ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС.
материал (младшая группа) на тему

Бутова Лариса Александровна

выступление на педсовете о методах ,применяемых мною в работе с детьми раннего возраста по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  В ДОУ В РАМКАХ  ФГОС.

В последнее время мы (педагоги) все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь.  Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет воспитательно – образовательный процесс, и общение со сверстниками. Работа с такими детьми требует особого подхода.  Чем раньше начинается активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект.

В нашем детском саду нет логопедической группы ,но есть дети  с недоразвитием речи которым может вовремя оказать помощь логпед в условиях логопункта

 Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий со старшими дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий.

Я в своей работе  начала  использовать элементы  логоритмики и обратила внимание  на то , что эти  занятия  полезны как для детей не имеющих проблемы с речью, так и для детей с выраженными речевыми трудностями .Они развивают фонематический слух и все стороны речи (лексическую, фонематическую, грамматическую). 

Благодаря комплексу развивающих упражнений ребенок научится правильно слышать звуки, а значит и правильно их произносить, у него будет расширяться зона пассивного и активного словаря, он сможет правильно произносить не только отдельные слова, но и словосочетания, использовать в речи  правильно построенные предложения. Речь ребенка станет не только понятной, но живой и эмоционально окрашенной.

Это достигается с помощью:  упражнений по артикуляции, дыхательной, пальчиковой гимнастики; самомассажа, использования игровых технологий по речевому развитию. Логоритмические  занятия основаны на тесной связи слова , движения и музыки. Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия

 А ведь ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.

Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями. Стихотворения (речевые упражнения) я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

 Например:

Дождик: кап!»

Птица: кар, кар, кар! (крылья)

Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)

Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)

Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)

Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)

Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)

Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)

Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:

1.Отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, т.е. заранее предусмотренному;

2.«Третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:

1. Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.

2. Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма.

3. Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. В  комплексе они формируют двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Ритм воспринимается многими органами: тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи .Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Логоритмика  основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:

- развитие дыхания, голоса, артикуляции; координация движений со словом; выразительность движений и речи; воспитание координации пения с ходьбой. развитие воображения и творческих способностей.

2. Развитие у детей основных движений:

- контроль за осанкой; ходьба разных видов; умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение; навыки выразительного движения; развитие мелкой моторики;

3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:

-активизация внимания; умение показать характер ритма в движении и речи; определение чувства музыкального ритма.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Речевые , пальчиковые игры .динамические паузы воспитатели используют в своей общей образовательной деятельности ,эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Всё  ,  окружающее нас .живёт по законам ритма. Смена времён года  , день и ночь, сердечный ритм - всё подчинено определённому ритму . Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Практика показывает ,  что регулярная  логоритмическая  деятельность способствует  развитию речи детей  младшего  возраста ,формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками Именно комплексная работа, основанная на эмоциональном стимулировании развития речи, может приносить успехи, и прерывать затянувшееся молчание детей.

В итоге мы все осознали  ,что ЛОГОРИТМИКА становится праздником речи для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста

Приводятся современные подходы к планированию игровой деятельности детей раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО. Рассматриваются условия, которые педагогу необходимо соблюдать при пл...

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» 2021г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»

Усваивая родной язык, ребенок усваивает… бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов… так писал Константин Дмитриевич Ушинский....

«Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий» в группе раннего развития детей 1,5-2 лет

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их раз...

«Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста»

В современном дошкольном образовании актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому в нашем детском саду ведется постоянная работа с родителями, в целях повышения педагогической куль...