методическая разработка « Игра-путь ребенка к познанию мира»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Уколова Нелли Валерьевна

Главное место в жизни любого ребенка занимает игра. Так что же такое игра? Многие полагают, что это приятное занятие, дающее ребёнку возможность расслабиться и самовыразиться. Отчасти это так, но в игре заложен и огромнейший образовательный потенциал.                                                                Игра раскрывает большие перспективы в развитии ребёнка не только потому, что реально раздвигает его возможности, но и в первую очередь потому, что формирует внутренний план действия, который, как известно, лежит в основе мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:                          

                      « Игра-путь ребенка к познанию мира».

Автор методической разработки:

Уколова Нелли Валерьевна - воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад №3 с.Заветное Ростовской области.

Вся жизнь ребенка неразрывно связано с игрой. Игра создает потребность в общении с другими детьми, сближает ребенка со сверстниками, приучает действовать согласовано и наполняет жизнь ребенка интересной содержательной  деятельностью, помогает изучить окружающий мир, делать первые открытия.

   А. М.Горький говорил, что игра это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Маленький ребенок - очень деятельное и любопытное существо. Он хочет активно участвовать в жизни взрослых людей и делать все так же, как делают они.

   В игре формируются черты будущего творца, создателя, труженика. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и на работе, когда вырастит - отмечает Макаренко.  В каждой хорошей игре есть рабочее усилие, и усилие мысли. Для того, чтобы мысли выросли инициативными, важно чтобы он играл, активно проявлял смекалку, находчивость, привыкал преодолевать возникшие трудности. Много из того, что делает ребенок, он повторят за взрослыми из любопытства.

Предметный мир, окружающие ребенка игрушки, вещи  помогают ему всесторонне развиваться. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.

Задача взрослых — помочь ребёнку войти в этот предметный мир, научить его правильно ориентироваться в нем, и главное – воспитать ценностное отношение к предметному миру.

Главное место в жизни любого ребенка занимает игра. Так что же такое игра? Многие полагают, что это приятное занятие, дающее ребёнку возможность расслабиться и самовыразиться. Отчасти это так, но в игре заложен и огромнейший образовательный потенциал.                                                            Игра раскрывает большие перспективы в развитии ребёнка не только потому, что реально раздвигает его возможности, но и в первую очередь потому, что формирует внутренний план действия, который, как известно, лежит в основе мышления. Дети любят играть, отгадывать загадки, решать задачки и головоломки, и, несмотря на то, что игра-это специфическая детская деятельность, нельзя недооценивать роль взрослого в её организации. И не следует забывать о том, что именно взрослые, их отношение к окружающему миру и взаимоотношения являются потенциальным примером в детских играх. Жизнь не стоит на месте, изменилась социальная среда. Многодетные семьи, где игра передавалась от старших детей к младшим, — редкость. Исчезли дворовые сообщества, где ребёнок учился играть. Появилась новая игровая реальность в виде компьютерных игр, которые всё чаще становятся основой игровых сюжетов. Поэтому чаще проверяйте, в какие игры играют Ваши дети, а при необходимости займитесь сами подборкой игр для своих малышей. Для того, что бы развитие вашего чада было гармоничным мы — воспитатели ваших детей предлагаем тесное сотрудничество, а что бы вам было легче нам помогать, знакомим вас с видами игр.                                     Игры-раскладки. Эти игры направлены на формирование умения определять, к какому миру — природному или рукотворному миру — относится предмет.  Игры-определения. Эти игры помогают определить способ использования того или иного предмета, в ходе их выясняется его назначение, строение и материал, из которого он изготовлен.                                                                       Игры-загадки. Эти игры учат детей описывать предмет, то есть выделять его основные признаки (форму, строение, материал, функцию, назначение и др.) Игры-преобразования. Направлены на приобщение детей к преобразованию предмета. В этих играх у детей формируется умение находить как можно больше вариантов и способов использования какого- либо предмета.        Игры-эксперименты, игры-опыты. В этих играх дети исследуют объекты. Игры помогают формировать умение видеть всё многообразие мира, развивают собственный практический опыт с помощью наглядных средств. Игры этой серии побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Примеры игр:

Игры-раскладки. «Помоги Петрушке»
По просьбе героя ребёнок раскладывает картинки с изображением предметов рукотворного и предметного мира в конверты с соответствующими символами, то есть выполняет действие-раскладывание.                                      
Игры – загадки: « Угадай, какой предмет».
Взрослый загадывает предмет. Ребенок задает вопрос, например: Большой или маленький?, Что с ним делают?, Тонет или нет? и т.д. пока не будет отгадан предмет.                                                                                                      
Игры-преобразования: «Как по — другому использовать предмет»
Взрослый показывает предмет или картинку с изображением какого-либо предмета, а ребёнок старается рассказать, как можно его использовать. Например, зонтом можно укрыться от дождя и солнца использовать его как трость; ложкой едят, размешивают, используют как музыкальный инструмент и т.д.                                                                                                  

Игры-экспериментыигры-опыты: «Удивительное стекло»
Взрослый вместе с ребёнком наливает окрашенную воду в стакан и выясняет, почему видно то, что находится в нём (стакан прозрачный). Затем стакан ставят на солнце, через какое-то время определяют, как изменилась температура стекла. Далее выясняют, что при падении предметы из стекла разбиваются (хрупкие) и т.д.                                                                                            

Исходя их всего вышесказанного, можно сделать акцент на том, что в игре формируются такие положительные черты характера как смелость, честность, стремление к достижению цели, коллективизм. В игре дети легко преодолевают робость и застенчивость, у них развивается находчивость и выдержка. Игра для детей не является просто забавой. В игре ребенок познает жизнь, играя, он  изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, изучат  растения, животных, окружающую жизнь взрослых. В игре изучение жизни протекают в доступной  и увлекательной для детей форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект занятия. Формирование целостной картины мира.Расширение кругозора.

Конспект занятия по экологическому воспитанию  Дикие животные"Волк"...

Методическая разработка по непосредственно-образовательной деятельности "Познание" для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Снежинка в гостях у ребят»Программные задачи:Закрепить знание свойств снега- холодный, его цвет- белый; из снега можно лепить куличи, пирожки и т.д.; в теплой комнате снег тает, в руке то...

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

Методическая разработка. Роль исследовательской деятельности в познании детьми старшего дошкольного возраста объектов неживой природы

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Природа – важнейшее средство во...

Методическая разработка по освоению образовательной области «Познание» во второй младшей группе по теме: «Весна пришла»

Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей второй младшей группы. На занятии использовались различные методы: слов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – ЭТО МЯГКАЯ ИГРУШКА»

В данной методической разработке представлен конспект игрового занятия с игрушкой – зайчиком с детьми раннего возраста. Данная методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образова...

Методическая разработка ННОД по образовательной области «Познание» «Мыло и его секреты»

Методическая разработка ННОДпо образовательной области «Познание»«Мыло и его секреты»для детей средней группы...