Доклад "Направления развития и содержание образования детей в соответствии с ФГОС ДО (образовательные области)
статья на тему
Предварительный просмотр:
Направления развития и содержание образования детей в соответствии с
ФГОС ДО (образовательные области)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования изменяет подход к определению образовательных областей, установленный ранее федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). Напомним, что в ФГТ выделяли 10 образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Согласно ФГТ критериями разделения содержания дошкольного образования на образовательные области были виды специфической детской деятельности: игровая, трудовая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, продуктивная и музыкально – художественная.
Во ФГОС дошкольного образования основой деления на образовательные области стали четыре основных направления развития ребенка дошкольного возраста. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие.
Таким образом, содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
ФГОС ДО определяет основное содержание деятельности по освоению данных областей.
В период отсутствия реестра примерных Программ разработчики ФГОС ДО рекомендуют выстраивать педагогическую деятельность по всем направлениям развития ребенка с учетом методики развития ребенка дошкольного возраста.
Алгоритм действий при этом таков:
- Определяем из методики цель и задачи по тому или иному направлению развития.
- Дополняем эти задачи направлениями деятельности и задачами, которые нам предлагает ФГОС.
- Определяем направления развития в соответствии с методикой, выбираем методы, дополняя их средствами и формами.
Остановимся более подробно на каждой из образовательных областей.
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей. Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира дошкольника. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение конструктивно общаться позволит в дальнейшем дошкольнику комфортно жить в обществе людей, быть успешным. Благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Основная цель реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В соответствии с целью ФГОС определяет задачи данного направления: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Проанализировав задачи данной области, парциальные программы социального развития, имеющиеся в дошкольной практике, можно вычленить четыре направления реализации ОО «Социально – коммуникативное развитие»:
- Развитие игровой деятельности;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
- Трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности
Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.
ФГОС ДО рассматривает игру как один из сквозных механизмов развития ребенка, сюжетно – ролевую игру как важное средство его социализации. Существует несколько методов руководства сюжетно – ролевой игрой.
Метод Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой базируются на трех принципах:
- Первый принцип: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
- Второй принцип: на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры
Третий принцип: на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам
Комплексный метод руководства игрой (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой.)
Определяет педагогическую поддержку самодеятельных игр и обеспечение педагогических условий развития игры.
Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований,
способствующих формированию психических новообразований:
- Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления. Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений.
- Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно,
она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться.
Классификация игр (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой.)
- Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):
Самостоятельные игры:
Игра – экспериментирование (с игрушками, природными объектами)
Сюжетные самодеятельные игры:
Сюжетно – отобразительные
Сюжетно – ролевые
Режиссёрские
Театрализованные
- Игры, возникающие по инициативе взрослого:
Обучающие игры:
Сюжетно-дидактические
Подвижные
Музыкально-дидактические
Досуговые игры
Игры – развлечения
Интеллектуальные
Празднично – карнавальные
Театрально – постановочные
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:
Традиционные или народные
Создание условий для развития свободной игровой деятельности
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Кроме того, педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость.
Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.
Патриотическое воспитание
Патриотическое воспитание дошкольников может быть представлено следующими компонентами:
Содержательный компонент направлен на формирование представлений у детей об окружающем мире (о культуре народа, его традициях, творчестве, о природе родного
края и страны, о деятельности человека в природе, об истории страны,
отраженной в названиях улиц, памятниках, о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг.)
Эмоционально – побудительный компонент направлен на формирование эмоционально-положительных чувств ребенка к окружающему миру (любовь и чувство привязанности к родной семье и дому; интерес к жизни родного города
и страны; гордость за достижения своей страны; уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому; восхищение народным творчеством; любовь к родной природе, к родному языку; уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде).
Деятельностный компонент отражает отношение ребенка к миру в деятельности (игре, познавательной деятельности, продуктивной деятельности и др.).
Иными словами, знания о явлениях социального мира сопровождаются отношением к этому знанию, эмоциональным воплощением этих знаний, а затем находят отражение в деятельности ребенка.
Система работы по формированию
у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Социокультурная ситуация детства и развития современного ребенка диктует реализацию задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей как систему задач первостепенной важности.
Целью данного направления является формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Основные задачи данного направления: научить ребенка ориентироваться
в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно”, научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки), Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов
и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Основные направления работы по ОБЖ
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного
восприятия окружающей обстановки;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
- Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание
у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
- Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок
(хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные
жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.
- Занятия проводить не только по расписанию или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок, ситуативных бесед и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.
- Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию
и т.д.
Развитие трудовой деятельности
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания дошкольников. Оно заключается в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у дошкольников формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.
Трудовая деятельность в ДОУ включает в себя следующие виды труда:
- труд по самообслуживанию;
- хозяйственно – бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд;
- ознакомление с трудом взрослых.
Основными формами организации трудовой деятельности являются:
- поручения ( простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);
- дежурство;
- коллективный труд.
Методы и приемы трудового воспитания
Методика трудового воспитания выделяет две группы методов и приемов.
I группа методов направлена на формирование нравственных представлений, суждений, оценок (беседы на этические темы, чтение художественной литературы, решение логических задач, рассматривание иллюстраций и др.).
II группа методов направлена на формирование у детей практического опыта трудовой деятельности (показ действий, пример взрослого, целенаправленное наблюдение, создание контрольных педагогических ситуаций).
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, оно позволяет реализовать их врожденное стремление к движению. ФГОС ДО объединяет образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура» в одну единую область.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование физической культуры детей дошкольного возраста, культуры здоровья, первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Основная цель реализации образовательной области «Физическая культура»- гармоничное физическое развитие, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование основ здорового образа жизни.
Исходя из цели можно выделить три вида задач:
Оздоровительные
- охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;
- всестороннее физическое совершенствование функций организма;
- повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
- разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое,
но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Направления физического развития
- Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость, способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами.
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.).
Принципы физического воспитания
Дидактические
| Специальные | Гигиенические |
- систематичность - развивающее обучение - доступность - учет индивидуальных - сознательность - наглядность | - непрерывность - последовательность - цикличность | - сбалансированность нагрузок - рациональность чередования деятельности и отдыха - возрастная адекватность - оздоровительная - осуществление личностно- |
Методы физического воспитания
Наглядный | Словесный | Практический |
- Наглядно-зрительные - Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) - Тактильно-мышечные | - Объяснения, пояснения, - Подача команд, - Вопросы к детям - Образный сюжетный - Словесная инструкция | - Повторение упражнений - Проведение упражнений - Проведение упражнений |
Средствами физического развития являются
- Двигательная активность, занятия физкультурой;
- Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода);
- Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий).
Виды двигательной деятельности:
Гимнастика:
— основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);
— строевые упражнения;
— танцевальные упражнения;
— с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта).
Игры:
— подвижные;
— с элементами спорта.
Простейший туризм.
Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др.
Формы образовательной деятельности
Физическое развитие осуществляется в различных формах образовательной деятельности
- в рамках непосредственно образовательной деятельности: физкультурное занятие, игровая беседа с элементами движений, интегративная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, подвижная игра, контрольно-диагностическая деятельность, экспериментирование, спортивные и физкультурные досуги, спортивные состязания, проектная деятельность и др.
- в режимных моментах: физкультурное занятие, игровая беседа с элементами движений, интегративная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, подвижная игра, контрольно-диагностическая деятельность, экспериментирование, спортивные и физкультурные досуги, спортивные состязания, проектная деятельность и др.
- самостоятельная деятельность: двигательная активность в течение дня, подвижная игра, самостоятельные спортивные игры и упражнения и др.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
• обучать детей правилам безопасности;
• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Организуя различные виды детской деятельности педагогу необходимо акцентировать внимание детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
Образовательная область «Речевое развитие»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач разностороннего развития детей в максимально сенситивный период развития.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Исходя из выше сказанного, основной целью речевого развития является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из задач, вытекают направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста:
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя речи: морфология (изменение слов
по родам, числам. падежам); синтаксис (освоение различных
типов словосочетаний и предложений); словообразование. - Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь
(рассказывание). - Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
В работе по развитию речи дошкольников целесообразно использовать весь спектр методов:
наглядные непосредственное наблюдение и его
разновидности (наблюдение в природе, экскурсии) опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры
на наглядный материал, словесная игра, речевая ситуация, ситуативный разговор.
практические: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры
Средствами развития речи являются: общение со взрослыми и сверстниками, культурная языковая среда, художественная литература, обучение родному языку в рамках НОД, изобразительное искусство, музыка и театр.
Важно использовать разнообразные формы образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников:
- в рамках непосредственной образовательной деятельности: чтение, обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание, игровая ситуация, дидактическая игра, интегративная деятельность, беседа о прочитанном, инсценирование, викторина, игра-драматизация, показ настольного театра, разучивание стихотворений, театрализованная игра; режиссерская игра, проектная деятельность, интегративная деятельность, решение проблемных ситуаций, разговор с детьми, игра.
- в режимных моментах: ситуация общения в процессе режимных моментов, дидактическая игра, чтение (в том числе на прогулке), словесная игра на прогулке, наблюдение на прогулке, труд, игра на прогулке, ситуативный разговор, беседа, беседа после чтения, экскурсия, интегративная деятельность, разговор с детьми, разучивание стихов, потешек, сочинение загадок, проектная деятельность, разновозрастное общение.
- самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевая игра, подвижная игра с текстом, игровое общение, общение со сверстниками, хороводная игра с пением, игра-драматизация, чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка.
Большое значение в реализации образовательной деятельности «Речевое развитие» отводится воспитанию любви и интереса к художественному слову и знакомству детей с художественной литературой в различных формах работы с дошкольниками, которые включают: чтение и рассказ литературных произведений, беседы и обсуждение литературного произведения, инсценирование, театрализованная игра, игра на основе сюжета, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову
Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.
В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг- самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Основная цель образовательной области «Познавательное развитие» - развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачами реализации ОО «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО являются развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает следующие разделы: «Развитие математических представлений и сенсорное развитие», «Предметный и социальный мир», «Мир природы».
Развитие математических представлений и сенсорной культуры
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Основные направления развития математических представлений в ДОУ
Количество и счет, форма, величина, число, цифра, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.
Развивающие задачи РЭМП
- Формировать представление о числе;
- Формировать геометрические представления;
- Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях);
- Развивать сенсорные возможности;
- Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин);
- Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин;
- Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления.
Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений
- Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
- Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
- Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
- Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
- Обучение в повседневных бытовых ситуациях, режимных моментах;
- Демонстрационные опыты;
- Сенсорные праздники на основе народного календаря;
- Театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления;
- Занятие с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности;
- Коллективное занятие при условии свободы участия в нем;
- Свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики;
о прикладных аспектах математики;
- Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Детское экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников включает: наблюдения как целенаправленный процесс, в результате которого ребенок должен сам получать знания; опытническую деятельность (демонстрационные опыты – показ воспитателя; лабораторные – дети вместе с воспитателем, с его помощью; опыт – доказательство, опыт – исследование).
Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно -следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.
В поисковой активности ребёнка можно выделить три формы экспериментирования и исследования: практическое, умственное и социальное.
Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами.
Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и др.
Умственное экспериментирование, в отличие от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.
Особое место в работе педагогов с детьми занимает социальное экспериментирование, которое актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и эксперимента становятся отношения ребёнка со своим социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).
Ознакомление дошкольников миром природы
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры — это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.
«Отношение» — конечный результат экологического воспитания дошкольников.
Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент.
Преобладание познавательного аспекта в отношении — это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребёнка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах природных явлений и объектов.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
В процессе ознакомления детей с миром природы расширяется ориентация детей в окружающей среде, формируются представления о предметах и явлениях неживой и живой природы, развиваются познавательные способности, воспитывается гуманное отношение к миру природы.
Содержание направления «Мир природы» реализуется в различных видах деятельности и формах работы:
- Непосредственно образовательная деятельность экологического содержания;
- Экологические экскурсии;
- Уроки доброты;
- Викторины, конкурсы;
- Наблюдения;
- Решение проблемных ситуаций;
- Экологические выставки, экспозиции;
- Недели экологического творчества;
- Экологические праздники, выставки;
- Дидактические игры экологического содержания;
- Экологические сказки;
- Экологическая тропа;
- Поисково-исследовательская деятельность.
Ознакомление дошкольников с социальным миром
Цель данного модуля - развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, развитие эмоций и формирование самосознания каждого ребёнка.
Процесс становления личности осуществляется в разнообразных видах деятельности дошкольника, позволяющих ему включиться во всё многообразие социальных отношений.
Учитывая тот факт, что социальный мир представляет собой сложную систему взаимоотношений людей в различных ситуациях взаимодействия, можно выделить такие задачи:
- Формировать у детей первоначальные представления о взаимоотношениях с ближайшим социальным окружением (знакомство с социальными отношениями в семье, формирование опыта социального взаимодействия в семье);
- Воспитывать интерес и эмоциональное отношение к различным субъектам социального мира (формирование представлений об эмоциях человека; знакомство с моральными качествами людей; формирование чувства сопереживания другим людям, навыка выбора способа правильного поведения в различных эмоциональных ситуациях);
- Формировать у детей представления о взаимоотношениях с широким социальным окружением (формирование доброжелательного отношения ко всем детям в группе дошкольного образовательного учреждения, уважительного отношения к взрослым, полоролевых взаимоотношений в детском коллективе);
- Формировать основы этической культуры: знакомить детей с правилами общения в различных ситуациях взаимодействия людей (на прогулке, в гостях, по телефону);
- Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности людей (знакомство и расширение знаний детей о различных профессиях, о разнообразной технике, облегчающей труд);
- Формировать первоначальные представления о родной стране (знакомство с родным городом, краем; воспитание любви к Родине и уважения к людям разных национальностей);
- Формировать у детей представления о праздничной культуре (углубление и уточнение представлений детей о праздниках – семейных, государственных, народных и др., о народных праздничных традициях и обычаях).
Формы организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с социальным миром может сочетать в себе различные виды активности ребёнка (беседа; решение проблемной ситуации, наблюдение, сюжетно-ролевая и дидактическая игра, поисковое задание, рассказывание по иллюстрациям и моделирование и т.п.).
- в режимных моментах: беседы и ситуативные разговоры, игровые этюды и приёмы; наблюдения и поручения;
- в самостоятельной деятельности: воспитатель создаёт условия для возникновения и проведения сюжетно-ролевой и режиссёрской игры, в которой дети отражают накопленные впечатления от окружающей жизни.
Создание условий для развития познавательной деятельности
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовки к празднику и т. д.
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогая организовать дискуссию;
• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Искусство (словесное, музыкальное, изобразительное) выполняет этическую и эстетическую функции образования детей дошкольного возраста. Особенность восприятия детьми дошкольного возраста произведений искусства заключается в том, что с их помощью ребёнок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, добро и зло, красоту окружающего мира, переживая и проживая содержание произведений искусства. Процесс общения с произведениями искусства (книгой, музыкой, картиной, народной игрушкой и др.) является одним из определяющих в интеллектуальном, личностном (в том числе мировоззренческом) и эстетическом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Художественно – эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей дошкольного возраста, именно в ней ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, способен ощутить продукт своей деятельности, одним словом реализовать себя как творческая личность.
Задачи образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
согласно ФГОС дошкольного образования
- Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
- Становление эстетического отношения к окружающему миру
- Формирование элементарных представлений о видах искусства
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Проанализировав задачи данной области, можно выделить четыре направления деятельности по реализации ОО «Художественно – эстетическое развитие»:
- Изобразительная деятельность
- Музыкальная деятельность
- Восприятие художественной литературы и фольклора
- Конструктивно – модельная деятельность (конструирование)
Данные направления включают следующие виды деятельности:
Изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация.
Конструктивно – модельная деятельность: конструирование из строительного материала, практическое и компьютерное конструирование, конструирование из деталей конструкторов, конструирование из бумаги и природного материала.
Музыкальная деятельность включает:
- восприятие музыки;
- исполнительство (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.
- творчество (вокальное, инструментальное): пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровая деятельность, игра на музыкальных инструментах.
Восприятие художественной литературы и фольклора виды деятельности в данном направлении были представлены в описании образовательной области «Речевое развитие».
Формы образовательной деятельности
Изобразительная деятельность дошкольников осуществляется в различных формах образовательной деятельности:
- в рамках непосредственно образовательной деятельности (рисование, аппликация, конструирование и художественное конструирование, лепка): изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр, экспериментирование, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства, тематические досуги; выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи, проектная деятельность, творческие мастерские , виртуальные экскурсии.
- в режимных моментах: наблюдение; рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, игра, игровое упражнение, проблемная ситуация; конструирование из песка, обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.), создание коллекций.
- самостоятельная деятельность: украшение личных предметов, игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые), рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; самостоятельная изобразительная конструирование из крупногабаритных модулей.
деятельность.
Музыкальная деятельность дошкольников осуществляется в следующих формах образовательной деятельности:
- в рамках непосредственно образовательной деятельности : слушание музыки; экспериментирование со звуками, музыкально-дидактическая игра, шумовой оркестр, разучивание музыкальных игр и танцев, совместное пение, импровизация, беседа интегративного характера, совместное и индивидуальное музыкальное исполнение, музыкальное упражнение, двигательный пластический танцевальный этюд; творческое задание, концерт-импровизация, танец, музыкальная сюжетная игра и т.д.
- в режимных моментах: слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов, музыкальная подвижная игра на прогулке, концерт-импровизация на прогулке и т.д.
- самостоятельная деятельность: музыкальная деятельность по инициативе ребенка: импровизация на музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, детский ансамбль, оркестр , игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых и др.
Конструктивно – модельная деятельность осуществляется в следующих формах образовательной деятельности:
- в рамках непосредственно образовательной деятельности : (конструирование и художественное конструирование), экспериментирование, рассматривание эстетически привлекательных объектов; игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые),тематические досуги, проектная деятельность, конструирование по образцу, модели, условиям, теме, замыслу, конструирование по простейшим чертежам и схемам.
- в режимных моментах: наблюдение, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, игра, игровое упражнение, проблемная ситуация, конструирование из песка, обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
- самостоятельная деятельность детей: игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые), рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства, самостоятельная конструктивная деятельность.
Восприятие художественной литературы и фольклора осуществляется в следующих формах образовательной деятельности:
- в рамках непосредственной образовательной деятельности: чтение, обсуждение, рассказ, беседа, игра, инсценирование, викторина и др.
- в режимных моментах: ситуативный разговор с детьми, игра (сюжетно-ролевая, театрализованная), продуктивная деятельность, беседа, сочинение загадок, проблемная ситуация и др.
- самостоятельная деятельность: игра, продуктивная деятельность, рассматривание, самостоятельная деятельность в книжном уголке и в театральном уголке (рассматривание, инсценировка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа по области "Художественно - эстетическое развитие" для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....
Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС
Тема: Образовательная область «Физическое развитие» ФГОС...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. «Раскрасим репку»
Надеюсь мой материал поможет Вам в работе и пополнит вашу методическую копилку.Конспект с использованием современных педагогических технологий:игровые технологии, личностно-ориентированная технология,...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Мячик» средний возраст.
развернутый конспект занятия по аппликации в средней группе с использованием инновационных технологий. перечислены образовательные области, задачи которых решаются в этом конспекте. дано подробное опи...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Лепка «Подъемный кран» средний возраст.
в данном конспекте закрепляется умение детей лепить предметы по представлению, дополняя сюжет, создавая нужный образ, используя технику налепа. уточняется знание детей,что такое многоэтажный дом, как ...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Лепка «Осенний кустик» средний возраст.
познакомить детей с понятием барельеф. создание нужного образа путем налепливания деталей на основу. закрепление навыков скатывания пластилина в колбаски разной длины и толщины....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Лепка «Вам знаком такой зверек» средний возраст.
учить детей создавать образы на основе их знаний, передавать в лепке пропорциональное соотношение и расположение частей образа, закреплять навыки соединения частей путем прижимания их друг к другу....