Особенности педагогического творчества воспитателя дошкольников.
статья на тему

В статье рассматриваются вопросы, связанные с педагогическим творчеством воспитателей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности педагогического творчества воспитателя дошкольников

Иванова Г.А.

ГБОУ СОШ № 1411 (структурное подразделение дошкольного образования), Москва

Аннотация: в статье рассматриваются особенности педагогического творчества воспитателей дошкольников.

Ключевые слова: творчество, педагогическое творчество.

Дошкольное детство – особый период в жизни каждого человека, в этом возрасте продолжается формирование положительных качеств, личности ребёнка. В это время важно научить ребёнка проявлять доброе отношение к природе, к окружающим, к сверстникам. Воспитатель должен уметь решать большое количество профессиональных задач в различных ситуациях. Сейчас особое внимание уделяется развитию творческого потенциала воспитателя. Он должен обладать современным мышлением и психологической культурой. «В связи с этим проблема субъектности, профессионализма и креативности специалистов приобретает особое значение» [1, с. 6], [2]. «Педагогическая деятельность по своей природе – творческая» [5, с.53]. В статье Г.Ф. Приваловой говорится: «Общество XXI в. как никогда нуждается в педагоге высокой квалификации, с развитым мышлением, проявляющим инициативу, творческую самостоятельность, поскольку только человек, умеющий нешаблонно мыслить и действовать, может стать полноценным педагогом, способным принимать оптимальные решения в самых сложных педагогических ситуациях» [12, c. 74]. Сейчас дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования, но является первой ступенью в системе непрерывного образования. Одним из главных в дошкольной организации является воспитатель, причём он должен быть не просто воспитателем, а педагогом - исследователем, творческой личностью [6].

Для учёных проблема творчества является интересной и достаточно изученной. Данной теме уделяли внимание многие философы (А. Бергсон, И. Кант, Платон, Ф. Шеллинг, и др.), педагоги (Я. А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинский, Л. Н. Толстой, и др.), психологи (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А.Потебня, В.П. Полонский, Я.А. Пономарёв, В.В.Савич, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, многие другие) [16]. Творчество – понятие сложное, многоаспектное, его изучение имеет длительную историю, но, как не странно, нет чёткого определения данному понятию. В своей работе О.В.Дыбина пишет: «В философской и психолого-педагогической литературе нет чёткого определения феномена творчества. Каждая наука, исходя из специфики своего предмета и методов исследования, рассматривает и раскрывает какую-либо одну сторону творчества. В этой связи понятие «творчество» трактуется неоднозначно не только в рассматриваемых науках, но и разными авторами в одной и той же науке» [16]. Проследим, как характеризовали термин «творчество» учёные.

С. И. Ожегов в словаре русского языка пишет: «Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» [11]. Краткий философский словарь даёт следующее понимание творчества: «Творчество – деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создаётся новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это созидание нового в интересах социального прогресса, возрастания степени свободы человека, гуманизации общественных отношений, обеспечивающих всестороннее, гармоническое развитие личности» [8].

П. Энгельмейер даёт такую формулировку: «Творчество человека есть только продолжение творчества природы. Как то, так и другое составляют один ряд, не прерывающийся никогда и нигде, ибо творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество» [15,c. 21]. Своё видение творчества у Е.Л Яковлевой: «Творчество-реализация человеком собственной индивидуальности», Я. И. Пономарёв рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию [3].

По мнению Е. П. Ильина существует несколько видов творчества. Он выделяет творчество научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными подвидами. Нас особо будет интересовать педагогическое творчество. Е. П. Ильин пишет: «Педагогическое творчество - это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идёт о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приёма в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т.е. новаторство». «Частным видом педагогического творчества является импровизация - нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас»» [3, c. 22-23] . Нечаева Т.А заметила, что: «педагогическое творчество – это одно из проявлений творчества вообще, и вместе с тем, оно характеризуется «высшей ступенью» профессиональной деятельности учителя, которая направлена на совершенствование или создание новых форм, методов и средств целостной педагогической деятельности» [10, с. 158]. Поэтому важно, чтобы педагог был талантливым, творческим, смог поделиться всем этим со своими детками. Педагогическое творчество включает различные формы и способы творческой самореализации. Это могут быть проекты, круглые столы, презентации.

Е. Лопухина, Д. Меренков пишут: «Креативное, творчески ориентированное образование - вот что позволяет воспитывать нестандартно мыслящих людей, способных грамотно решать проблемы, эффективно работать в самых разнообразных областях деятельности независимо от формальной специальности» [9, с. 118].

Проблема педагогического творчества нашла свое отражение в трудах многих известных учёных, среди них В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. Они утверждают, что «индивидуальность, целостность профессионала наиболее ярко проявляются тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью», а «творческая индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества» [13]. «Творческая индивидуальность педагога проявляется в его педагогической деятельности, в организации творческой обстановки в группе детей» [7, с.58].

Проблеме педагогического творчества особое внимание уделяется в трудах В. А. Кан-Калика,               Н.Д. Никандрова. В своей книге «Педагогическое творчество» они пишут: «Педагогическое творчество, пожалуй, сравнимо ни с каким другим видом продуктивной деятельности человека, и прежде всего потому, что учитель всегда творит на живом «человеческом материале». Это предъявляет к его деятельности особые требования» [5,с. 32]. «На педагогическое творчество существенно влияет уровень развития интеллектуальных качеств преподавателя, его способность находить верные решения педагогических задач, вырабатывать новые идеи и замыслы» [14, с. 90].

С.А. Козлова, Т.А. Куликова выделяют следующие требования к воспитателю: педагогическую направленность, эмпатию, педагогический такт, педагогическую зоркость, педагогический оптимизм, культуру профессионального общения, педагогическую рефлексию. Помимо перечисленных качеств, в научной литературе называются человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, высокая нравственность, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. В ряду этих трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.

Личностные качества воспитателя неотделимы от профессиональных (приобретенных в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности). Среди них И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, психологическую подготовку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Помимо личностных и профессиональных качеств воспитатель дошкольников должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько). Таким образом, воспитатель дошкольного учреждения характеризуется наиболее развитыми профессиональными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием процесса воспитания [18] . С работы воспитателя начинается социализация ребёнка, от взаимодействия воспитателя и детей, от его компетенции зависит дальнейшее развитие личности ребёнка, формируются его целевые ориентиры. Творческий характер деятельности воспитателя позволяет постоянно творить. Таким образом, педагогическое творчество проявляется как самореализация воспитателя. Успехи и достижения детей напрямую зависят от личности воспитателя, его профессиональной подготовки и творческого потенциала [17].

Список литературы:

1. Агапов В.С. Креативное развитие профессионального я будущего специалиста.//Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 6-13.

2. Агапов В.С. Системное изучение я-концепции субъекта в российской психологии.//Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 27-30.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости.- СПб.: Питер, 2012
          4. Казанцева В.В.
От творческой компетентности учителя к творчеству учеников.//Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2. С. 53-55.

 5. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990.

 6. Колесникова Г.Г. Педагогическое творчество воспитателей ДОУ. //Научный поиск. 2012. № 4.1 (4.1). С. 30-31.

7. Колесникова Г. Г. Мастер-Класс как активная форма коллективного творчества воспитателей дошкольного образовательного учреждения. //Научный поиск. 2012. № 2. С.58-60.

8. Краткий философский словарь.-М.: Проспект, 1998.

9. Лопухина Е., Меренков Д. Опыты по творческому развитию. //Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 118-121.

10. Нечаева Т.А. Креативность и творчество в педагогической деятельности. //Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2000. Т. 15. № 1. С. 158.

11. Ожегов. С. И. Словарь русского языка.-М.: Русский язык, 1977.

12. Привалова Г.Ф. Сущность и содержание формирования творческого потенциала педагога как определяющий фактор его творческой деятельности. //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 74-78.

13. Сластёнин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность.

М.: Магистр, 1997

14. Шабанов Г.А. Педагогическое творчество преподавателя вуза: факторы и проблемы развития.//Вестник Российского нового университета. 2012. № 1. С. 89-97.

15. Энгельмейер. П. Теория творчества.- М.: ТЕРРА- Книжный клуб, СПб.:Северо-Запад, 2009.

16. http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-issledovaniya-problemy-tvorchestva

17. http://sibac.info/12194

18. http://psylist.net/pedagogika/plukp.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Особенности педагогического взаимодействия с дошкольниками в игре

Знания о закономерностях игровой деятельности детей, характере и особенностях детского сотворчества и соперничества могут служить педагогам необходимой основой при разработке, апробации и внедрении иг...

«Особенности педагогического общения воспитателя дошкольного учреждения с детьми дошкольного возраста.»

В ХIХ веке женщина начала заниматься общественным трудом, появилась необходимость в создании сети дошкольных учреждений. В процессе развития системы детских садов и появилась новая профессия – в...

Семинар-практикум "Педагогическое творчество воспитателя"

В этом семинаре дается понятие "Что такое творчество воспитателя", как раскрывается творчество воспитателя в работе в ДОУ. Предлагается практическая часть к семинару, где педагоги могут пока...

Консультация для воспитателей и родителей "Особенности изобразительного творчества мальчиков и девочек"

Рисование – один из любимых видов детской деятельности у дошкольников. Именно в процессе рисования видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, дета...

Структура и особенности педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации

Своим происхождением профессия воспитатель обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, н...