Особенности педагогического взаимодействия с дошкольниками в игре
статья по теме

Губатова Елена Гизералиевна

Знания о закономерностях игровой деятельности детей, характере и особенностях детского сотворчества и соперничества могут служить педагогам необходимой основой при разработке, апробации и внедрении игровых и неигровых форм обучения и воспитания в собственную педагогическую практику. Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная с условностями, - это игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedushchuyu_rol_v_razvitii_samorazvitii_rebenka.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущую роль в развитии саморазвитии ребенка, педагога, да и вообще во всей жизни человека, играет его собственная деятельность. Смена возрастных этапов становления психики происходит под влиянием появления новой ведущей деятельности. Именно в процессе ведущей для каждого возраста деятельности происходят важнейшие изменения познания, чувств, воли, характера, всей личности ребенка и педагога.

Ребенок имеет в своем репертуаре игр все основные виды человеческой деятельности и каждый из них вносит свои вклад в его психическое развитие.

Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

«Детская игра - это не забава». П.Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными, навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Игра - это работа детей, но без педагогического взаимодействия с ребенком, игра детей не состоится. Педагог ребенку друг, помощник, партнер.

В возрасте 2-4 лет дети предпочитают игры, в которых можно поразмяться, поползать, полазить, потолкаться, пошуметь.

4-6 летние дети начинают играть в игры, требующие силу, быстроту и координацию движений: они любят прыгать, скакать, перепрыгивать, топать. То. чем играет ребенок, и участие взрослого в игре - два мощных фактора, оказывающие влияние на развитие ребенка. Немаловажное влияние на рост познавательной активности ребенка оказывает разнообразие и доступность предметов, которые он может время от времени исследовать: «доходить до их сути», экспериментировать с ними, смотреть на них, пробовать на вкус, нюхать, дотрагиваться до них, манипулировать ими, делать о них маленькие открытия, приводить их в движение и т. п.

Игрушки важны сами по себе, но в контексте социального обмена они приобретают особую значимость. Когда дошкольники играют с физическими объектами, такими, как песок, вода, камешки, игрушки, они все время узнают что-то новое: играя с мячом, они видят, что если мяч сильнее ударить, он выше отскачет; строя что-то из кубиков различных размеров и форм, они выясняют, что кубики нужно уравновешивать, иначе вся постройка развалиться; привязав носовой платок четырьмя концами к гирьке и подбросив парашют в воздух, они могут узнать кое-что о притяжении. Но дети не владеют навыками игровых действия с незнакомыми игрушками.

Все игрушки обыгрываются педагогами с детьми, предлагаются разные варианты игровых действий, вовлекая детей к созданию сюжетов. Здесь поможет и чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии, показ сюжетов кукольного театра, инсценирование сказок и т.д.

Любимые игрушки - те, что ребенок сотворил сам: крепости из палочек, рвы, вырытые при помощи старой ложки или совка, бумажные кораблики, самодельные головные уборы/клоунский колпак, рыцарский шлем. Из пустых коробок различных размеров легко сделать игрушки, вкладывающиеся одна в другую наподобие матрешек. Головоломки, сделанные из картинок, помогут развить память ребенка.

Лучшие игрушки получаются из предметов, составляющих неотъемлемую часть повседневного обихода ребенка: пакеты из-под молока, коробок из-под обуви, коробочек разных размеров и форм, клочков меха, ложек, чашек, шкатулок с разноцветными пуговицами, крючками, кнопками всех форм и размеров и т.д. Дети любят играть с крупными карандашами и фломастерами, с деревянными машинками, лодочками, куклами. Привлекают детей большие мячи, тележки, старые покрышки, которые используются как велосипед или качалка. Для развития моторных навыков детям можно дать разноцветные деревянные бусы и лопаты для уборки снега. С помощью бус ребенок научится различать цвета, сопоставлять, создавать узоры. Обязательно нужно поощрять желание ребенка играть с другими детьми. Когда ребенок подрастет, в его играх появятся правила и некая цель.

Восприятие - чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Наиболее развитой и важной для процесса познания является система зрительных восприятий, далее идут осязательные, слуховые и т.п. В процессе познания восприятия дети выполняют следующие функции во взаимодействии с педагогом:

- отражают отдельные отношения, присущие предметам и процессам внешнего мира;

- позволяют выделить целостный предмет из окружающего фона, отображая по законам подобия и перспективы его формы, величину, фактуру поверхности, положения в пространстве (зрительное и осязательное восприятие);

- могут служить признаком других ненаблюдаемых свойств предмета, если связь между восприятием и этими свойствами заранее известна;

-могут выступать в качестве моделей для других, наблюдаемых объектов, предметов, аналогичных воспринимаемому в каких-либо отношениях.

Память - сохранение индивидом результатов его взаимодействия с миром, дающие возможность воспроизводить и использовать эти результаты в последующей деятельности, перерабатывать и объединять в системы, совокупность психических моделей действительности, построенных данным индивидом.

Воля - сознательная целеустремленность ребенка на выполнение тех или иных действий. Начальным звеном волевого действия-является постановка и осознание цели, затем принятие решения действовать выбор наиболее целесообразных способов осуществления действий. Умение и способность принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца является результатом опыта, знаний, воспитания и саморазвития дошкольника.

Изменения этих процессов в игре видны, но за ними скрываются и их определяют более существенные, но не видимые так ясно, развитие личности и сознания ребенка. Почти все исследователи, изучавшие детскую игру, единодушно отмечают, что она является наиболее свободной и самостоятельной деятельностью ребенка. Это выражается не только в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного их употребления независимостью от их конкретного значения, определяются тем значением, которое сам ребенок придает им в игре. Ребенок отдается игре со всей силой свойственной ему эмоциональности, испытывая при этом максимальное удовольствие и всестороннее развитие. Педагог для ребенка всегда является самым близким соучастником, партнером, другом.

Качество дошкольного воспитания в значительной мере зависит как от правильно составленной системы развивающих задач, так и от адекватной стратегии общения, взаимодействия взрослого с детьми. Развертывая общение с детьми, необходимо учитывать и их возрастные особенности, и индивидуальные склонности и интересы, и специфику того вида деятельности, в котором взрослый взаимодействует с детьми. Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, мы должны иметь в виду прежде всего их совместную игру, далее занятия, труд.

Именно в игре устанавливаются с ребенком личностные контакты. Это путь к личностно-ориентированному    взаимодействию с ребенком. Это педагогический профессионализм.

Детская игра включает в себя два основных вида: сюжетную игру и игру с правилами. Специфика сюжетной игры заключена в условном, замещающем характере действий. Такие игры позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события,

Игры с правилами существенно отличаются от сюжетной. Это достаточно жесткая деятельность - где определены обязательные для участников правила (игры подвижные, дидактические).

Дополняя друг друга, оба вида игры оказываются весьма эффективном развивающим средством, которое трудно заменить другими формами активности.

Благополучие и развитие детей в дошкольном учреждении полностью зависит от тех взрослых, которые с ними работают.                                    ,

Исходя из позиций личностно-ориентированной педагогики, общение с ребенком понимается как педагогическое взаимодействие, которое реализуется при непосредственном участии взрослого (воспитателя) в играх детей. Однако, как показывают наблюдения, несмотря на то, что современная психология и педагогика освободили игру от узкодидактической функции «проработка знаний», эта установка до сих пор является стереотипом сознания большинства воспитателей дошкольных  учреждений  и администрации детского сада (результаты собеседований в курсовой работе, наблюдения практической деятельности педагогов ДОУ).

Ограничение игры часто дидактическими функциями влечет за собой все тот же «учительский» тип отношения воспитателя к детям: педагог руководит игрой, а дети выполняют его указания. Небольшие отрезки времени, остающиеся от строго регламентированных занятий, игр не удовлетворяют требованиям, связанным со свободным, непринужденным взаимодействием взрослого с детьми.

 В практике педагогов ДОУ отмечается негибкое использование прочих помещений, провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с детьми. Игровые уголки с постоянной экспозицией и тематикой, что значительно снижает интерес детей, не способствуют взаимодействию в игре.

К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными типами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в игры детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельности, творчества, инициативы детей. Содержание игровых пространств должно быть мобильным, регулярно обновляться в соответствии с информацией, полученной от педагога в рамках усвоения программных задач, создавая условие для созидательной деятельности детей, креативности, реализацию индивидуальных особенностей и способностей детей.

Для того, чтобы дети овладевали игровыми умениями, взрослые (педагоги, родители) должны играть вместе с ними. Зачастую этого не происходит по следующим причинам, мешающим обновлению работы детского сада:

-установка педагогов на обучающие занятия как приоритетную форму работы с детьми;

-недостаток содержания, адекватного запросам современных требований детей, позволяющих наладить совместную непринужденную деятельность в игре;

- жесткий режим дня, не предоставляющий возможности детям играть;

- недостаточная информационность детей, способствующая развитию сюжета игр.

Эмоциональный комфорт ребенка зависит не только от его взаимоотношений с близкими взрослыми, но и от взаимоотношений со сверстниками.

Положительное отношение сверстников, их благоприятные оценки во многом определяются тем, насколько свободно ребенок вступает в контакты, умеет ли развернуть интересную совместную игру. Сначала взрослый, развертывая игру с ребенком, поясняет все игровые действия, объясняет правила и стимулирует к этому ребенка. Среди педагогов-практиков бытует представление о том, что маленькие дети не могут играть вместе. Разумеется, в младшем возрасте взаимодействие дошкольников еще очень кратковременно и должно поддерживаться взрослыми. Вместе с тем, пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать друг с другом - задача сложная даже для старших дошкольников. Поэтому надо отчетливо понимать, что совместная самостоятельная игра детей может развернуться только в небольших микрогруппах (3-4 человека), с помощью взрослых создаются в помещении игровые пространства, где дети могут играть, не мешая друг другу.

Пока в дошкольных учреждениях такая позиция не находит места в работе с детьми. Несмотря на то, что достаточное количество ДОУ создали благоприятные условия для овладения усложняющимися умениями, возможности самих детей не реализованы. Воспитатели не владеют навыками формирования у детей игровых действий. В данном процессе отмечается стихийность, где организация жизни детей не носит целенаправленный характер. Отсутствие у педагогов навыков личностно- ориентированного взаимодействия с детьми не позволяет им в полной мере реализовать основные принципы педагогики сотрудничества.

Если педагогу удается контролировать и совершенствовать способы общения с ребенком, проявлять внимание и отзывчивое отношение к нему, терпеливо и доброжелательно выслушивать каждого ребенка, ласково с ним обращаться и пр., то в процессе взаимодействия в игре не владеет индивидуальным подходом, сдерживая тем самым проявления его творческих способностей и инициативы. У некоторых педагогов отсутствует профессиональное умение удерживать позицию равноправного партнера при взаимодействии с детьми в игре.

Так, выяснилось, что основная сфера приложения усилий педагога в течение рабочего дня - обучающие занятия, от чего дети устают, теряют свою познавательную активность, лишаются возможности общения и взаимодействия друг с другом.

Много времени и энергии воспитатель затрачивает на подготовку занятий. Тематика занятий не является продуктивной, способствующей развитию игры, игровых мотивационных ситуации, действии, т.е. информационная часть занятий не побуждает детей к развитию игровых сюжетов. Подавляющее большинство воспитателей отметили, что после проведенных занятий у них возникает чувство облегчения, как если бы основная дневная работа проделана (по 10-30 минут, 2-3-4 занятия).

Как видно, установка только на занятия влечет за собой и распределение усилий педагога не в пользу других форм работы, а именно игровой деятельности детей.

Может ли воспитатель, так выстроить занятия, чтоб его дети смогли продолжить в самостоятельной игровой деятельности.

К тому же имея дело с большой группой детей (фронтальные занятия, которые до сих пор практикуются в ДОУ), педагог неизбежно сталкивается с ситуациями, когда необходимо упорядочить поведение детей, снять их излишнее возбуждение, а порой напряжение и усталость. А оно (возбуждение) неизбежно при неправильной организации деятельности детей в течение дня.

По характеру поведения взрослого в этих раздражающих его ситуациях, можно косвенно судить о наличии признаков «профессиональной усталости», в результате чего в большинстве своем воспитатели не готовы включиться в качестве партнера в совместную непринужденную игровую деятельность с детьми. Педагог не владеет необходимыми для этой формы работы знаниями о детской деятельности и содержанием, адекватным запросам детей.

Рекомендации педагогам ДОУ по организации игровой деятельности:

- создание гибкого режима дня с учетом здоровья детей, их интересов, творческих запросов, индивидуальных особенностей развития;

-переориентирование педагогов ДОУ с репродуктивных методов взаимодействия с детьми в игре, на продуктивные;

-создание условий развивающей среды (по интересам детей);

-понимание педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в игре как одного из самых лучших профессиональных качеств воспитателя;

-использование игровых приемов в процессе обучения;

-признание в ДОУ приоритетной самостоятельной игровой деятельности, направленной на творческую, созидательную, познавательную активность дошкольника.

Игра возникает в результате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новой информации, специально созданных условий (игрушек, игровых пространств, где ребенок может играть, игровой техники и т.д.), которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от впечатлений, складывающейся системы ценностей.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Взаимоотношение дошкольников в игре"

Старший дошкольный возраст (из личного опыта)...

Развитие межличностного взаимодействия старших дошкольников в игре.

Экспериментальная работа на тему : "Развитие межличностного взаимодействия старших дошкольников в игре"....

Особенности педагогического творчества воспитателя дошкольников.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогическим творчеством воспитателей дошкольников....

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....

Особенности использования методов сопровождения и поддержки в педагогическом взаимодействии с застенчивыми детьми.

Основная трудность работы с застенчивыми детьми заключается в том, что их особенность долго остается незамеченной. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и это им...

Ребенок с гиперактивностью: особенности педагогического взаимодействия

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом гиперактивности. ...

Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста

Педагогическое взаимодействие – это специально организованный процесс между ребенком и наставником, который влияет на развитие взаимодействующих сторон и их взаимоотношений....