ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС.
материал (младшая группа) на тему
выступление на педсовете о методах ,применяемых мною в работе с детьми раннего возраста по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС. | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС.
В последнее время мы (педагоги) все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет воспитательно – образовательный процесс, и общение со сверстниками. Работа с такими детьми требует особого подхода. Чем раньше начинается активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
В нашем детском саду нет логопедической группы ,но есть дети с недоразвитием речи которым может вовремя оказать помощь логпед в условиях логопункта
Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий со старшими дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.
Я в своей работе начала использовать элементы логоритмики и обратила внимание на то , что эти занятия полезны как для детей не имеющих проблемы с речью, так и для детей с выраженными речевыми трудностями .Они развивают фонематический слух и все стороны речи (лексическую, фонематическую, грамматическую).
Благодаря комплексу развивающих упражнений ребенок научится правильно слышать звуки, а значит и правильно их произносить, у него будет расширяться зона пассивного и активного словаря, он сможет правильно произносить не только отдельные слова, но и словосочетания, использовать в речи правильно построенные предложения. Речь ребенка станет не только понятной, но живой и эмоционально окрашенной.
Это достигается с помощью: упражнений по артикуляции, дыхательной, пальчиковой гимнастики; самомассажа, использования игровых технологий по речевому развитию. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова , движения и музыки. Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия
А ведь ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.
Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями. Стихотворения (речевые упражнения) я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
Например:
Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:
1.Отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, т.е. заранее предусмотренному;
2.«Третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.
В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:
1. Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
2. Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма.
3. Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. В комплексе они формируют двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Ритм воспринимается многими органами: тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи .Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи.
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:
1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:
- развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом; выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой. развитие воображения и творческих способностей.
2. Развитие у детей основных движений:
- контроль за осанкой; ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;
3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:
-активизация внимания; умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Речевые , пальчиковые игры .динамические паузы воспитатели используют в своей общей образовательной деятельности ,эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Всё , окружающее нас .живёт по законам ритма. Смена времён года , день и ночь, сердечный ритм - всё подчинено определённому ритму . Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Практика показывает , что регулярная логоритмическая деятельность способствует развитию речи детей младшего возраста ,формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успехи, и прерывать затянувшееся молчание детей.
В итоге мы все осознали ,что ЛОГОРИТМИКА становится праздником речи для детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста
Приводятся современные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО. Рассматриваются условия, которые педагогу необходимо соблюдать при пл...
Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...
«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»
Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… так писал Константин Дмитриевич Ушинский....
«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...
«Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста»
В современном дошкольном образовании актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому в нашем детском саду ведется постоянная работа с родителями, в целях повышения педагогической куль...