Консультация для воспитателей из опыта работы "Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством дидактических игр"
консультация по теме

В данном материале проанализирован опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      МБДОУ «Детский сад №55 «Радость»

                                                      города Лесосибирска»    

                                                      Воспитатель: Т.А.Федосова

                                                       

Консультация из опыта «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством дидактических игр»


     Нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, забота, стремление оказать помощь), соответствующих требованиям общественной морали.

      Программа «От рождения до школы» выделяет следующие аспекты в нравственном развитии детей:

-поддержка традиционных ценностей (любовь к Родине, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, формирование традиционных гендерных представлений, воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру)

        Выбрала данную тему потому, что проблемы, касающиеся нравственности наблюдались в нашей группе, такие как неспособность и нежелание просить прощение друг у друга, уступать своему товарищу. Решали эти проблемы  с помощью личного примера, хвалили тех детей, кто внимателен к ближнему, приучали выбирать ведущего в игре с помощью считалки, а капитана команды по выбору детей.

    Например: (Младшая группа) Пообедав, девочка уносит за собой стул, нечаянно задевает другого ребёнка, тот плачет, а девочка либо просто не обращает внимание, либо говорит «Я нечаянно». Просим извиниться, подойти пожалеть, жалеем сами обиженного малыша. Объясняем, что просить прощения не стыдно, плохо, когда ты обидел и не пожалел. Мы проигрывали такие ситуации в группе с помощью игрушек « Как лиса зайчика обидела»

       (Средняя группа) Все хотят быть лидерами. Уступать никто не хочет. Роль ведущего в игре определяется с помощью считалки, либо по выбору взрослого в порядке очерёдности. Объясняем, что в следующий раз будет кто – то другой, нужно уступать, все хотят быть ведущим. Также использовали игры, такие как « Упрямый ёжик»

        (Старшая группа) Дети повзрослели, такие недоразумения случаются всё реже. Даже покапризничав, ребёнок, через некоторое время сам признаёт свою ошибку, иногда просит прощения у всех детей.  

      Используем игру «Наши добрые дела»  с мячом, игрушкой, волшебной палочкой, корзинкой, коробочкой…

   

        Ребёнок младшего и среднего дошкольного возраста фиксирован на собственном «я». Снятие этой фиксации происходит за счёт развития внимания к другому ребёнку, чувства общности и сопричастности. Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнёров Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование  и содействие.                                    

     Ребёнок не рождается -  злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

  Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Родители,  создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми,  формируют  нравственные  качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.

        Ребенок, воспитанный в любви и заботе  взрослых, тем не менее, не имеет достаточных  представлений, чтобы проявить  такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить  доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых. Это мы, родители и педагогине сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Наша вина в том, что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно - прекрасного, нужного обществу.

Таким образом,  актуальность проблемы  побудили  меня к поиску игр,  которые   способствуют нравственному развитию, и при каких условиях формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.

  

         В работе с детьми использую следующие дидактические игры: «Незаконченные истории» (старшая и подготовительная группа)

Цель: выявление отношения к окружающим

Игровые действия: взрослый просит ребёнка закончить несколько ситуаций:

1.Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если  хочешь, иди, играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила:…Что ответила Маша? Почему?

2.Петя принёс в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Серёжа, выхватил  машину и стал с ней играть. Тогда Петя…Что сделал Петя? Почему?

 «Закончи рисунки»

Цель: учить делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Дети садятся кругом. У каждого набор карандашей и лист бумаги.

Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнёт рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервёте рисование, отдадите свою незаконченную картинку соседу слева.  И так до тех пор, пока ваш рисунок, который вы начинали рисовать, не вернётся к вам. Далее, обсудить, кто и что рисовал.

      Для детей старшей и подготовительной группы.

1«Сказочные герои, какие они?»

Цель: учить детей давать характеристику героев, их поступков, воспитание нравственного сознания, развитие речи детей.

Игровые действия : набор иллюстраций положительных и отрицательных героев, дети рассматривают, дают оценку и объясняют почему так думают. В данной игре столкнулись с трудностями по поводу сказочных героев, другое поколение - другие приоритеты.

2.«А как бы поступил ты?»

Цель: воспитание нравственного сознания, нравственного поведения, учить давать оценку тому или иному поступку, развитие речи детей.

Игровые действия: набор иллюстраций с различными ситуациями. Дети рассматривают и обсуждают.

1.«Что чувствует твоя семья и почему?»

Цель: формирование заботливого и внимательного отношения к членам своей семьи, учить определять по мимике настроение своих близких и называть причину их настроения и способы его изменения.

Игровые действия: иллюстрации, на которых изображены близкие люди с различными эмоциями. Предлагаем детям определить  эмоции и назвать их возможную причину.

  С помощью родителей в нашей группе создан  персонаж, который даёт оценку поступкам детей. Этот герой теперь неотъемлемый атрибут деятельности детей.  Как прошёл день, как «отреагировал» наш  «Лакмуся» на события и поступки в группе дети с интересом обращают внимание. (Вязаная кукла – мальчик имеет две стороны: с одной стороны – лицо улыбается, с другой – сердится).

       Дидактическим  играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его коммуникативные способности, умение найти выход в той или иной ситуации. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Необходимо вовремя заметить проблему, не запускать её, а тут же обсудить. Важную роль играет личный пример взрослого, взаимоотношения взрослых, чтение произведений, затрагивающих нравственные темы, проигрывание различных ситуаций, ну, и, конечно же, воспитание в семье.

   В нашей группе отмечена положительная динамика по существующей проблеме. Обидев, случайно или намеренно, ребёнок спешит попросить прощения, бывает, что на этом настаивают родители  ребёнка, нанёсшего обиду. (Иди, извинись, как некрасиво, мне стыдно за тебя). Уступить место другому ребёнку, тоже не проблема, дети сами находят выход. (Я буду в следующий раз, я поиграю, когда останется мало детей, давай ты поиграешь, а потом – я…).

        Регулярно проводится работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, подбор материала для папок – передвижек по данной теме.

 Как говорится в пословице: «ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ - ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР».

   

   

        

       

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством музыкальной и художественно-творческой деятельности

Материал представлен в виде опыта работы по духовно-нравственному воспитанию и презентации по теме....

Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников посредством музыкальной и художественно - творческой деятельности.

представлен опыт работы по духовно - нравственому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста....

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры...

конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств дошкольников посредством народной сказки в младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Воспитание нравственных качеств детей.Задачи:1.    Формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки других.2.    Развитие эмоциональной отзывчивости...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...