Семинар - практикум для педагогов
материал на тему
Семинар игра-сказка предназначен для работы с педагогическим коллективом детского сада,с целью сплочения коллектива,
снятия психоэмоционального напряжения и барьеров в общении между членами группы.
Рисование «волшебными красками» - сказкотерапевтическая техника для актуализации ресурса жизненной силы.
Также используется для отреагирования и сублимации деструктивных чувств, подавленного напряжения.
На лист фанеры или плотного картона можно наносить множество слоев краски, пока художника не удовлетворит результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_._sozdaem_skazochnuyu_kartinu.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
«Создаем сказочную картину»
Семинар игра-сказка предназначен для работы с педагогическим коллективом детского сада, с целью сплочения коллектива, снятия психоэмоционального напряжения и барьеров в общении между членами группы.
Рисование «волшебными красками» - сказкотерапевтическая техника для актуализации ресурса жизненной силы. Также используется для отреагирования и сублимации деструктивных чувств, подавленного напряжения. На лист фанеры или плотного картона можно наносить множество слоев краски, пока художника не удовлетворит результат.
Готовые картины можно использовать в оформлении кабинета, создании декораций для спектаклей-импровизаций.
Простая инструкция – превратить простой лист картона в красивую сказочную картину; или создать сказочное настроение; или создать карту сказочной страны – «вид сверху».
Основной прием – спонтанное рисование.
Основные задачи:
- позитивный настрой членов группы на дальнейшее совместное сотрудничество в профессиональной деятельности;
- обучение навыкам самопознания;
- предоставление опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры;
- развитие коммуникативных навыков, открытие новых форм сотрудничества;
- развитие эмпатии;
- закрепление дружеских отношений между членами коллектива;
- снятия психоэмоционального напряжения, посредством арттерапии.
Материалы:
- Клеенка, тряпки, салфетки, фартуки или халаты (словом, средства защиты)
- Миски литровые (будущие «волшебные горшочки»)
- Лист плотного картона, но лучше фанера или ДВП (для совместного рисования – большой лист, для каждого участника лист А4)
- Мука (из расчета чуть меньше половины миски на одного человека)
- Соль крупная (одна горсть – или 2-3- столовые ложки на одного человека)
- Масло (подсолнечное или иное растительное) из расчета половина чайной ложки на одного человека
- Клей ПВА (минимум 4 столовые ложки на одного человека, можно больше)
- Краски ГУАШЬ (желательно свежая, желательно 12 цветов)
- Вода (лучше, если у каждого участника будет своя мисочка или бутылочка; тесто постепенно разбавляется водой до густоты теста на оладьи или густые блины) Хорошо, если у каждого участника будет своя 1,5 литровая бутылка с водой из-под крана
Ход занятия:
1.Приветствие.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие воспитатели! Наша встреча посвящена созданию коллективной, сказочной картины. Сегодня первый раз в 2017г мы встречаемся вместе в нашем уютном зале, чтобы оставить в прошлом все, что беспокоило нас и тяготило ранее. И теперь пришло время пожелать себе и друг другу все самое доброе и позитивное и что мы с большим удовольствием возьмем себе в будущее. А символично закрепим наши желания и оптимистический настрой в создании сказочной картины. Прежде чем мы начнем творить, давайте сначала снимем с себя напряжение, раскрепостимся и поиграем в игру «Интервью с соседом».
2.Коммуникативная игра
Игра «Интервью с соседом»
Цель: Релаксация, настрой на совместную работу, познание себя и другого человека.
Сидя в кругу, участники делятся по парам и беседуют друг с другом в течении 2 минут. В диалоге им необходимо ответить друг другу на три вопроса:
- Что больше всего нравиться в своей профессиональной деятельности?
- Что тяготит и не нравиться в коллективе, в профессиональной деятельности?
- О чем мечтаете?
По истечению времени педагоги рассказывают всем участникам семинара о своем соседе, отвечая на поставленные вопросы, т.е. передать кратко, ярко, эмоционально информацию, полученную в интервью.
3.Практическая деятельность.
Техника «Волшебные краски»
Символическое значение «волшебных ингредиентов»
Мука – хлеб, достаток, достаточное количество материальных возможностей для реализации задуманного, удовлетворенность, покой, гармония
Соль – процесс поиска, познания сути вещей и явлений, кристаллы знаний, жизненного опыта
Масло растительное – сок растения, синхронизация с происходящим, и, как следствие, удачное стечение обстоятельств (масло добавляется немного, чтобы «не подскользнуться»)
Вода – энергия жизни во всех ее многоаспектных проявлениях
Клей – восстановление целого из частей
Краски – многообразие жизненных проявлений и опыта
«Волшебный горшочек» - символическая Чаша, вместилище нового опыта
Ход процесса
Ведущий: Знаете ли вы, дорогие друзья, что в сказочном мире это называют «волшебным горшочком для красок»? Позвольте рассказать.
Так вот, жила, давным-давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать о всех ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.
Она прочла заклинание, и… очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!
Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми.
«Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту?!
Что же делать?!» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»
Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»
По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие – что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло «как по маслу»; для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали «склеить» разбитые отношения…
«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. – В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки между пальцев, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».
Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у нее! Небо прислало ей голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.
Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.
С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовят их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну.
Вот такая история, дорогие друзья! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить волшебную страну.
Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его у руках, я расскажу вам как готовить основу для красок. Итак, сначала вы наполовину (или чуть меньше) заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать ее пальцами, помня, что мука была положена для сытости и здоровья. Затем, вы добавляете горсть соли и перемешиваете ее с мукой, помня о том, что соль помогает познавать тайны. Далее, вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Поэтому добавляйте не более половины чайной ложки масла. Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто. Перетирая комочки между пальцев, потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно 2-3 столовые ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте. Если тесто сильно загустеет, его можно чуточку разбавить водой.
Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, кто какой цвет будет создавать в своем горшочке. Создавать страну мы будем общими красками. Итак, в путь!
В процессе приготовления красок ведущий оказывает участникам помощь. Если при распределении цветов возникают трудности, можно подчеркнуть важность сотрудничества и взаимопонимания между начинающими волшебниками.
Когда краски будут готовы, ведущий помогает участникам разложить большой картон (или лист фанеры, или ДВП) и показывает как рисовать волшебными красками. Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объемность».
Ведущий, наблюдая за процессом рисования, может неоднократно повторять, что создается сказочная картина, поэтому она должна быть красивой, интересной, необычной.
После того как картина будет создана, ведущий просит участников навести порядок. Затем все усаживаются в круг.
Ведущий начинает обсуждение. Ниже приводятся примерные вопросы для обсуждения.
Дорогие друзья, каково быть волшебником, создавать новый мир, новую страну?
Что было легко, а что трудно?
Как опыт приготовления волшебных красок и совместного создания сказочной картины будет полезен нам в реальной жизни?
После обсуждения ведущий подводит итог.
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами познали первый урок волшебства, который гласит: «Волшебство – это творчество». Мы узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И, самое главное, смогли приготовить их сами, и создать новую сказочную страну. Давайте заберем с собой из нашего путешествия ощущение доброго волшебника, способного творить.
Используемые источники:
1.Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. Техника «Волшебные краски».
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева
Сказка об источнике
Представьте себе, недалеко от одного селения из-под земли бил чистый родник. Вода в нем была изумительно прозрачной и целебной. Сила источника была так велика, что издалека казалось, будто из-под земли бьет настоящий фонтан. Как это ни странно, но не всем людям это нравилось. Многие привыкли к тому, что вода из источников обычно сочится по каплям. Именно это, говорили они, делает воду особенно ценной. Надо сказать, что у этих людей нашлось немало сторонников, и в скором времени каждый приходящий к роднику считал своим долгом принести с собою камень, чтобы положить его в то место откуда из-под земли била вода.
Вскоре источник перестал издали напоминать фонтан. Его силуэт стал походить на курган. Вблизи, действительно, через камни просачивались лишь немногие капли, и люди с энтузиазмом и азартом ловили их в маленькие скляночки.
Прошло еще немного времени и вблизи каменного кургана стало невероятно сыро, даже образовалось маленькое болотце. По-видимому, вода нашла какой-то иной способ просачиваться сквозь землю. Это новое состояние источника перестало нравиться людям, они больше не стремились к роднику, а если и приходили, то несли с собой доски, чтобы справиться с сыростью под ногами.
Еще через какое-то время об источнике позабыли, а место, где он находился, стали называть Новым Болотом.
Вокруг Нового Болота налаживалась жизнь. Ведь многие растения, насекомые, земноводные, животные и птицы любят жить на болоте. Люди приходили сюда за особыми кислыми ягодами и некоторыми травами. Вроде все шло хорошо, и можно было бы даже сказать, что источник приобрел новое качество…
Но однажды в это место забрел один человек. Может, он заблудился, а может, страсть к приключениям и исследованию нового потянула его сюда. Сначала он промочил ноги, потом попробовал кислых ягод, и вот увидел странный каменный курган. Любопытство вело его по узкой тропинке. Оказавшись вблизи кургана, он увидел, как из-под камней вытекает тонкая струйка воды и растворяется дальше в болотных травах. «Вот где, оказывается, скрывается источник этого болота! – догадался он. – Но зачем же здесь так много камней?!»
Он стал снимать камни и отбрасывать их в сторону. Один, другой, третий… Непонятно почему, но ему хотелось разобрать этот странный курган и узнать, что лежит в его основании. Он работал ни один день. Ему было интересно. Болоту тоже. Оно менялось день ото дня. То, что оно теперь из себя представляло, кто-то мог бы назвать даже «садом камней».
По мере того, как путник убирал камни, воды становилось больше. Она была вкусной, чистой. Теперь от бывшего кургана бежал веселый ручеек.
И вот остался последний ряд камней. Путник отвлекся, залюбовавшись полетом бабочки, и вдруг услышал необычный звук, похожий на голос бурлящей воды.
Вода, действительно, бурлила. Родник, набрав свою силу, уже самостоятельно отбрасывал последние камни. Каждый из камней нашел свое место, укрепив русло только что образовавшейся речушки.
Со временем вода так обточила камни, что они стали похожи на чудесные скульптуры…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»
Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...
Семинар практикум для педагогов «Здоровье педагога- залог успеха в работе!»
Семинар практикум для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...