«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_mladshih_doshkolnikov_posredstvom_skazok.docx | 34.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовская область р. п. Мучкапский
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Доклад на тему:
«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»
Подготовила: Жалнина О. Н.
Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека. А так же целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно–значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.
Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей, не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.
Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую «бьются на смерть». . В настоящее время все чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;
Задачи:
Для детей:
-познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний,
- воспитывать уважение к окружающим, желание помочь, выручить, доставить радость трудом и заботой,
- вызывать сострадание к обиженным, дружелюбие, умение раскаиваться в плохих поступках,
- мириться,
- учить ласковому отношению к животным.
- обогащать и расширять словарный запас детей;
Для родителей:
-создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;
-развитие совместного творчества родителей и детей;
-развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
-заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО.
Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В числе задач, на решение которых направлен ФГОС есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.
Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве. " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать. ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств.
Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность.
С целью формирования культурно – толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.
Закончить своё выступление хочется словами Л. Н. Толстого:
«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру».
Материал взят с сайта: http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
«Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
В статье описывается значимость духовно-нравственного развития дошкольников....
План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"
Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...
«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»
Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...