«Моя страна - бескрайняя Россия» конспект викторины с детьми подготовительной к школе группы
материал (подготовительная группа) на тему
Развлечение с закреплением двух столиц нашей России, её символики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект викторины с детьми подготовительной к школе группы
Тема «Моя страна - бескрайняя Россия».
Задачи:
- формировать у детей гражданскую позицию через систематизацию знаний о родной стране России, её государственных символах (гербе, флаге, гимне).
-совершенствовать связную речь детей при составлении рассказов о столице страны Москве, северной столице – Санкт - Петербурге, их достопримечательностях.
-приобщать детей к искусству русского народа, расширяя представления о государственных праздниках (8 марта, 23 февраля, 1 мая, 9 мая) и народных символах (берёзка, каравай, самовар, матрёшка)
Материал и оборудование: герб, флаг, гимн, карта России; герб, флаг Москвы и Санкт-Петербурга, иллюстрации достопримечательностей этих городов (Кремль, Красная площадь, Спасская башня, Зимний Дворец, Петропавловская крепость, разводные мосты), картинки с изображением матрёшки, самовара; портреты знаменитых людей: Пётр Первый (www.scholl-collection.edu.ru, Петр Первый (N 208524), Георгий Константинович Жуков (http://nazadvgsvg.ru), Юрий Гагарин (www.minipedia.org.ua), Валентина Терешкова (www.cosmos-online.ru), Алексей Немов (www.tltsport.ru), Виктор Николаевич Поляков (www.tgl.ru).
Ход.
Под музыку (песня о Родине) дети командами входят в зал и строятся возле своих эмблем.
Ведущий: - Мы живём в самой большой и прекрасной стране на земле. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя-Россия. И сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине на тему «Бескрайняя Россия», где вы покажите свои знания о России, посоревнуетесь в смекалке, у кого будут самые подробные и верные ответы на вопросы, тот и станет победителем.
У нас будет жюри, строгое и справедливое.
Воспитатель представляет членов жюри
Ведущий: - прошу капитанов представить свои команды.
1 команда «Родные просторы»
Девиз: - Озёра, реки и поля
Леса и степь и горы,
Как велика наша страна,
Как широки её просторы.
2 команда «Раздолье»
Девиз: - Россия, как песни слово.
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
Ведущий: – Молодцы, капитаны, достойно представили свои команды.
1 конкурс «Разминка»
Команды должны показать свои знания о России. (Звучит гонг)
Ведущий задает вопросы командам по очереди.
1.Что такое Родина?
Дети: - Родина, значит родная, как мать и отец; Родина – это место, где мы родились, страна, в которой мы живём. Родина у каждого человека одна.
Ведущий: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей: моя семья, мой дом, мой город, мой край, моя страна, моя Родина – Россия.
2. А как много места занимает территория нашей страны? Покажите на глобусе.
Дети: - Территория нашей страны самая огромная, по сравнению с другими странами. Она расположена в двух частях света - в Европе и в Азии (показ на глобусе).
3. - Назовите водные пространства, которые омывают нашу страну? Назовите их характерные особенности. Покажите на карте.
Дети: - Нашу страну омывают Северный Ледовитый – самый маленький по площади океан, самый мелководный из всех океанов. Там сплошной лёд, мало тепла, суровый климат. Тихий - самый крупный и глубокий океан на земле. Животный мир тихого океана самый разнообразный по сравнению с другими океанами. Магеллан сильно ошибся с названием, он совсем не тихий, здесь зарождаются самые свирепые цунами и тайфуны. Атлантический – второй по величине океан. На дне много водных вулканов. Животный мир разнообразен, особенно много крупных морских зверей (киты, тюлени, котики) и океанические птицы. (Показ океанов на карте).
4. Это морские границы нашей страны с Японией и США (Америкой). А по суше, с какими странами граничит Россия?
Дети: - Россия по суше граничит со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея. (Сколько смогут назвать, необязательно все).
Ведущий – Правильно, много стран вы назвали. Россия граничит с 18 государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. И со всеми мы живём дружно, не допуская войн. Каждая страна имеет свои государственные символы. О чём рассказывают государственные символы России?
2 конкурс «Государственные символы России».
Ведущий - Капитаны, возьмите задание.
Материал: 1- изображение герба Росси; 2- изображение флага России.
Как только гонг прозвучит, все должны быть готовы к ответу и рассказать о символе, который вам достался.
Дети о гербе России: - На гербе нашей страны изображён золотой двуглавый орёл, поднявший вверх распущенные крылья, со скипетром и державой. На щите изображён серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Он копьём поражает змея. Герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость, сильная власть и защита государства.
Дети о флаге России: Это трёхцветное полотнище. Обозначение цветов: белый – чистота, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.
Ведущий: - а где его можно увидеть?
Дети: - на зданиях, самолётах, кораблях.
Ведущий: - всё верно рассказали. Что такое государственный гимн?
Дети: Гимн - главная песня страны, которая исполняется в особо торжественных случаях. Слушать её надо стоя, проявляя уважение.
Прослушивание гимна России (www.scholl-collection.edu.ru, Аудиофрагмент: Гимн РФ (N 164964)
Ведущий: Но не только торжественные песни исполняются у нас в стране, но и весёлые, народные – шуточные. Давайте поиграем да повеселимся, в удальстве посоревнуемся.
Двигательная пауза: народная игра «Скок-поскок».
Цель: снятие умственного и мышечного напряжения, вызов положительных эмоций у детей.
Ход игры: дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга - птичка (ребёнок, которого выбрали по считалочке)
Скок, скок - поскок продвигаются вперед прыжками
Молодой дроздок,
По водичку пошел, идут мягким пружинным шагом
Молодичку нашел.
Молодиченька, сужают круг
Невеличенька,
Сама с вершок, присаживаются
Голова с горшок. прикладывают ладони к щекам, покачивают
головой
Методические рекомендации к проведению двигательной паузы: текст игры произноситься не спеша, ритмично. На слова «сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.
Ведущий: Славно повеселились, но пора за дело браться, продолжаем викторину. В нашей стране более 1000 городов, «Родные просторы» назовите столицу России.
Дети: - Москва.
Ведущий: «Раздолье» назовите северную столицу?
Дети: Санкт – Петербург
3 конкурс «Рассказы о Москве и Санкт-Петербурге» (звучит гонг)
Ведущий: - Что вы знаете об этих городах? Перечислите достопримечательности, чем отличается герб и флаг этого города. Какая самая большая река там протекает. В помощь возьмите иллюстрации об этих городах.
Дети тянут жребий. Например, команда «Родные просторы» рассказывает о Москве, а команда «Раздолье» рассказывает о Санкт- Петербурге. Дети разбирают соответствующие картинки нужного города и помещают у себя на столах.
Дети о Москве: - Москва начиналась со строительства кремля. В Кремле работают президент России и правительство. Достопримечательности Москвы: Спасская башня (показывают). На ней расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны - кремлёвские куранты. Красная площадь (показывают). Здесь проходят парады, салюты, выступления артистов. На гербе Москвы изображен всадник — Святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии, на коне, поражающий золотым копьем черного Змея. Флаг города Москвы представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с двусторонним изображением в центре Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змея. В Москве протекает самая крупная – Москва-река.
Дети о Санкт - Петербурге: Санкт-Петербург построен на реке Неве. Основал его царь Пётр Первый. Его построили раньше, чем Москву. Пётр Первый хотел сделать Санкт-Петербург столицей России, но потом передумал. Поэтому сейчас Санкт-Петербург называют второй столицей России, или Северной столицей России. К достопримечательностям Санкт-Петербурга относятся Зимний Дворец, Петропавловская крепость, разводные мосты (показывают и кратко описывают). Герб Санкт-Петербурга (цветное изображение) представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского и речного, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из неё Андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединённых Андреевской лазоревой лентой. Флаг Санкт-Петербурга представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, в центре которого изображены два перевернутых белых якоря — морской и речной, положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом. Сейчас Санкт – Петербург считается одним из красивейших городов мира.
Ведущий: - Всё верно рассказали о двух главных городах России.
4 конкурс «Собери сувенир» (Звучит гонг).
Ведущий: А какие народные символы характеризуют Россию? С какими предметами, растениями гости России ассоциируют её? Когда приезжают иностранцы к нам в страну, какие сувениры они хотят приобрести?
Дети: матрёшка, самовар, берёзка, каравай.
Ведущий: Выбирайте конверты, доставайте пазлы. Кто быстрее соберёт сувенир для иностранцев!
Дети на столах собирают, кому что досталось: самовар или матрёшку. Рассказывают о сувенире.
Дети о Матрешке: Матрёшка – это тепло и уют в доме. Матрёшка – она мать, которая символизирует собой семью. А в ней – мелкие матрёшки – это дети разного возраста, и даже внуки. Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно точно исполниться.
Дети о Самоваре: Самовар - символ застолья, щедрого, душевного, с обилием пирогов и чая. Чем больше чая, тем лучше. Народ придумал пословицу: гость в дом – самовар на стол. Таковы русские традиции. Сейчас самовар – сувенир.
Ведущий: - Ну, молодцы, справились с заданием, собрали сувениры, я думаю, гости нашей страны будут вам благодарны.
5 конкурс «Вспомни и назови пословицу о Родине»
Ведущий: Наш народ тоже восхваляет свою страну и сложил много пословиц о Родине, а какие вы назвали, если бы сами приехали зарубеж? (Дети по очереди называют пословицы)
Ведущий: Да, ребята, в народе с давних времён любовь к Родине выжалась не только в пословицах, но и делом.
6 конкурс «Знаменитые люди России» (звучит гонг), Приложение 1.
Ведущий: - В нашей стране люди живут дружно, они приветливы, добры, сильны духом. Есть много замечательных людей, которые своими делами, поступками прославили нашу Родину. Внимание, вопрос! Вам нужно назвать имя человека, и рассказать чем он прославил Россию?
Портреты знаменитых людей демонстрируются детям на экране.
Дети: Пётр Первый - это первый русский царь. Он прославил Россию тем, что построил первый флот и разгромил врагов, которые хотели захватить Россию.
Георгий Константинович Жуков - это маршал Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны, он многое сделал, чтобы наша армия победила. Он руководил захватом Берлина, под его командованием наша армия одержала победу 9 мая 1945 года.
Юрий Гагарин – первый космонавт не только нашей страны, это первый человек, полетевший в космос.
Валентина Терешкова – это лётчица повторила подвиг Юрия Гагарина. Первый космонавт – женщина.
Алексей Немов – это четырёхкратный чемпион мира по спортивной гимнастике. Начинал карьеру в Тольятти. Является Почётным гражданином города Тольятти.
Виктор Николаевич Поляков – первый директор ВАЗа. Почётный гражданин Тольятти. Под руководством В.Н.Полякова в короткие сроки был создан наш завод. Он поднял наш город. Одна из новых улиц нашего города названа в честь В.Н. Полякова.
Ведущий: - Я очень рада, что вы знаете знаменитых людей, которыми можно гордиться.
7 конкурс «Государственные праздники» (домашнее задание).
Ведущий: Наш народ славен и добрыми делами и умением повеселиться. Давайте вспомним народные праздники. Это было ваше домашнее задание.
Команды загадывают друг другу загадки по очереди
Ведущий: Начинает команда «Родные просторы», вам слово.
- Идёт парад, гремит салют,
Звучит оркестр там и тут,
Не только прадеды и деды
Встречают славный….(День Победы)
- Музыка, флаги, шары и цветы,
Столько весенней вокруг красоты
Первого мая отметим всегда
Радостный праздник…(Весны и труда)
Ведущий: Продолжает команда «Раздолье».
- Чтоб на всей большой земле
Мир настал для человечества,
Отмечаем в феврале
день…(Защитника отечества)
- Если нам куда – то надо, путь найти поможет карта
Если нам нужны награды, быстрый бег начнём со старта…
А весной мы встретить рады женский день…(8 марта)
8 конкурс «Песни о Родине»
Ведущий: Да, много праздников у русского народа. Любит он и танцевать, и петь. Давайте тоже споём! Объявляется конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений.
Команды по очереди исполняют песни о Родине:
- «Край Родной» слова и музыка Е. Гомоновой
- «Это Родина наша» слова И. Мазина, музыка А. Абрамова.
Подведение итогов викторины. Награждение команд-участниц.
Ведущий: Будущее нашей страны во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать , когда станете взрослыми людьми.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Знатоки космоса»
АНО ДО «Планета детства «Лада»ДС № 99 «Капелька» Конспект познавательной викторины с детьми подготовительной к школе группына тему: «Знатоки космоса...
Конспект ООД с детьми подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в страну Математика»
Тема: «Путешествие в страну Математика»Цель: Закрепить знания, полученные в течение года: упражнять в различении геометрических фигур, развивать логическое мышление детей (задачи на ...
«К вершине Знаний» - конспект викторины-квеста в подготовительной к школе группе.
laquo;К вершине Знаний» – викторина для детей старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группе. Ребятам предлагается увлекательное восхождение к «вершине Знаний»...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП) Развлечение «Математическая Викторина» с детьми подготовительной к школе группы №7 "Сказка"
Цель:Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь....
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Воображение»
Занятие направлено на развитие такого познавательного процесса, как воображение. В дошкольном детстве воображение занимает особое место в психическом развитии ребенка. Воображение — особен...
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы: «Путешествие в страну Чувств»
Цель: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром. Задачи: 1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей. 2. Развивать ...
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: Россия - Родина моя
Задачи:-закрепить знания детей о России, великих людях страны, о декоративно-прикладном творчестве;-воспитывать у детей интерес к своей стране чувство любви и гордости за свою страну.-расширить предст...