.43-44

Март

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Плетеный коврик»

Продолжать учить работать с ножницами(выполнять прямой разрез,разрезать лист бумаги на узкие одинаковые полоски),развивать мелкую моторику рук(плетение из полос коврика);дать возможность проявить творчество в выборе цветов для коврика.

Заготовки из бумаги 2-х цветов (17на17), ножницы, клей

«Мастерим, размышляем, растем»

Занятие №13

И.М. Конышева

2.

«Вазочка»

(аппликация на пластилине из семян)

Продолжать учить технике выполнения аппликации из семян на пластилине,использовать для декор.украшения вазы обёрточ.бумагу,ленты,бусины.

Пластиковые стаканчики, пластилин, семена и крупы.

3.

«Репка»

(сказка выполненная в технике оригами)

Продолжать знакомить с культурой Японии,искусством складывания бумаги в технике»оригами»,упражнять в складывании бумаги точно соеденяя углы и стороны.

14 квадратов (10на10), 7 квадратов (2,5на2,5) для лица персонажей

«Школа оригами» С.Соколова стр.140

4.

«Самолет»

Учить самостоятельно складывать самолетик в технике оригами, точно соединять углы,украшать поделку наклейками.

Заготовки из бумаги (20на20), элементы для украшения из самоклейки

«Мастерим, размышляем, растем»

Занятие №12

И.М. Конышева

Апрель

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Ваза» (декупаж)

Развивать мелкую моторику рук, посредством украшения вазы; развитватьтворчество,чувство цвета.

Ваза из пластиковой бутылки, цветочки из разноцветной бумаги.

«Чудеса для детей из ненужных вещей» М.Н.Нагибина

стр. 136

2.

Украшение совочков и ведерок из пластиковых бутылок

Закреплять умение составлять узор из предложенных элементов, чередовать их по цвету, форме, развивать творчество.

Вырезанные из пластиковых бутылок ведерки, совочки, элементы для украшения из самоклейки.

 «Чудеса для детей из ненужных вещей» М.Н.Нагибина

стр. 138

3.

«Пасхальное яйцо»

Учить проявлять аккуратность при работе с хрупким материалом, развивать творчество при раскрашивании яйца и украшении элементами декора.

Пустое куриное яйцо, краски, кисти, наклейки.

«Оригинальные поделки из яиц» стр.15

4.

«Рамка для фото»

(декупаж)

Продолжать учить работать с нетрадиц.материалом(салфетки),закреплять навыки составления узора(чередование,расположение).

Заготовки для рамки (16на 20) из картона, бумажные салфетки с рисунком, клей.

«Чудесная мастерская» Н.М. Конышева стр.32

Май

Тема

Цель

Материал

Литература

1.

«Бабочка»

(из ореховой скорлупы)

Закреплять умение бережно работать с природ.материалом,самост. составлять поделку из элементов,проявлять творчество в выборе цвета.

Ореховая скорлупа, заготовки, крыльев бабочки из цветного картона, пластилин, клей.

«Поделки из природного материала» И.Черныш стр.38

2.

«Цветы» (декупаж)      

Закреплять умение вырезать по контуру(цветок),использовать в работе бросовый материал(крышки от чехлов для бахил);использовать в качестве украшения поделки кружева,ленты,наклейки.

Картонные цветы разного цвета,крышечки от чехлов для бахил,маркер тонкий чёрный,наклейки бабочек,клей,салфетки.

«Оригинальные поделки из яиц»стр.13

3.

«Цветы» (декупаж)

Познакомить со свойствами  бумаги ,развивать творчество через украшение цветка элементами декора(бусины,ленты).

Сафетки ,зелёная  бумага,бисер,шаблон цветка.

«Поделки из солёного теста» Романовская А.Л.

4.

«Кашпо для цветка»  коллективная работа

 

Закреплять умение аккуратно работать с солёным тестом(наносить на горшок ровным слоем),декорировать с помощью колпачка от фломастера и цветных лент.

Солёное тесто,небольшие пластмассовые горшочки для цветов,колпачки от фломастеров,ленты.

«Поделки из солёного теста» Романовская А.Л.

  Организационно - методическое обеспечение программы.

1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Компьютер для показа презентаций.

    Список литературы.

1. В. С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002.

2. Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999.

3. К. В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000.

4. Г.И.Перевертень «Мозаика из круп и семян».

5. И.М.Конышева «Чудесная мастерская».

6. И.М.Конышева «Творим, размышляем, растем».

7. И.В.Новикова И.В. «Конструирование из бумаги в детском саду».

8.М.И.Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

содержание программы "Творческая мастерская"

содержание программы занятия 1-26...

Образовательная программа «Творческая мастерская»

Программа развития творческих способностей у детей младшего возраста...

«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через реализацию программы «Творческая мастерская ткачества»

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результ...

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку

Программа Творческая мастерская. По дороге в сказку...

Районная программа творческой мастерской "Познаём мир"

В программе творческой мастерской «Познаём мир» ярко выражен региональный компонент. Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимос...

Программа кружка "Мастерская пестрых дел"

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей....