Использование фольклора, как средства музыкального, духовного воспитания ребёнка.
проект (средняя группа) на тему
игровой, информационный проект для детей средней группы с использованием народных песен, игр, танцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_muzykalnosti_u_rebenka.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА, ИСПОЛЬЗУЯ ОБРАЗНО-ДВИГАТЕЛЬНУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ ГРАМОТУ.
Основание актуальности проблемы.
Использование проектной деятельности, как дидактического средства, позволяет активизировать познавательные и творческие возможности ребенка. Знания, приобретенные ребенком в процессе реализации проекта, развивают многие способности и навыки.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, что становится более интересным. Проектная деятельность развивает самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными, учит отстаивать и доказывать свою точку зрения, умение публичного выступления. Родители активно вовлекаются в процесс, испытывая чувство сопричастности и удовольствия.
Теоретическая база опыта.
Музыкальность – это чисто человеческое качество. Оно складывается в процессе практики. Человек постепенно привыкает различать в звуках речи, в звуках природы их интонацию, длительность. Постепенно развиваются простейшие музыкальные образы. Люди совершенствовали свои способности в области сочинения, исполнения, восприятия музыки.
Но ребенку приходится проходить весть путь музыкальной культуры заново. Вопрос о музыкальности очень сложный. Музыкальность – это комплекс способностей. Академик Б. Асафьев отмечал, что у одних детей ярче проявляется музыкальная память, у других – отзывчивость на музыку. Часто наличие абсолютного слуха сопровождается туговатостью восприятия более серьезных музыкальных образов, а слабый слух порой сочетается с более серьезным интересом к музыке. Задача музыкального воспитания – обогатить личность ребенка миром музыкальных звуков, подвести его к восприятии. Музыки, показать, как можно взаимодействовать с музыкой, подготовить его к активной музыкальной деятельности в дальнейшем.
Цель проекта:
развитие музыкальных способностей ребенка.
Задачи:
- формирование двигательных навыков
- привлечение внимания детей к эстетической стороне музыки,
- обеспечение единства развивающих задач, воспитательных и
обучающих задач,
- нравственно-духовное воспитание,
Условия реализации проекта:
- наличие у педагога знаний по музыкальному воспитанию,
- понимание родителями важности музыкального воспитания,
- активное взаимодействие с воспитанниками, их семьями,
специалистами.
Паспорт проекта:
Вид проекта: творческий, игровой.
Участники: воспитатели, родители, воспитанники, специалисты – фронтальный.
Продолжительность: долгосрочный.
Образовательная область: физическое воспитание, познание, социализация, художественное творчество.
Предполагаемый результат: - объединение и сплочение всей группы,
- способствование выработке качеств и
способностей, которые пригодятся ребенку в
дальнейшей его жизни,
- внимание к звуку, к его особенностям,
- внимание к слову, проникновение в суть дела,
- внимание к окружающему миру
(наблюдение за природой, размышления о
ней),
- владение интонационными возможностями речи,
- образное мышление,
- культура движений,
- пространственные представления,
- улучшение памяти – слуховой и зрительной,
- развитие мелкой и крупной моторики
(игра на ДМИ),
- готовность к поиску творческих решений,
- умение концентрироваться и расслабиться.
Основные этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Включает в себя изучение знаний родителей, воспитателей и детей по данному направлению, планирование работы (составление «паутинки», планирование работы с семьей, специалистами), выбор форм и методов работы, подбор дидактического материала, иллюстративного, литературного материала. Подбор музыкального материала (живого исполнения и аудиоисполнения).
2 этап – основной (реализация проекта). Проведение досугов с использованием игр , игр-упражнений по данной теме, тематических занятий.
Игра-упражнение «Андрей-воробей».
Сначала нужно почувствовать ощущения от пения на одном звуке. Показать детям ниточку. Петь можно, держась за ниточку (чтобы звук не упал). Можно передвигать шарики, соответствующего размера (ритм попевки). Развиваются ритмический слух, звуковысотность, мелодия. Для развития тембрового слуха предлагаю использовать музыкальные инструменты (медведь тоже хочет спеть такую песенку, спросить, какой инструмент можно использовать?...по такому принципу используется попевка «Барашеньки» и т.д.
«Низко-высоко».
Развивается ритмический слух, звуковысотный, направление мелодии, отрабатываются навыки двигательной выразительностью. Ребенок движения производит на месте. Движения рук должны быть плавными, выполнять лёгкое покачивание. Можно выполнять движения как одновременно, так и поочерёдно. Мелодия исполняется в размере ¾. Тональность следует выбирать согласно диапазону школьника. Интервал между звуками составляет ч4. на слог «по» - низкий звук, восьмой длительностью. На слог «дъём» - верхний звук, четвертной длительностью. «И» - верхний звук, восьмой длительностью. «Спуск» - четвертной длит. низкий звук. И так далее – восьмая, четверть.
Подъём и спуск плавные руки вверх и вниз
И вверх и вниз. далее тоже самое
Смелей за звуки
Ты держись.
Взлетел – упал,
Взлетел – упал.
И на месте встал. руки внизу.
Для образно-двигательной музыкальной грамоты хорошо подходят русские народные попевки и песни. «Дон-дон», «У кота-воркота»………….
Далеко не все песни подходят для образно-двигательной музыкальной грамоты. Важно помнить, что при подборе подходящих произведений, кроме эмоционального переживания дети незаметно насыщаются музыкальным языком, учатся, прежде всего, говорить на нём.
Хороший результат дает использование образно-двигательной музыкальной грамоты при слушании музыки (определение настроения). Но уже не игры-упражнения, а игры ввиде небольшого рассказа. Например «Перед дождём».
Дети отправились на прогулку - (двигаются по залу в свободном направлении). Использовать хороводную музыку. Двигаемся спокойно, не торопясь….Подул ветер - (движения руками вверх – плавными, с приседанием. Музыка используется гаммаобразная, но не резкая. Закачались деревья - музыка вальсового характера.(«Вальс» м. Гречанинова) Следить за плавными движениями рук над головой, легкое покачивание из стороны в сторону. Закапал дождь – встряхивание кистей сверху вниз (музыка «Дождик, дождик» А. Лядов).
Для родителей проводятся консультации по темам: «Развитие музыкальности посредством музыкальной игры», Русский фольклор на музыкальном занятии», «Музыкальная деятельность вне занятий»…..
С воспитателями проводятся мастер-классы по образно-двигательной музыкальной грамоте. Проводятся регулярно.
3 этап – заключительный (презентация конечного продукта). Проводятся конкурсы, викторины, досуги, праздники («Музыка, которую мы любим»).
4 этап – анализ проекта и подведение итогов. Изучение мнения специалистов (обсуждение), родителей (анкетирование), мнение детей (вопросы: Тебе понравился праздник?, Что запомнилось?.....), проводится мониторинг. Подводится итог эффективности проекта.
Благодаря проекту у детей заметные успехи в пении, движении, слушании. Дети, которые , можно сказать, рта не открывали, начинают петь довольно чисто. Движения становятся грациозными и выразительными. А самое главное, у детей, играя, не навязчиво, происходит музыкальное развитие.
Человек постоянно находится в движении. Если проявить воображение, движение становится активным помощником в решении многих педагогических задач, не только музыкального направления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор – как действенный метод воспитания ребёнка с первых лет жизни
Использование фольклора в воспитании ребенка...
Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Мероприятие посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...
Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Знакомить детей с творчеством русского и мордовского народа....
Проект на тему: «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Знакомить детей с творчеством русского фольклора.Прививать детям любовь к своей Родине и её традициям....
Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников".
Музыкально- творческий проект : "Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников"....
Использование фольклора в музыкальном воспитании с детьми ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт по организации музыкального фольклора с детьми ограниченными возможностями здоровья....
Творческий проект на тему: "Использование фольклора в музыкальном воспитании детей ранего возраста"
Русский фольклор - одно из действенныхи ярких средств, таящий огромные возможности....