Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников посредством музыкальной и художественно - творческой деятельности.
статья (старшая группа) по теме
представлен опыт работы по духовно - нравственому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Дошкольный возраст является самым сензитивным из всех возрастных периодов жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Какой будет наша жизнь, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение без той духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю.
Отказ от православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление и бездуховность общества. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру и историю, поэтому без изучения основ православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Человека характеризует, прежде всего, его культура, которая является отражением его внутреннего мира. Понятие культуры включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность, а так же творческую активность.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно – нравственные компоненты в содержании образования. Именно поэтому тема нашего опыта особо значима. Отечественные мыслители и ученые А. А. Ухтомский, И. А. Ильин, М. М. Бахтин, В. В. Зеньковский и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к отечественной духовой культуре, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства.
Идея В. В. Зеньковского о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры.
Новизна нашего опыта заключается в комплексном решении задач в формировании у детей этических ценностей, эстетических интересов, художественных потребностей и творчества в соответствии с ценностями православной культуры через ознакомление с окружающим миром.
Целью нашей работы стало развитие личности ребенка дошкольного возраста в духовно-нравственном и эстетическом направлении.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
• Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (такими как Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткими сведениями о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), а так же жизни Святых (Святителя Николая, Сергия Радонежского…)
• Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
• Способствовать приобщению детей и их участию в основных православных праздниках, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Вначале работы методом тестирования родителей мы определили их отношение к данному направлению. Ими добровольно были написаны заявления-согласия о проведении углублённой работы с детьми по теме православия.
Наша работа началась с пересмотра развивающей среды в группе. Мы серьёзно отнеслись к содержанию дидактических игр и игрушек для детей. Старались не допускать таких игрушек как монстры, смешарики, различные виды игрушечного оружия (автоматы, пистолеты и т.п.). Совместно с родителями был создан уголок «Родная сторонка», где можно было увидеть творчество русского народа (вышивку крестом, гладью; кукол из разного материала; русские народные музыкальные инструменты, без которых не проходил ни один праздник; иконы, священные масла, всевозможные свечи).
Работа с детьми проводилась в игровой форме через организацию непосредственно – образовательной и совместной деятельности детей и взрослых. Для того, чтобы решить поставленные задачи мы, прежде всего, старались открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они знают и любят; вызвать в ребёнке запрос на красивое, светлое, через знакомые для них образы и реальности окружающего мира, учили замечать и самим создавать прекрасное.
Работу строили по трём направлениям:
- Духовно – образовательное;
- Музыкально – эстетическое;
- Нравственно – трудовое.
В разных видах детской деятельности мы учили детей понимать целесообразность устроения окружающего мира, взаимосвязи явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены человеческие отношения. Мы познакомили детей с христианскими этическими нормами – заповедями и правилами жизни.
Для реализации духовно – образовательного направления использовали следующие формы и методы:
- чтение Нового Завета для детей; современных православных журналов для дошкольников «Свечечка», «Шишкин лес», «Родничок», «Православная радуга»;
- обсуждение литературных произведений Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Осеевой;
- рассматривание икон;
- проведение этических бесед, викторин, конкурсов;
- показ мультимедийных фильмов, прослушивание в аудиозаписи рассказов Бориса Ганаго.
- использование дидактических игр «Исправь ошибку», «Знаешь ли ты?» и др.
Всё начинается с детства, и от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. Особое место в духовно-нравственном воспитании занимает музыка, которая передаёт всю гамму чувств, расширяет представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни.
Слушая классическую музыку, церковные песнопения, мы раскрывали художественный образ и добивались того, чтобы он дошел до внутреннего мира каждого ребёнка. В своей работе использовали произведения композиторов: П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, И.С.Баха и др.
Например, «Детский альбом» П. И.Чайковского заставлял переживать детей все эмоции: и печаль («Болезнь куклы»), и радость («Новая кукла»), восхищение («Песнь жаворонка») и возвышенное созерцание, похожее на стоны и даже на мольбу в пьесе «Утренняя молитва».
Музыка развивается очень естественно, легко воспринимается и запоминается. Все эти произведения высоко-духовного содержания, раскрывают перед детьми мир прекрасного и нравственного.
Для формирования общечеловеческих ценностей правильно подобранный песенный репертуар являлся одним из основных механизмов. Песенный жанр способствовал эмоциональной отзывчивости ребёнка, его творческому самовыражению. Песня вводила их в духовную жизнь, придавая эмоциональную окраску их мыслям, учила доброте, дружбе, уважению к старшим, любви к природе. Мы использовали песни различных авторов, как широко известных (Ю.Чичкова, В.Шаинского и др.), так и современных (Л.Олифировой, З.Роот, М.Еремеевой и др.). В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознавали и усваивали народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищения природой.
Музыкально-ритмические движения так же являлись важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребёнка. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияло на способность ребёнка контролировать их и делать более гармоничными.
Тщательно отобранный репертуар способствовал воспитанию нравственно-волевых качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе, воспитания дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего коллектива). Мы использовали различные игры («Плетень», «Гори ясно» р.н.м. в обр. Бодренкова); хороводы («Пошла млада», «Посеяли девки лён» и др.).
Стало доброй традицией ежегодно проводить такие праздники как «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Праздник берёзки».
Дети и взрослые являлись активными участниками этих праздников: водили хороводы, пели песни, играли на музыкальных инструментах и в народные игры, показывали маленькие сценки («Под грибом», «Морозко», «Пасхальный колобок» и др.), дарили подарки-сувениры гостям, изготовленные своими руками. Воспитанники и родители знакомились с православными народными праздниками, с нормами христианской морали, с историей родного края, изготовляли своими руками костюмы для выступлений.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по духовно-нравственному воспитанию способствовала эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивала творческую и познавательную активность, учила осознанному отношению к восприятию музыки и другим видам искусства. Это наполняло детей радостью, открывало огромный мир добра, света, красоты и учило их творчески преобразовывать окружающий мир.
Основой реализации третьего направления явилась продуктивная деятельность детей, которая носила творческий характер и способствовала воспитанию трудолюбия, взаимоуважения, умению доводить начатое дело до конца, стремлению создавать прекрасное, доброе. Мы старались, чтобы дети передавали состояние души. Работу строили на основе передачи детям знаний, развития и восприятия цвета, формы, композиции, а так же формировали художественно - технические навыки и творческие способности. Детям предлагалась разнообразная тематика: «Платок для Богородицы», «Рождественская ночь», «На Святках», «Солнце играет», «Русская берёзка» и др. При выполнении работ дети использовали разные техники: пуантилизм, оттиск, рисование щетиной, ватными палочками, солью, свечой, набрызгом. Работы детей – это не только рисунки, но и поделки, выполненные с помощью различных средств: чернил, ваты, ниток, ткани, солёного теста, крупы, цветного опила. Это и изготовление рождественских елочек, пасхальных панно, ёлочных игрушек из теста, снежинок, вербочек из крупы. Дети расшивали пайетками рождественские саше, изготовляли объёмых ангелочков из бумаги, расписывали хохломские тарелки из папье - маше, пасхальные яички из солёного теста. Все используемые средства помогали расширять восприятие и возможности детей, вызывали ощущение успешности и уверенности.
Воспитание духовной личности на основе православных традиций мы осуществляем совместными усилиями образовательного учреждения и семьи. Семья при этом рассматривается как Малая Церковь. Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение в жизнь группы так, чтобы семья и детский сад не заменяли, а дополняли друг друга.
Многие родители не знали, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мы старались через разнообразные формы работы помочь родителям осознать важность развития духовно – нравственных качеств.
Это и совместные праздники, спектакли, именины детей и выставки семейных работ к праздникам, выпуски газет, практикумы «Игрушки на елку своими руками», «Хозяюшка», встречи с родителями «Доброе зернышко», информационные стенды «Православные праздники», «День Ангела ребёнка» и др.
Результатом работы было проведение диагностики по развитию духовно – нравственных качеств детей (по методике Р. М. Калининой «Закончи историю», схеме наблюдений Е. Г. Юдиной). Первичная диагностика результатов показала, что высокий уровень составил – 25%, средний – 27%, низкий уровень был у 48% детей. Это означало, что у многих детей не было развито в достаточной степени чувство сопереживания, они не всегда учитывали эмоциональное состояние близких людей. Итоговая диагностика показала, что высокий уровень составил 73%, средний – 27%, низкий уровень - 0%. Дети стали более общительными, доброжелательными, внимательными, научились радоваться успехам сверстников, чаще стали приходить на помощь друг другу, положительно реагировать на просьбы взрослых. У наших воспитанников развилась способность к осмысленным поступкам, умение высказывать свои мысли, выслушивать мнения других людей, осознанно относиться к себе и окружающим людям.
Наши воспитанники и мы являлись победителями выставок декоративно – прикладного искусства в центре дополнительного образования, в Вятском центре русской культуры и в Кировском областном Доме народного творчества. Дети были участниками праздника «Пасхальная радость» и рождественского концерта «Святки на Вятке», организованного приходом Свято-Никольского собора.
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что только в комплексной работе по всем трём направлениям (духовно-образовательному, музыкально-эстетическому и нравственно-трудовому) мы нашли верный шаг к формированию духовно – нравственных основ личности, к расширению социокультурных связей. Благодаря проведённой работе, наши воспитанники смогли совершить открытие о существовании внутреннего мира не только в себе, но и в других людях, а так же приобщились к православным традициям.
В заключении хочется сказать, что заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.
Перспективу нашей работы мы видим в посещении с детьми Свято-Никольского храма и тесном сотрудничестве с ним и мы надеемся, что согласованная педагогическая работа, которая проводилась в нашей группе, заинтересует родителей воспитанников других групп и даст толчок к собственному духовному развитию.
И тогда посеянное зерно даст хорошие всходы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством музыкальной и художественно-творческой деятельности
Материал представлен в виде опыта работы по духовно-нравственному воспитанию и презентации по теме....
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры...
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через художественную литературу.Педчтения.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с...
Программа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через театрализованную деятельность "В хороводе народных традиций".
Данная программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и направлена решать следующие задачи:- Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развити...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
РМО заведующих ДОУ, выступление по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников», октябрь 2021 г.
Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством национальных традиций православных праздников»...